УДК 159.937.22

ПРИМИТИВНЫЕ И СЛОЖНЫЕ ЭМОЦИИ

Запорожченко Наталья Викторовна1, Сахнюк Сергей Владимирович2, Лисецкая Елена Яковлевна3, Лисецкий Михаил Александрович4, Ефремова Наталья Геннадиевна5, Тушинская Наталья Владимировна6
1Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького (Украина), кандидат медицинских наук, ассистент кафедры патоморфологии
2Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог
3Мариупольский государственный университет (Украина), ассистент кафедры физического воспитания и здоровья человека
4Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог
5Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог
6Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог

Аннотация
Существует четыре примитивные (первичные) эмоции: радость, страх, горе (печаль), интерес. Все остальные эмоции являются сложными. Их ощущение возникает при наложении друг на друга примитивных эмоций. Длительное переживание однобразных эмоциональных состояний приводит к моральному и физическому истощению человека. Можно избежать потери психической и физической энергии, приобретя навык воспринимать и чувствовать примитивные эмоции в чистом виде. Такой повсеместный подход к чувствованию эмоциональных состояний, сохраняет психическое и физическое здоровье и создаёт конструктивное социальное взаимодействие.

Ключевые слова: стратегия жизни, функции эмоций, эмоции, эмоциональный смысл, эмоциональный фон


PRIMITIVE AND MIXED EMOTIONS

Zaporozhchenko Natalya Viktorovna1, Sahnyuk Sergey Vladimirovich2, Lisieckiaya Elena Yakovlevna3, Lisieckiy Michael Aleksandrovich4, Efremova Natalya Gennadievna5, Tushinskaya Natalya Vladimirovna6
1Donetsk State Medical University. Gorky (Ukraine), PhD, Assistant of the Department Pathomorphology
2Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist
3Mariupol State University (Ukraine), assistant of the department of physical education and health
4Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist
5Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist
6Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist

Abstract
There are four primitive (primary) emotions: joy, fear, sorrow, interest. All other emotions are complex. With the combination of the primitive emotions to each other there is a feeling the complex (mixed) emotions. Staying of the person in the emotional state for a long time, leading to emotional and physical exhaustion of the organism. You can avoid the loss of psychical and physical energy. Learning to feel primitive emotions in a pure form, provides the ability to manage their own energy-realization. The massive use of this skill enables better communication, preservation of health.

Keywords: background, emotions, emotions function, life strategy


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Запорожченко Н.В., Сахнюк С.В., Лисецкая Е.Я., Лисецкий М.А., Ефремова Н.Г., Тушинская Н.В. Примитивные и сложные эмоции // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/12967 (дата обращения: 24.09.2018).

Эмоции – это жизненная сила, движущая и в тоже время  сохраняющая энергия, благодаря которой можно свернуть горы или сломать шею, достать до луны, или зарыться в подземелье, быть счастливым, или всю жизнь оставаться не у дел.

Ощущаемая эмоция, является внутренней реакцией тела на внешний раздражитель. Она запускает сложную биохимическую, физиологическую и психологическую реакцию организма для реагирования на этот стимул. Социальное окружение и мораль предписывают сдерживать любые эмоции и чувства, их проявление в обществе считается не этичным, тогда как в животном мире все инстинкты и рефлексы, направленны на реализацию эмоционального смысла. Навязанные устоявшиеся рамки социального поведения, ограничивают его реализацию, что приводит к хроническому подавлению получаемых эмоциональных сигналов и чувств [1, с. 127–136.].

В ответ на подавление эмоций и чувств возникают неврозы, депрессии [3, с. 37], уход от реальности, развитие психосоматических заболеваний [Клиническая психология / 3, с.54]. Эти состояния развиваются вследствие отсутствия завершенности эмоционального сигнала,  на физическом уровне. Нет слез в ответ на обиду, нет раскаяния – на вину, нет победы – как результата агрессии. Хроническая незавершенность и длительность таких состояний развивает гипертрофированное или искаженное восприятие и переживание эмоциональных сигналов и чувств. На малейший раздражитель человек обижается на всю жизнь. Длительно злится. Чувствует себя обязанным и виноватым даже за мелкие одолжения. То есть находится в каком-то чувстве или состоянии вследствие хронического подавления эмоциональных сигналов и приобретенных искажений, на основании пережитого опыта. Подавляется внешнее проявление эмоций, тогда как в теле уже среагировали нервная и эндокринная система. В крови бушуют адреналин (усиливает сердцебиение, приводит в тонус мускулатуру, резко повышает работоспособность всего организма), кортизол (увеличивает количество гликогена в печени, увеличивает концентрацию натрия в крови уменьшает количество калия, снижает всасывание кальция в кишечнике) [4, с.315-318]. При длительном присутствии высокой концентрации этих гормонов, происходит  истощение компенсаторных систем организма. Возникают психосоматические заболевания: атеросклероз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония и т.д. [5, с. 6].

Потребность воспринимать и ощущать разнообразные эмоциональные сигналы заложена во все живое на земле. От доброго слова и цветы лучше растут, и тесто подходит, и корова больше молока дает. Ведь эмоции – это энергия реализации, стимул действовать либо бездействовать. Эмоции чаще, чем логика определяют наш выбор, потому что стремление к счастью, пониманию и удовлетворенности является естественной и необходимой в сравнение с раздражением, ненавистью, и т.д.  В мире множество примеров необдуманных эмоциональных поступков, которые общество осуждает,  потому что они не вписываются в рамки социальной морали.  Но обычно то, что общество определяет как плохое, для отдельной личности очень даже хорошо. Учитывая, что эмоции являются энергией жизни, само разделение их на позитивные и негативные абсурдно, поскольку сама оценка уже вносит эмоциональные искажения. Оценивать эмоции и эмоциональные сигналы – это как разделять  цвета на плохие и хорошие, на добрые и злые.

Гипотеза: существование простых эмоций. Наложение простых эмоций друг на друга приводит к возникновению новых смешанных состояний.

Цель: выделить основные (примитивные) эмоции человека, которые являются составляющими для всех остальных эмоциональных состояний. Разложить смешанные эмоции на примитивные. Определить смысловую нагрузку эмоций.

Исследование проводилось в течение 1 года 2015 г. в рамках  проекта «доступная профориентация» Всеукраинской молодежной общественной организации «Молодіжний центр працевлаштування» при поддержке Министерства молодежи и спорта Украины. Было проведено 26 групп по 20 человек. Общее количество участников составило 520 человек в возрасте от 17 до 35 лет.

Все участники тестировались в трансперсоональном подходе  с использованием «прогностической тетралеммы».

Методология:

 «Прогностическая тетралемма»

Основа игрового поля взята из буддийской философии и логики. Тетралемма формулирует четыре возможности: существования, не существования, того и другого и ни того, ни другого [6, с.13].

Шкалы: Страх, грусть (печаль), радость, интерес, удивление, обида, вина, агрессия, уверенность (их субъективное восприятие). Точкой «ноля» считалось спокойствие.

Тестируем: эмоциональную стратегию развития личности в профессиональном, экономическом и социальном аспектах.

Тип метода: трансперсоональный, феноменологический.

Назначение методики

Прогностическая тетралемма решает проблему осуществления выбора, направления деятельности, или бездеятельности для максимально эффективной самореализации в профессиональном, экономическом и социальном аспектах. Методика может использоваться для обследования, как взрослых, так и детей.

Описание методики: Идея методики принадлежит «Институт развития и интеграции нейротехнологий». Авторы методики Сергей Сахнюк, Наталья Запорожченко. В теории обоснования авторы исходят из положения о законах системного взаимодействия открытой целостной системы организма с окружающими его системами [7, с. 74-75]. Маркерами взаимодействия с окружающими системами являются эмоции и чувства исследуемого. Эмоциональное возбуждение теснейшим образом связано с удовлетворением  потребностей человека: пищевой, защитной, половой и т.д. Любая возникшая эмоция, как активное состояние мозговых структур, определяет изменения в поведении организма в направлении минимизации либо максимизации этого состояния. Мотивационное возбуждение, ассоциируемое с различными эмоциональными состояниями. Мобилизует организм к быстрому и оптимальному удовлетворению потребности. Эмоции позволяют животному и человеку быстро оценить потребности организма, а также действие на него различных факторов внешней и внутренней среды [8, с. 599].

Исходя из личностных потребностей в максимально эффективной самореализации в профессиональном, экономическом и социальном аспектах, каждый человек выстраивает эмоциональную и поведенческую модель самореализации. [9, с. 267-279]. Модель самореализации основана на последовательном переживании тез или иных жизненных ситуаций с возникновением определенных эмоциональных состояний. Для полного понимания картины происходящего, человеку необходимо понимать эмоциональный смысл каждой эмоции, её составляющие и возможности перехода из одного состояния в другое, более ресурсное.

Прогностическая тетралемма позволяет смоделировать погружение индивида в ситуацию, максимально отражающую базовые принципы деятельности (бездеятельности) и последствий деятельности (бездеятельности) в выбранной ситуации, которая требует решения или разъяснения. Спрогнозировать эмоциональную стратегию для эффективной и само реализации в профессиональном, экономическом и социальном аспектах.

Описание эксперимента.

В эксперименте систематично проверялось утверждение   высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания. При этом площадка исследования делится на 4 сектора: 1 сектор – это утверждение. То, что человек чувствует в момент протекания процесса, как для него процесс протекает на эмоциональном уровне. 2 сектор  – это  отрицание. Это сектор, в котором клиент описывает, как бы он хотел себя чувствовать в момент протекания процесса, или он думает, что может себя так чувствовать. 3 сектор – это соединение его утверждения и отрицания.  Это, какие эмоции  испытывает клиент, когда процесс начинается. Те эмоциональные состояния, которыми событие начинается, и то, что человек позволяет себе чувствовать. 4 сектор -  отклонение и его утверждения, и его отрицания. То, чем процесс завершается. То, что клиент чувствует в результате завершения ситуации, или в результате события.

Для определения общего смысла эмоции, в игровой пространственной модели все члены группы (20 человек) назначали считывающий элемент одной эмоцией, например: страх, грусть (печаль), радость, интерес, удивление, обида, вина, агрессия, уверенность. Это проводилось для получения чистой эмоции, с минимизацией личных искажений считывающего элемента.  Почувствовав назначение всех членов группы по одной эмоции, считывающий элемент проходил по 4 секторам, в которых отслеживалась смена эмоциональных состояний. Эмоции, которые не менялись при переходе из сектора в сектор, или приобретали только свои оттенки, считались  примитивными (первичными). К смешанным эмоциям были отнесены эмоции, которые при переходе из сектора в сектор раскладывались на составляющие (таблица 1). В четвертом секторе всегда проявлялся смысл этой эмоции.

Таблица 1. Распределение эмоциональных состояний в тетралемме.

Эмоция

Эмоция

1 поле 2 поле 3 поле 4 поле
абс % абс % абс % абс %
Страх Страх 15 57,7 16 61,5 17 65,5 14 53,9
Тревога 11 42,3 10 38,5 3 11,4 5 19,2
Паника 6 23,1 3 11,5
Ужас 0 4 15,4
Всего 26 100 26 100 26 100 26 100
Печаль Грусть 7 26,9 3 11,6 6 23,1 9 34,6
Печаль 6 23,1 1 3,8 14 53,9 8 30,8
Тоска 5 19,2 9 34,6 5 19,2 2 7,7
Горе 8 30,8 13 50,0 1 3,8 7 26,9
  Всего 26 100 26 100 26 100 26 100
Радость Радость 9 34,6 20 76,9 19 73,0 14 53,9
Удовольствие 11 42,3 6 23,1 3 11,6 2 7,7
Счастье 4 15,4 4 15,4 10 38,4
Наслаждение 2 7,7
  Всего 26 100 26 100 26 100 26 100
Интерес Удивление 5 19,2 3 11,6 4 15,4 2 7,7
Любопытство 3 11,6 16 61,5 6 23,1 2 7,7
Интерес 18 69,2 7 26,9 14 53,8 22 84,6
Страсть (азарт) 2 7,7
  Всего 26 100 26 100 26 100 26 100

Из таблицы можно сделать выводы, что страх, грусть, радость и интерес состоят только из оттенков этих эмоций, и по сути, отражают их интенсивность. Эти состояния мы отнесли к примитивным, и назвали примитивными (простыми эмоциями).

При моделировании страха, как общего понятия, во всех 26 проведенных группах, страх состоял из эмоциональных состояний отражающих его интенсивность: тревога, паника, ужас. Моделирование грусти-печали отличалось по интенсивности в каждом поле. Все эмоциональные состояния находились в пределах переживания эмоции горя.

Радость чаще всех фиксировалась, как эмоция её оттенки назывались реже, но в том же, понятийном ряду. Интерес, как фиксация внимания, определялся чаще всего без оттенков.

Примитивные эмоции несут очень конкретную информационную нагрузку:

Интерес – исследовать, находить новое, усовершенствоваться, через познание мира.

Страх – выживание путем избегания. Выжить и остаться целым и здоровым.

Огорчение – в следующий раз нужно делать по-другому, не получилось – я огорчен. Работа над ошибками анализ. У огорчения есть и другая функциональная нагрузка – понимание того, что ситуация была не правильно оценена. И если в следующий раз случится что-то подобное – наступит истинная радость. Функция горя – понимать, что субъект сделал что-то не так, в том числе и не оценил результат, который был достигнут и который был правильным, к которому на самом деле стремился.

Радость – закреплять результат, понимание, что все правильно.

Таким образом, каждая эмоция несет конкретную функциональную нагрузку, имеет свой смысл. Она заключается в энергетическом взаимодействии между объектами, субъектами, группами субъектов, системами разного уровня. Эмоции, в этом понятийном поле, похожи на аромат растений и цвета. Есть приятные и неприятные ароматы, но их функция остается одной привлекать насекомых и животных. Функция цвета в природе  привлекать партнеров, или отталкивать врагов. Для объекта эмоции является неким сигналом. Это запускающий механизм, направленный на выживание, развитие, закрепление результата, исправление ошибок.

Эмоциональный смысл – это функция эмоции, которая определяет патерн поведения объекта.

Эмоции: обида, вина агрессия, уверенность в исследовании имели большой вариационный ряд своих составляющих. В каждом секторе считывающий элемент называл эмоцию не соответствующую заданной при этом, состояния объекта менялись несколько раз. Так при исследовании общего смысла обиды вначале определялись страх, который сменился радостью. Затем наступало удивление, которое сменялось тревогой или паникой. В зависимости от сектора эти состояния менялись местами.

Эмоциональными составляющими вины были печаль, которая сменялась страхом, затем интересом. При переходе в другие сектора мы наблюдали эмоциональные оттенки грусти, страха и интереса.

Агрессия проявлялась в основном в эмоциях удивления и страха, которые быстро сменялись с генерацией новых состояний: злости, ярости, ненависти, возмущения или раздражения.

Уверенность практически всегда начиналась со спокойствия и только затем менялась на радость и интерес. В различных секторах по разному комбинировались радость, наслаждение, любопытство и удивление с интересом.

Поскольку обида, вина, агрессия, уверенность состояли из оттенков интенсивности примитивных эмоций, и являлись смесью примитивных эмоций, их отнесли к смешанным эмоциям. В тетралемме редко отражали саму заданную эмоцию.

Смысл каждой смешанной эмоции отражал смысл её составных. Например, агрессия – как способ выжить, но путем борьбы, когда невозможно выжить путем избегания (это более тяжелый вариант, потому что речь не идет о том, чтобы остаться целым и здоровым). Агрессия – это одновременное ощущение страха и удивления. И тогда, сразу становится понятным сообщение, посылаемое в виде эмоционального сигнала агрессии: «я тебя боюсь, и удивлен, что до сих пор здесь остаюсь. Удивлен, что могу остаться и драться, чтобы устранить препятствие, или преграду». Когда победа одержана, страх проходит, а к удивлению добавляется радость. Радость, смешанная с удивлением – это триумф.

