ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ОБРАЗ СВЕРХЧЕЛОВЕКА ФРИДРИХА НИЦШЕ

Коробова Анна Александровна
Ульяновский Государственный Технический Университет
студентка

Аннотация
Данная статья посвящена разбору основных взглядов на образ сверхчеловека Фридриха Ницше. Работа позволяет взглянуть на проблему ницшеанского сверхчеловека с разных точек зрения.

Ключевые слова: культурология, расовая интерпретация, религия, сверхчеловек, субъективные взгляды, Фридрих Ницше


BASIC VIEWS ON THE IMAGE OF THE ÜBERMENSCH OF FRIEDRICH NIETZSCHE

Korobova Anna Alexandrovna.
Ulyanovsk State Technical University
student

Abstract
This article is devoted to an analysis of the main views on the image of the Übermensch Nietzsche. Work allows us to look at the problem of the Nietzschean Übermensch from different perspectives.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Коробова А.А. Основные взгляды на образ сверхчеловека Фридриха Ницше // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12893 (дата обращения: 21.02.2024).

Впервые термин «сверхчеловек» был введен Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра». Сам философ представлял образ сверхчеловека как существо, превосходящее современного человека ровно на столько, насколько последний превзошел обезьяну. Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт – это, по мнению Ницше, прототипы сверхчеловека. Однако разные люди воспринимали этот образ совершенно иначе, нежели сам Ницше. Существует множество взглядов на то, что представляет собой сверхчеловек и кого можно считать таковым.

Ницше критиковал религию и в частности христианство. Он отмечал, что сверхчеловек уже нередко существовал, однако существовал как случайность, исключение, но не как нечто предумышленное. Из-за страха перед этим ценным типом люди взрастили противоположного человека: стадного, больного животного – христианина. Ницше считал, что сверхчеловек – существо, вставшее на место умершего Бога, появившееся в результате закономерного этапа истории человеческого вида. Радикальный эгоцентрик, творец, воля которого направляет вектор исторического развития. Христианство, по мнению Ницше, не дает человеку развиваться, то есть препятствует появлению сверхчеловека,  отмечая, что не следует украшать христианство, так как оно объявило войну сверхчеловеку и встало на сторону слабых униженных неудачников. Христианство внесло порчу в разум духовно-сильных натур. Однако многие люди не были согласны с такой трактовкой образа. Например Владимир Соловьев считал, что сверхчеловек (или как он называл Богочеловек) – это идеальный человек, соединивший в себе природное и божественное. И прообразом для него служил Иисус Христос. Соловьев упрекал Ницше, что тот не смог найти религиозной действительности ни в себе, ни сверх себя, сочинив при этом словесную фигуру – Заратустру, и назвал его настоящим сверхчеловеком. На этой же почве немецкого философа критиковал Николай Федоров, считая его учение о сверхчеловеке «проповедью эгоизма», а сам образ сверхчеловека «антихристом».

Однако не только в религии нашлось свое определение ницшианскому «сверхчеловеку». Стоит отметить, что многие люди рассматривали этот образ с культурологической точки зрения. Некоторые думали, что этот самый «сверхчеловек» есть в каждом человеке, то есть это одна из множества возможностей, сокрытая в глубине души человека. И зависит только от самого человека – приблизится ли он к этой возможности или отдалится. Но для каждого человека эта возможность, абсолютно разная, ибо у каждого из нас разные способы понимания нормы – следовательно, и черты, которые характеризуют сверхчеловека, будут разные. Но не только разное понимание нормы формировал у человека этот образ; принадлежность к какой-либо культуре, национальности, эпоха, в которой он живет, общество, которым окружен человек – все это влияет на точку зрения. Из-за этого можно отметить, что такой образ сверхчеловека фактически не обладает объективностью.

Стоит заметить, что не всегда интерпретация образа сверхчеловека имела положительные черты. Всем известно, что Адольф Гитлер был восхищен идеей сверхчеловека, однако его взгляды были совершенно отличны от взглядов Ницше на это. Многие утверждают, что именно немецкий философ виновен во всех несчастьях того времени. Естественно, не исключено, что Гитлер был знаком с произведениями Ницше и в частности с «Так говорил Заратустра», однако книга «Майн кампф» повествует нам о том, насколько расхожи были идеи у этих двух людей. Ницше говорил, что сверхчеловек придет на место погибшего человечества. Идея же Гитлера мутировала из «сверхчеловека» в «сверхрасу». В своей книге он сравнивал людей с животными, говоря, что «лиса никогда не проявит гуманность к гусю». И, в отличии от Ницше, у Гитлера уже была сверхраса, раса, которая стоит над всеми остальными – арийская, основоположники человечества.

Из всего этого следует отметить насколько все таки многогранна философия Ницше, и насколько разное понимание одного и того же у разных людей.


Библиографический список
  1. Можейко М.А. Сверхчеловек // История философии. Энциклопедия. Минск, 2002.
  2. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.
  3. Фридрих Ницше. Воля к власти: сборник / Пер. с нем. – Мн.: ООО «Попурри».
  4. Философская энциклопедия в пяти томах. Т4. – М.: Государственное научное издательство “Советская энциклопедия”, 1962.


Все статьи автора «Коробова Анна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: