Энергетическое сотрудничество начало свое оформление уже c 90-х годов прошлого столетия с момента подписания Энергетической хартии. Законодательная база в энергетической сфере Евросоюза не была сформирована и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) содержало только ссылку на Договор к Энергетической хартии.
Рынок Европейского Союза постепенно начал выходить за рамки этого договора, а Россия даже не спешила с ратификацией, поэтому Евросоюз начал диктовать новые условия для энергетического сотрудничества[1].
Неравномерность в торговом обороте сохранилась и даже увеличилась, экспорт в ЕС составлял 36%, а импорт всего лишь 3,5%. Не происходило положительных изменений, до сих пор Россия вывозила только сырье (52% из всего экспорта – энергоносители), а ввозила машины и оборудование.
30 октября 2000г. прошел шестой по счету саммит Евросоюз-Россия, но котором наряду с политикой и экономикой было принято решение создать энергодиалог, ведь Россия – это ведущий поставщик энергоносителей для ЕС, а Евросоюз – один из самых крупных энергетических рынков.
Начиная с февраля по сентябрь 2001г. велись работы по созданию экспертных групп по четырем темам: энергетические стратегии и балансы, инвестиции, передача технологий и энергетические инфраструктуры, энергоэффективность и вопросы окружающей среды.
Была проделана большая работа и уже к саммиту 3 октября 2001г. представили совместный Сводный отчет[2].
На шестом по счету совместном саммите Eвросоюза и России была принята декларация, где указывалось, что с помощью партнерства в энергетической сфере будет возможность обсуждать все вопросы по энергетике в интересах обеих сторон[3].
Комиссия представила промежуточные результаты 13 декабря 2004г. в сообщении Совету Европы и Европарламенту. В обзоре было указано, что существует достаточное количество нерешенных моментов: процесс реформирования сектора энергетики в Российской Федерации, совместный обмен технологиями, создание общего рынка энергетики Европы, транспортировка нефти сухопутным путем.
Европа ставила большие цели энергетическому проекту в 2003 году: реформирование монополий, двусторонняя открытость рынков, безопасная система транспортировки электроэнергии[4].
Уже к 2005 размеры целей были уменьшены: ожидался прогресс в развитии двустороннего партнерства Европейский союз – Российская Федерация в энергетической области,а так же в сфере безопасности энергоснабжения и энергопотребления, планируя, в добавок ко всему, и увеличение инвестирования[5].
А в 2006 году достижения были незначительными: отсутствие существенных ограничений на импорт топлива, поддержание проектов по энергоэффективности, возможность бесплатного транзита в Калининград, создание групп по четырем тематикам. Проблемы, выделенные вначале, так и не были разрешены.
В октябре 2006 года тематические группы представили итоговые доклады, которые не предусматривали никаких действий, а только давали рекомендации[6].
Из этого напрашиватся вывод, что Европа делает все, чтобы Россия не укреплялась как гигант в энергетической сфере.
Осенью 2006г. Берлин и Париж отказались от предложения России поставить газ из Штокмановского месторождения (Баренцево море) через Североевропейский газопровод в Германию и Францию. А.Меркель совместно с Ж.Шираком сделали предложение не раскалывать Европу, а строить отношения со всем Евросоюзом в газовой сфере, основываясь на Энергетической хартии.
Поэтому на 2008 год осталось достаточно проблемных моментов, улаживание которых необходимо было затронуть в скором времени. По вопросам электроэнергии ЕС выдвинула требования, с учетом которых России будет разрешено продавать электроэнергию на территории Евросоюза: взаимный доступ на рынки, идентичные стандарты по защите безопасности окружающей среды, соответствие основным нормам Европейского режима торговли. Все это означает одно, что в ближайшей перспективе Россия не сможет получить доступ на рынках ЕС для продажи электроэнергии[5].
Другая проблема – это новый закон в России, принятый 9 июля 2006г. «Об экспорте природного газа», в котором легализуется газовая монополия на экспорт. Складывается ситуация, когда «Газпром» покупает доли на переработку нефти в Евросоюзе, а участие компаний ЕС в нашем секторе энергетики происходит при отсутствии прозрачности[7,c.10].
Отношения в сфере энергетики развиваются сложно, так как достаточно проблематично прийти к решению, от которого все останутся довольны.
В своем ответе на пресс-конференции в г. Лахти (Финляндия) В.В. Путин прокомментировал Энергетическую Хартию и сказал о возможности разработки нового документа[8]. Можно предположить, что намечается толчок в сфере энергетики.
Исходя из вышесказанного, можно уверенно сказать, что России пока не следует беспокоиться за энергетический экспорт, так как ЕС еще долго будет потреблять газ. А.Миллер, руководитель «Газпрома» сказал, что экспорт в ЕС будет расти, так как уже подписаны многие контракты и «зеленые» источники не могут конкурировать с газом[9, c.47].
С нефтью ситуация немного сложнее, так как многие переходят на «зеленую» энергию в качестве моторного топлива. Такая же ситуация складывается с углем и электроэнергией. Уголь может быть вытеснен, если Россия в ближайшее время не предложит технологии чистого сжигания, которой у нас пока нет.
России следует развивать «зеленую» энергетику, ведь в стране существуют хорошие наработки по ядерной, солнечной, ветровой и приливной энергетике, иначе в скором времени мы можем из крупных экспортеров превратиться в импортеров[9, c.48].
Экономика и энергетика по-прежнему остаются главными в развитии отношений. Европейский союз является главным партнером России и крупнейшим потребителем нашей энергетики.
Безусловно, в такой крупной сфере не обходится без проблем и спорных ситуаций, так как каждая сторона хочет получить большую выгоду, но в целом характер этих отношений можно признать положительными и продуктивными.
Главным вопросом оставалось вступление России в ВТО и дальнейшие последствия от вхождения в такую крупную организацию. В любом случае, взаимозависимость России и ЕС в области экономического и энергетического сотрудничества будет только возрастать.
Библиографический список
- Романова Т. Россия и ЕС: диалог на разных языках // Россия в глобальной политике. – 2006. – № 6. // URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_7769
- Adomeit H., Lindner R. Die «Gemeinsamen Raume» Russlands und der EU – Wunschbild oder Wirklichkeit // SWP-Studie, November 2005.//URL: http://ec.europa.eu/energy/russia/overview/index_en.htm.
- Joint Declaration of October 30, 2000 of the President of the European Council, J. Chirac, the President of the Commission of the European Communities, R. Prodi, and of the President of the Russian Federation, V. Putin //URL:http://ec.europa.eu/comm/external_relations/russia/summit_30_10_00/statement_en.htm
- Presentation by Jeff Piper, Co-ordination Cell EU-Russia Energy Dialogue// URL:http://www.iea.org/textbase/work/2003/soyuzgaz/proceedings/Piper_slides.pdf
- Энергетический диалог ЕС – Россия : правовая сфера//URL: http://www.alleuropa.ru/energeticheskiy-dialog-es-rossiya-pravovaya-sfera
- Итоговые доклады совместных тематических групп. Октябрь 2006г. //URL: http://ec.europa.eu/energy/russia/reference_texts/thematic_en.htm
- Milov V. The EU-Russia Energy Dialogue: Competition Versus Monopolies, Russie. Nei.Visions No. 13, September 2006
- Ответ президента В.В. Путина на совместной пресс-конференции с премьер-министром Матти Ванханеном и Председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу 20 октября 2006 г. в г. Лахти, Финляндия// URL: http://www.kremlin.ru/eng/speeches/2006/10/20/1739_type82914type82915_112793.shtml
- Каныгин П.С. Энергетическая стратегия ЕС и российский экспорт энергоносителей // Современная Европа. – 2007.№2