Обида является смесью страха и радости. Вариант развития события, когда победа не достигнута и субъект потерпел поражение, сопровождается переживанием обиды. В этом случае удивление исчезает, оно замещается радостью. Опасность миновала, при этом остаётся страх повторения события, когда ты повержен. Радость, наложенная на предсуществующий страх, переживается в виде эмоции обиды. Это жесткая связка страха с радостью, как Н2О если есть Н и 2О они обязательно свяжутся в жесткую связку – воду. Радость, как эмоция закрепления результата, не стабильна, она быстро улетучивается. Люди с фоновой обидой, искаженно воспринимают сигнал радости.  И даже та радость, которая входит, является недостаточной для восприятия, развивается синдром «хронического недовольства». Даже при получении эмоционального сигнала радости, у человека активизируется страх из эмоционального фона субъекта. Живя в постоянном страхе человек, привыкает и начинает ожидать, что все будет плохо. Отсюда и поговорки: «Сильно радоваться – будешь плакать», «За смехом всегда стоят слезы». Для таких людей жизнь состоит из черных и белых полос. Во время праздника, когда все радуются, обиженные высказывают свое недовольство, демонстрируя, что чужие на этом празднике жизни.  Потому что после радости они ощущают страх.  Потому что, в данном примере, человеку так привычней. Для того чтобы воспроизводить знакомые им состояния, они извлекают страх из любых эмоциональных связок: обида, вина, ревность и т.д., каждая эмоция несёт свою смысловую нагрузку и является мотивацией к определённым действиям.

Таким образом, если смешанная эмоция состоит из определенного набора простых эмоций, человек может ощущать эмоциональное состояние не как одну эмоцию, а как несколько её составляющих. И тогда вину мы можем ощущать не как вину, а как страх и агрессию и плюс отдельно еще и грусть печаль. Т.е. страх с удивлением складываются в агрессию и отдельно, еще человек чувствует  грусть печаль.

Знание смысла примитивных эмоций позволяет разложить на составляющие любую декларируемую объектом эмоцию. Это даёт понимание, что на данный момент важно клиенту, что происходит с человеком на здесь и сейчас. Выбрать наиболее оптимальную стратегию поведения. Вывести клиента из привычного, но замкнутого круга. Построить модель поведения при возникновении тех, или иных ситуаций, которые сопровождаются привычными эмоциональными состояниями. Сделать жизнь понятной, предсказуемой и управляемой.

Таким образом, понимание эмоционального смысла позволяет считывать эмоциональный сигнал, как информацию, для продуктивной коммуникации с окружающим миром.

Выводы:

  1. Чистыми или примитивными эмоциями являются страх, горе, интерес и радость.
  2. Все остальные эмоции есть производными примитивных, они называются смешанными, например, вина, обида, агрессия и т.д.
  3. Восприятие эмоции в чистом виде, как примитивной позволяет реализовывать индивидуальный системный смысл человека.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Павлов И.П. Полное собрание сочинений Т. 1. Изд. 2-е. М., 1951. C. 127–136.
  2. Бек А.,. Когнитивная терапия депрессии. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. – СПб.: Питер, 2003.  –  37 с.
  3. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – Санкт-ПетербургПитер, 2010. – 864 с.
  4. Биохимия: Учеб. для вузов, Под ред. Е.С. Северина., 2003. – 779 с.
  5. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – Санкт-ПетербургПитер, 2010. – 864 с.
  6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.
  7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского университета, 1999. – 154 с.
  8. Физиология человека: Учебник/ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.. ил.: [2] – (Учеб. Лит. Для студ. Мед. вузов). ISBN 5-225-04729-7
  9. Н.Р. Салихова. Построение жизни субъектам: само регуляция и/или самоорганизация. Ученые записки казанского университета. 2012 т. 154 кн 6 с. 267-279


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «irint_4»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация