БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Шведов Владислав Витальевич1, Якимов Александр Александрович2
1Уральский государственный экономический университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления
2Уральский государственный экономический университет, студент магистратуры заочной формы обучения

Аннотация
Благоустройство территории в границах населенных пунктов отнесено к вопросам местного значения городского поселения. В условиях Крайнего Северами деятельность в рассматриваемой сфере обусловлена природно-климатическими и территориально-пространственными факторами. Оптимизация бюджетов в рамках проводимых реформ влечет сокращение расходов на содержание городских властей. Высвобождаемые средства можно использовать для финансирования благоустройства города.

Ключевые слова: благоустройство и озеленение территории муниципального образования, вопросы местного значения, климатические условия, оптимизация расходов бюджета, районы Крайнего Севера, регулирующая и контролирующая функция администрации города


THE LANDSCAPING OF THE MUNICIPALITY IN THE FAR NORTH

Shvedov Vladislav Vitalevich1, Yakimov Alexander Alexandrovich2
1Ural State University of Economics, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of state and municipal administration
2Ural State University of Economics, master's student of the correspondence form of training

Abstract
Abstract: Landscaping within the boundaries of settlements related to the local issues of the urban settlement. In the far North activities in this area due to climatic and spatial factors. Optimization of budgets in the framework of reform entails a reduction of maintenance costs of the city authorities. The released funds can be used to finance the improvement of the city.

Keywords: climatic conditions, issues of local importance, optimization of budget expenditures, regulating and controlling function of the city administration, the accomplishment and gardening of territory of municipal formation, the regions of the far North


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Шведов В.В., Якимов А.А. Благоустройство территории муниципального образования в условиях Крайнего Севера // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13074 (дата обращения: 22.02.2024).

В марте 2015 года временно исполняющий обязанности губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин объявил о подписании соглашения о сотрудничестве между муниципальными образованиями. Соглашение заключено в рамках плана по совершенствованию системы местного самоуправления в ЯНАО. В частности, было принято решение об объединении администрации Пуровского района и его центра – г. Тарко-Сале. Рациональность данного решения объясняется сокращением чиновничьего аппарата и оптимизацией  расходов бюджета [11].

В июне 2015 года депутаты городской Думы  приняли решение о внесении изменений в бюджет города и подтвердили решение о самороспуске Думы. В сентябре депутаты четвертого созыва городской Думы объявили о первоочередных планах по осуществлению реформы. В первую очередь предстоит подготовить нормативно-правовую базу, чтобы администрация района могла исполнять полномочия администрации города, в том числе в сфере благоустройства территории муниципального образования Пуровский район с центром в городе Тарко-Сале.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся «утверждение правил благоустройства территории, включая требования по содержанию зданий, внешнему виду их фасадов; организация освещения улиц, озеленения территории, размещение и содержание малых архитектурных форм, а также охрана и рациональное использование лесов и особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов» [1]. Сюда же включают вопросы утверждения генеральных планов, правил застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений. Кроме того, Министерство регионального развития России подготовило  рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований [3]. В этом документе регламентированы общие параметры и минимальные требования к установке элементов благоустройства, которые создают безопасную, комфортную и привлекательную среду для жизни и деятельности населения в муниципальном образовании. Эти рекомендации могут применяться полностью или частично для разработки собственных правил и норм благоустройства муниципальных образований.

До объединения района и города разработка планов и программ по благоустройству г. Тарко-Сале входила в компетенцию городской администрации, теперь предстоит передать эти функции в районную администрацию.

Поскольку все районы ЯНАО, включая Пуровский район и его центр г. Тарко-Сале относят к районам Крайнего Севера [2], то благоустройство территории должно осуществляться с учетом природно-климатических (продолжительность полярного дня и ночи, годовая сумма отрицательных температур, число дней с температурой ниже минус 30 градусов), социально-экономических (плотность населения, транспортная доступность региона и др.) и медико-биологических факторов (воздействие на организм человека сложных климатических условий, тундрового ландшафта, полярной ночи). [3]

Анализ «Правил благоустройства территории муниципального образования город Тарко-Сале» [6], показывает, что в большей степени они схожи с вышеуказанными Методическими рекомендациями. По части озеленения, установки малых архитектурных форм, освещения улиц и магистралей, размещения средств наружной рекламы и информации, оформления зданий, строительства игровых и спортивных площадок Правила благоустройства полностью отражают положения Методических рекомендаций. Хотя имеется ряд оговорок, в соответствии с которыми все цветовые решения малых архитектурных форм, колористические решения зданий и сооружений, установка вывесок и рекламных конструкций обязаны пройти процедуру согласования в отделе архитектуры, градостроительства и земельного контроля администрации муниципального образования. Власти г. Тарко-Сале также несут ответственность за сезонную уборку территории, для чего утверждают генеральную схему санитарной очистки муниципального образования. В зависимости от климатических условий период сезонной уборки, указанный в Методических рекомендациях, может быть изменен. Таким образом, четко определена регулирующая и контролирующая функция администрации города в сфере благоустройства.

Следует отметить, что существенный недостаток «Правил благоустройства территории муниципального образования город Тарко-Сале» состоит в отсутствии специфических указаний по благоустройству муниципального образования в условиях Крайнего Севера.

Климат Пуровского района суровый и резко континентальный. Это проявляется в отрицательных среднегодовых температурах, больших разницах температур в холодные и теплые времена года. Зимой температура может достигать отметки минус 55 градусов и ниже. Как следствие, обширные территории покрыты вечной мерзлотой. Несомненно, необходимо учитывать эти факторы при разработке правил благоустройства.

Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что Пуровский район – самая разрабатываемая территория на Ямале, где сосредоточено большинство ямальских месторождений. Поэтому здесь наиболее интенсивно развивают свое производство крупные предприятия нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности.

Таким образом, в условиях Крайнего Севера проблема благоустройства и экологического баланса имеет ряд особенностей, заключающихся в значительных масштабах промышленных районов и низкой устойчивости ландшафтов к антропогенным изменениям. Необходимо поддерживать равновесие между отрицательным влиянием антропогенного фактора на окружающую среду  и возможностью природы к самовосстановлению.

Зеленым насаждениям на севере отводится важная роль ветрозащиты, снегозащиты, создания заграждений от холодного воздуха, регулирования направлений его движения. Правильное озеленение защищает и города, и зоны, и отдельные территорииот неблагоприятных климатических воздействий, а также улучшают микроклимат на локальных участках. Наибольшее распространение в северных городах получило мозаичное размещение озелененных территорий с минимальным использованием больших открытых пространств. В суровых условиях очень беден ассортимент растений, которые могут приспособиться к резко-континентальному климату и эффективно поддерживать экологический баланс. Естественные лесные и кустарниковые массивы и травяной покровочень хрупкиепо причине тонкого слоя почвы и неглубокого залегания корней растений. Для деревьев, оказавшихся в пределах городской застройки резко меняется радиационный и температурный фон, что пагубно воздействует на их экологическое состояние. Поэтому следует предусматривать постепенную замену деревьев и кустарников породами, более устойчивыми к городской среде. Неоценимый вклад в обогащение растительных ресурсов Крайнего Севера внес Полярно-альпийский ботанический сад-институт Мурманской области г. Кировска. Это самый северный ботанический сад на территории России, а также один из трёх ботанических садов мира, расположенных за полярным кругом. Главная задача института – переселение и адаптация растений из различных физико-географических районов в северные широты. Здесь испытано более 30 тысяч образцов, причем около тысячи деревьев и кустарников выращены под открытым небом и теперь украшают улицы городов Заполярья. Этот бесценный опыт необходимо использовать во всех северных регионах Российской Федерации.

Если биологические процессы роста и восстановления деревьев и кустарников на севере протекают медленно, то несколько легче приживается кустарник. Многолетние травы, кустарники, отдельные деревья можно выращивать не только в открытом, но и закрытом грунте, а летом выносить на улицу. Хороший эффект в ландшафтных миниатюрах создают однолетние цветочные растения в контейнерах. Рекомендуется также приподнимать террасы над уровнем земли. Такие площадки сохраняют корневые системы растений и почвенный покров, что важно в условиях вечной мерзлоты, когда покров является термоизоляционным слоем и предотвращает деформацию грунта.

Относительно хорошо развиваются травянистые растения, цветы, для которых достаточно неглубокого слоя почвы. Цветы и газоны рекомендуется использовать во всех композициях зеленых насаждений. Однако спортивные газоны создавать достаточно сложно, поскольку трудно предохранять травяной покров от замерзания. Продлить время роста травы и соответственно эксплуатации таких спортивных сооружений можно только после проведения трудоемких и дорогостоящих работ, например, применения технологии обогрева.

Несомненно, на озеленение, установку малых архитектурных форм, освещение улиц, ремонт тротуаров и автомобильных дорог и другие мероприятия по благоустройству необходимы внушительные финансовые средства.

В 2013 году постановлением Администрации города Тарко-Сале была утверждена ведомственная целевая программа «Благоустройство и озеленение территории муниципального образования город Тарко-Сале»  [4]. В задачи программы включили: размещение и содержание малых архитектурных форм; содержание мест захоронения; организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории города; озеленение; содержание улично-дорожной сети; содержание и поставка уличного освещения. Из всего вышеперечисленного видно, что программа не предусматривает каких-либо капитальных затрат, а нацелена только на поддержание удовлетворительного уровня санитарного состояния и исправности объектов благоустройства муниципального образования. Общий объем финансирования данной программы составил 121 256 тысяч рублей, из них:

- на мероприятия по благоустройству и озеленению территории города 84 355 тысяч рублей.

- на мероприятия по дорожному хозяйству 36 901 тысяч рублей;

Постановлением Администрации города № 180-ПА от 15.11.2013 года утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие муниципального образования город Тарко-Сале» на 2014-2016 гг.[5]. По итогам завершения финансового 2014 года объем финансирования мероприятий по благоустройству и дорожному хозяйству составил 119 013 тысяч рублей [8], из них:

- на мероприятия по благоустройству и озеленению территории города 47 757 тысяч рублей.

- на мероприятия по дорожному хозяйству 71 256 тысяч рублей;

В 2015 году Постановлением Администрации города утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие муниципального образования город Тарко-Сале на 2014-2017 гг.» [7].

В 2015 году в Тарко-Сале  объем финансирования мероприятий по благоустройству и озеленению территории города составляет 76 926 тысяч рублей [10]. Объем финансирования мероприятий по дорожному хозяйству составляет 83 189 тысяч рублей [9]. Общий объем финансирования мероприятий по благоустройству и дорожному хозяйству составил 160 115 тысяч рублей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что финансовая обеспеченность мероприятий по благоустройству города Тарко-Сале неоднозначна. Основная часть финансовых средств выделяется за счет межбюджетных трансфертов, в том числе из районного бюджета, городских средств на качественное повышение уровня благоустройства и создания комфортных условий проживания  граждан не хватает.

Одна из основных целей реформы местного самоуправления – оптимизация бюджетов, следствием чего должно стать сокращение расходов на содержание городских властей. Таким образом, часть средств высвобождается для финансирования определенных нужд, в том числе и благоустройства города.

В условиях продолжительных холодов и короткого светового дня основными рекреационными объектами для граждан должны быть центры отдыха, развлечений, физического и культурного развития, этнографические музеи под открытым небом, национальные природные парки. Освоение земли в суровых условиях требует особого подхода, так как сложившееся равновесие растительности со специфическими условиями вечной мерзлоты неустойчиво и его нарушение может привести к нежелательным, а то и необратимым последствиям. В условиях строительства зеленые насаждения сильно страдают, а для их восстановления порой требуется 100 и более лет. Поэтому в генеральных планах необходимо предусматривать максимальное использование и сохранение существующих зеленых насаждений, малых архитектурных форм и т.д. Для этого, безусловно, необходима экономическая база. Одно из главных условий – постоянное финансирование для поддержания надлежащего уровня благоустройства, качества жизни населения. Это минимальная задача для местных органов власти, так как без текущего содержания объектов благоустройства спустя несколько лет уже может потребоваться капитальный ремонт, на который требуются совсем другие средства. Проводимые реформы, в том числе в сфере местного самоуправления, позволяют надеяться, что эта задача будет выполнена.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ) // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/186367/ (дата обращения 02.11.2015)
  2. Постановление Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (в ред. постановления Правительства РФ от 03.03.2012 № 170) // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/178834/#ixzz3rMCUzwiQ (дата обращения 09.11.2015)
  3. Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований: утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 613. // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70018446/ (дата обращения 04.11.2015)
  4. Постановление Администрации города Тарко-Сале от 22.01.2013 № 06-ПА «Об утверждении ведомственной целевой программы «Благоустройство и озеленение территории муниципального образования город Тарко-Сале» // Официальный сайт Администрации муниципального образования город Тарко-Сале. URL: http://www.tsgrad-adm.ru/acity/3/post_13/ (дата обращения 02.11.2015)
  5. Постановление Администрации города Тарко-Сале от 15.11.2013 года № 180-ПА «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие муниципального образования город Тарко-Сале на 2014-2016 гг.» // Официальный сайт Администрации муниципального образования город Тарко-Сале. URL: http://www.tsgrad-adm.ru/acity/3/post_13/ (дата обращения 03.11.2015)
  6. Постановление Администрации города Тарко-Сале от 28 ноября 2013 года № 190-ПА «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города Тарко-Сале» (в редакции постановлений Администрации города от 18 марта 2014 года № 51-ПА; от 01 сентября 2014 года № 175-ПА) // Официальный сайт Администрации муниципального образования город Тарко-Сале . URL: http://www.tsgrad-adm.ru/UPLOAD/user/file/arhitektura/pravila_blag_izm_01092014.rtf; http://www.tsgrad-adm.ru/acity/7/  (дата обращения 08.11.2015)
  7. Постановление Администрации города от 06.02.2015 года № 11-ПА «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие муниципального образования город Тарко-Сале на 2014-2017 гг.» // Официальный сайт Администрации муниципального образования город Тарко-Сале. URL: http://www.tsgrad-adm.ru/acity/prog_1/ (дата обращения 06.11.2015)
  8. Распоряжение Администрации города Тарко-Сале от 31.12.2014 г. № 580-РА «О внесении изменений в приложения №№ 1, 2, утвержденные распоряжением  Администрации города от 20 февраля 2014 года № 42-РА»  // Администрация муниципального образования город Тарко-Сале. Документ не опубликован
  9. Распоряжение Администрации города Тарко-Сале от 01.10.2015 г № 480-РА «О внесении изменений в приложения №№ 1, 2, утвержденные распоряжением  Администрации города от 31 декабря  2014 года № 581-РА»  // Администрация муниципального образования город Тарко-Сале. Документ не опубликован
  10. Распоряжение Администрации города Тарко-Сале от 27.10.2015 г. № 540-РА «О внесении изменений в приложение № 1, утвержденное распоряжением Администрации города от 31 декабря 2014 года № 581-РА» // Администрация муниципального образования город Тарко-Сале. Документ не опубликован
  11. Местное самоуправление Пуровского района станет эффективней //  Официальный сайт МО «Пуровский район» (электр. ресурс) – 2015. – 12 марта. URL: http://www.puradm.ru/catalog/novosti/0_6275 (дата обращения 10.11.2015)


Все статьи автора «Шведов Владислав Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: