УДК 159.99

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ И ОТНОШЕНИЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ В ГРУППЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Кухарчук Ольга Валерьевна1, Черткова Вероника Валентиновна2
1ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, канд.пед.наук, доцент кафедры специальной психологии
2ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, студентка 3 курса

Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь личностных образований и тенденций с формированием отношения к алкоголю в подростковой и молодёжной среде, как необходимое условие организации корректной психолого-педагогической работы, направленной на устранение базовых психологических причин, способствующих употреблению алкоголя.

Ключевые слова: девиантное поведение, отношения к употреблению алкоголя, предупреждение алкогольной зависимости у подростков, психоактивные вещества, склонности к отклоняющемуся поведению


STUDY OF THE INTERRELATIONSHIP PROPENSITY FOR DEVIANT BEHAVIOR AND ATTITUDES TOWARDS ALCOHOL CONSUMPTION IN A GROUP OF OLDER TEENS

Kukharchuk Olga Valerevna1, Chertkova Veronika Valentinovna2
1Chernyshevsky Saratov State University, Ph.D., assistant professor of special psychology
2Chernyshevsky Saratov State University, 3rd year student

Abstract
The article discusses the relationship of personality structures and trends in the formation of attitudes towards alcohol in adolescence and youth environment as a necessary condition for the correct organization of psychological and educational activities aimed at addressing the underlying psychological reasons that contribute to alcohol use.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кухарчук О.В., Черткова В.В. Исследование взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и отношения к употреблению алкоголя в группе старших подростков // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13422 (дата обращения: 01.10.2017).

Профессиональный интерес психологов к проблеме употребления психоактивных веществ и, в частности, алкоголя в подростковом возрасте весьма высок. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвященных данной теме. За последние годы психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению алкогольной зависимости у подростков. Этому посвящены работы В.Ф. Якубовича, Г.П. Горячкина, И.В. Сажина, В.Д. Мастюковой, Б.С. Братуся, П.И. Сидорова, В.Ф. Матвеева, И.Л. Злотникова, М.А. Чалисова, В.В. Веселовского и других. В их исследованиях показано, что отношение к алкоголю складывается у подростков не только под влиянием микросоциальной среды и общественных проблем, но также может быть рассмотрено в контексте более широкого круга проявлений девиантного поведения [1, с. 144]. Подростковый возраст характеризуется «нормальной девиантностью», то есть подчеркивается распространенность отклоняющихся форм поведения в этом периоде, их «нормальность». Между тем среди причин девиаций выделяются комплексные личностные образования, которые служат благоприятной почвой для их закрепления. Эти и другие факторы необходимо учитывать и изучать в целях разработки комплексной профилактики употребления психоактивных веществ [2, с 92]. Систематическое употребление психоактивных веществ несовершеннолетними следует рассматривать, прежде всего, как психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство подростков всегда связано с другими нарушениями поведения.

Данные соображения обусловили цель и направление нашего исследования, осуществленного на факультете психолого-педагогического и специального образования в 2015 году. Целью работы выступает изучение факторов формирования отношения к алкоголю у подростков. В качестве изучаемого предмета выделяется взаимосвязь личностных особенностей и отношения подростков к алкоголю. Гипотеза исследования заключалась в том, что формирование положительного отношения к алкоголю у подростков разного пола детерминируется общими и специфическими факторами. К общим относятся возрастные закономерности развития (в том числе, уровень интеллектуального развития) и влияние социально-психологических, культурных и экономических факторов. К специфическим относится уровень осведомленности подростков, принятия полоролевых стереотипов и ряд личностных особенностей.

Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с использованием следующих методов психологического исследования:

1.Анкета «Отношение к алкоголю у подростков» (автор О.Н. Шишканова);

2.Методика склонности к девиантному поведению для подростков СОП (А.Н. Орел).

Опрос был проведен в СОШ №1 г. Энгельса и СОШ № 101 г. Саратова. Возраст учащихся составил 14-15 лет. Количество опрашиваемых – 54 человека (22 мальчика и 32 девочки). Основной целью было изучение взаимосвязи отношения к алкоголю (по анкете) с показателями шкал методики СОП. К ним относятся:

  • шкала установки на социальную желательность ответов (служебная шкала);
  • шкала склонности к преодолению норм и правил;
  • шкала склонности к аддиктивному поведению;
  • шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
  • шкала склонности к агрессии и насилию;
  • шкала волевого контроля эмоциональных реакций;
  • шкала склонности к деликвентному поведению;
  • шкала принятия женской роли.

В ходе обработки данных анкетирования нами были получены следующие результаты. Больше половины подростков считают, что на празднике можно обойтись без спиртного. Они понимают, что им ещё рано «по-взрослому» отмечать какое-либо событие, что алкоголь не главный атрибут праздника. Но всё же более 30% считают, что праздник невозможен без спиртного и без него будет скучно. Эта группа подростков, скорее всего, опиралась на свой опыт и питейные обычаи своей семьи. Её можно отнести к группе риска, так как респонденты изначально допускают присутствие алкоголя в своей жизни. С ними нужно проводить как вторичную, так и первичную профилактику, направленную на формирование здорового образа жизни и позитивных личностных качеств.

На вопрос: «Как ты считаешь, где обычно подросток впервые знакомится с алкоголем?»: «В кругу друзей» ответили 42% подростка, из них: девочки – 14, мальчики – 9; «На дискотеке» – считают 34% подростка, из них девочки – 7, мальчики – 11. «Случайно» ответили 24 %, из них: девочки – 6, мальчики – 7. Предлагая этот вопрос подросткам, мы исходили из того, что в своём ответе они, как правило, опираются на свой личный опыт и опыт своих друзей. Из ответов становится понятно, что подросток впервые знакомится с алкоголем в компании друзей, на дискотеках, из-за любопытства, чтобы не быть «синим чулком», почувствовать себя взрослым.

Большинство подростков считают, что алкоголь помогает уйти от проблем – 30% (10 девочек и 6 мальчиков); поднять настроение – 26% (6 девочек, 8 мальчиков), получить удовольствие – 23% (6 девочек и 6 мальчиков); облегчить общение, стать своим в компании – 20% (8 девочек и 3 мальчика). Исходя из ответов, можно сделать вывод, что подростки часто употребляют алкоголь по внутренним психологическим причинам. В состоянии опьянения легче всего забыть о проблемах в школе, дома. Подросток, употребляя алкоголь, поднимает настроение, раскрепощается в общении, становится «своим» в группе. Последнее, как видим, особенно актуально для девушек.

Большинство участников опроса ответили, что откажутся от предложения своих друзей выпить; это может говорить одновременно и о высоком уровне волевого контроля или о стремлении показать себя в лучшем свете, о демонстративности поведения. Высокий процент согласия принять спиртное у девочек объясняется, на наш взгляд, такими личностными особенностями, как более выраженная конформность с одной стороны и самокритичность и честность в ответах по сравнению с мальчиками с другой. Четверть подростков согласятся выпить при первом же предложении.

Опрос показал, что многие из опрошенных осознают потенциальную опасность алкоголя, и среди них также те, кто выразил свое согласие выпить, если предложат. Это говорит о том, что отрицательное отношение к алкоголю не является внутренне выработанным, а лишь «знаемым», социально навязанным. Для некоторых подростков ситуация иная: они внутренне убеждены во вреде алкоголя, но в силу личностных комплексов и склонности к конформизму готовы принимать алкоголь в среде сверстников. Таким образом, внешние установки по отношению к алкоголю не совпадают с психологическими потребностями подростка, что служит поводом для возникновения внутреннего конфликта в отношении употребления алкоголя.

На вопрос о пространствах, служащих местом выпивок подростков, 57% отметили улицу (из них 19 мальчиков и 12 девочек); 26% сказали, что место не имеет значения (7 девочек и 7 мальчиков), и 7 девочек считают, что подростки могут выпить в кафе или баре. Эти ответы демонстрируют личный опыт детей, показывающий, что подростки выпивают вне дома, находя места для этого в подъездах, беседках, тихих дворах. Тревожно, что 38% подростков ответили, что их сверстники «выпивают несколько раз в неделю». Как видно, большинство подростков эпизодически или более регулярно употребляют алкоголь в компании сверстников и считают это нормальным явлением в подростковой среде.

Изучая мотивы приобщения к алкоголю в подростковой среде, мы выяснили, что более половины опрошенных считают людей, употребляющих алкоголь, несчастными. Некоторые подростки в анкете дописали, что пьющий человек теряет свою семью, положение в обществе. Четверть подростков считают, что люди, которые употребляют алкоголь, не могут занять себя чем-то интересным. Следовательно, для подростков важным оказывается возможность занять себя чем-то как альтернатива употреблению алкоголя, а для девочек также важно быть принятой в группе. Девочки выделяют неуравновешенность как один из факторов употребления алкоголя, то есть рефлексируют по поводу «проблемных» личностных особенностей человека в большей степени, чем мальчики.

Обобщая результаты анкетного исследования, можно прийти к следующим выводам. Среди подростков распространено достаточно терпимое отношение к употреблению алкогольных напитков, несмотря на то, что в сознании подростков алкоголь и здоровый образ жизни несовместимы. При этом алкоголь не осознается подростками как фактор возникновения нарушений в собственном поведении. Анализ результатов также показывает, что в последнее время возрос уровень употребления алкоголя среди девушек. Выпивки почти всегда происходят в компаниях. Девушки в основном предпочитают пиво, тоник. Для них характерно равнодушие к учебе, а прием алкоголя дает возможность поднять настроение, уйти от проблем, стать своей в компании друзей. Причиной этого мы считаем, что дефекты этического воспитания девочек и девушек. Также необходимо учитывать, что девушки весьма эмоциональны, возбудимы и впечатлительны. Употребление алкоголя имеет для них иную психологическую окраску и специфические, отличные от мужских, мотивы.

По результатам опроса видно, что мальчики чаще девочек употребляют спиртные напитки, причем с возрастанием крепости алкоголя эта разница становится существенной. Такое отношение мальчиков к алкоголю может быть связанно с тем, что они хотят казаться взрослыми в кругу своих друзей, считают, что это признак мужества (в 63% случаях мальчики считают, что «напиться» – признак взрослости). Подростки таким образом хотят утвердиться в компании сверстников, чтобы не прослыть «белой вороной», особенно, если эта компания систематически употребляет алкоголь. В тоже время, в их сознании алкоголь и здоровый образ жизни, успешность в делах несовместимы. Это свидетельствует о противоречивых установках подростков к употреблению алкоголя, недостаточном знании о последствиях его употребления.

С целью определения склонности к отклоняющемуся поведению нами была использована методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), (автор А.Н.Орел). Методика является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых, делится на мужской и женский варианты.

Как показало наше исследование, сниженный волевой контроль является типичной проблемой для группы девиантных подростков, становясь определяющим фактором в возникновении трудностей социальной адаптации, девиантного поведения, а в дальнейшем, возможного втягивания в группы подростков, злоупотребляющих алкоголем. Слабость контроля за поведением и своими влечениями, подражательность действий объясняют употребление алкоголя как способа без усилий получить удовольствие, полнее слиться с группой. В связи с этим возрастает значение исследований сферы волевой саморегуляции поведения, особенно, у подростков с девиантным поведением.

Исследуя взаимосвязь агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков со склонностью к делинквентности, мы выявили, что подростки, склонные к проявлению агрессии вовне, как правило, не склонны к аутоагрессивному поведению. Таким образом, в нашем исследовании эти две формы агрессивного поведения взаимно исключают друг друга и связаны с разными личностными особенностями подростков и моделями поведения в родительской семье. Предпосылкой к делинквентному поведению в большей степени является внешняя агрессия, которая гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Между тем, агрессивное поведение нередко связано с алкоголизацией, так как подростки чаще пробуют алкоголь в группе, а подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Хотя можно допустить, что агрессивное поведение может быть индивидуальной особенностью личности, сложившейся к началу подросткового периода или конкретной ситуацией развития каждого отдельного ребенка. Таким подросткам присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Можно также заметить, что мальчики часто стремятся скрыть свое истинное отношение к проблеме употребления алкоголя, о чем свидетельствуют высокие показатели по шкале социальной желательности у большинства из них в нашем исследовании.

Девушки оказались более правдивыми при ответах на вопросы, что объясняется самокритичностью и более выраженной готовностью следовать требованиям взрослых в целом [3, с. 142]. Результаты исследования показывают, что девочки воспринимают алкоголь как средство ухода от проблем и плохого настроения, неприятия в группе сверстников, тогда как мальчики-подростки акцентируют положительные переживания, связанные с приемом алкоголя. Обращение мальчиков к алкоголю, по-видимому, реализует тягу к острым ощущениям, характерную подростковому периоду, служит искусственным стимулятором возбуждения и дает возможность занять свободное время. У девочек-подростков мы наблюдаем иной механизм: повышенный уровень саморефлексии приводит их к недовольству собой, негативным переживаниям и стремлению к алкоголю как способу отвлечения от проблем. При анализе шкалы принятия женской роли нами была обнаружена взаимосвязь высоких показателей принятия своей женской роли и тенденции к нормативному поведению у девочек. Чем более выражено принятие женских моделей поведения, тем менее внутренне конфликтным, более гармоничным является представление о себе и поведение девушек – подростков. Девушки, набравшие низкий балл по данной шкале, демонстрировали более противоречивое отношение к разным сторонам действительности и имели повышенную готовность к агрессивному, самоповреждающему, аддиктивному и делинквентному поведению. Эти данные могут быть связаны как с личностными особенностями девочек, так и стилем семейного воспитания и окружением. [4, с. 242].

Большая роль принадлежит принятию своей женской роли, так как у девушек с противоречивым или отрицательным отношением к женским моделям поведения, был обнаружен высокий риск аддиктивного поведения, преодоления норм и правил и делинквентности.

У девочек оказалась невыраженной тенденция к самоповреждеющему поведению, что подтверждает их большую, по сравнению с мальчиками, социально-психологическую гибкость и умение реализовать себя разными способами: общением с подругой, взрослыми, ведением дневников, участием в общественно полезной деятельности, творчеством и т.д. Мальчики- подростки, склонные к самоповреждающему поведению, страдают алекситимией, затрудненностью проявления себя в различных видах деятельности и общения [5, с. 74].

Обобщая представленные результаты, можно сделать вывод, что невыраженность девиантных тенденций и отрицательное отношение к алкоголю связаны с высокими показателями по шкале волевого контроля поведения как у мальчиков, так и у девочек. При этом уровень агрессии и аутоагрессии, а также тенденции к преодолению норм и правил могут быть высокими. Наличие девиантных форм поведения у таких подростков остаётся на уровне тенденций, не реализуясь в повседневной жизни. Таким образом, развитый волевой самоконтроль у подростков представляет интерес для его формирования в коррекционно-развивающей работе. Подростки, у которых были высокие показатели по шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, имели низкий уровень агрессивной направленности личности. Это может означать, что подростки в силу воспитания и принятых социальных норм поведения не могут выразить свою агрессию вовне (как вербальную, так и физическую), переводя её в аутоагрессию. У подростков, которые оказались склонными к преодолению норм и правил, отмечались нонконформистские черты личности (по опросу педагогов), также агрессивная направленность личности и слабый волевой контроль. У четверти подростков (в основном у мальчиков) наблюдается склонность к риску, потребность к острым ощущениям, выражено наличие делинквентных тенденций.

Таким образом, дальнейшее изучение взаимосвязи личностных образований и тенденций с формированием отношения к алкоголю в подростковой и молодёжной среде является необходимым условием организации корректной психолого-педагогической работы, направленной на устранение базовых психологических причин, способствующих употреблению алкоголя.


Библиографический список
  1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
  2. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д.Д. Еникеева. – Москва: Академия, 2-е издание, 2001. – с.144
  3. Шипова Л.В.  Исследование склонности подростков к девиантным формам поведения в социально-реабилитационном центре // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки  Издательство: Наука и образование (Краснодар) 2013, № 7-2 С. 140-144
  4. Основы специальной психологии: учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ «Наука»,  2013. 335 с.
  5. Куприянчук Е.В., Блинкова Х.А. Социально-психологические особенности  подростков с делинквентным поведением: сравнительный контекст// Научное обозрение: Гуманитарные исследования. Москва.- 2015г. №4.- С69-76. № ФС77-49017.


Все статьи автора «Кухарчук Ольга Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: