С раннего возраста в ребенке формируются элементы общей и национальной музыкальной культуры. Этому во многом способствуют уроки музыки в школе. Основная цель урока музыки общеизвестна – это развитие музыкальной культуры как части общей культуры обучающегося. Компонентами изучения музыкального искусства в начальной школе являются:
• освоение музыкальной культуры через эмоциональное восприятие;
• привитие эмоционально-ценностного отношения к искусству, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке через активизацию образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• изучение музыкальных произведений композиторов и народной музыки;
• овладение практическими умениями: пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку и др.
Россия – многонациональная страна, в ней проживают более 190 народов, у каждого из которых своя культура и традиции. Каждый народ имеет свою национальную музыкальную историю. Народная и композиторская музыка России представляет собой очень яркую и разнохарактерную картину. Поэтому на уроках музыки в школе для развития общей и национальной музыкальной культуры учащихся необходимо познакомить детей с музыкой разных народов.
В данной статье мы рассмотрим вопрос использования дагестанских народных инструментов на уроке музыки как средства развития национальной музыкальной культуры школьников. Республика Дагестан многонациональна, в ней присутствуют различные жанры народной и композиторской музыки, исполнение которых требует специфического инструментария. Самые употребительные национальные музыкальные инструменты: духовые – зурна, дудук, балабан, кшул; струнные щипковые – агйч-кумуз, тамур; смычковые –кеманча и чагана; ударные – тэп, гавал и диплипито. Также присутствуют баян, балалайка, мандолина, кларнет, скрипка. Инструментальные ансамбли включают в себя, например, 2 зурны и гавал; 2 дудука и тэп; кшул, дудук и диплипито; кларнет, гармонику и гавал и др.
Каждый из народов Дагестана имеет свои музыкальные инструменты, например среди лезгин наиболее распространены такие музыкальные инструменты, как чунгур, саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен. Среди аварцев чагчана (смычковый), тамур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), барабан.
Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных музыкальных инструментов.
Зурна представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими отверстиями (рис. 1). Музыканта, играющего на данном инструменте, называют зурначи́. Также популярен ансамбль трёх музыкантов, где один зурначи – уста́ – играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий выбивает сложную, варьируемую ритмическую основу на таких ударных инструментах, как дхоле, нагаре или доли.
Рисунок 1
Пандур – дагестанский струнный щипковый инструмент. Имеет наиболее широкую популярность среди аварцев, даргинцев и кумыков. У пандура узкий длинный совкообразный долблёный корпус, заканчивающийся внизу двузубцем или трезубцем, и шейка с 5–6 ладами. Струн две. Звучит пандур тихо, напоминает грузинский чонгури. Играют на нём мужчины, иногда сопровождая пение девушек (рис. 2).
Рисунок 2
Чаган имеет продолговатый корпус, который изготавливается из ореха, сандала и бука. Корпус и шейку инструмента соединяет длинный железный штырь, идущий от нижней части корпуса и играющий роль стержня. Во время игры инструмент держат в вертикальном положении, и штырь упирается в пол. Звук извлекается с помощью смычка, который держат в правой руке (рис. 3).
Рисунок 3
Знакомиться с подобными музыкальными инструментами на уроке музыки можно, поделив инструменты по виду и названию или распределив их на несколько групп. Например: ударные, струнно-смычковые, струнные, клавишно-пневматические, духовые и т. д.
Как правило, практическое освоение музыкальных инструментов на уроке музыки начинается с группы ударных. Овладение ударными инструментами требует меньшей затраты времени, и ритм в произведениях в основном звучит как акцент на сильную долю. Для лучшего усвоения ритмического рисунка в партии ударных инструментов ансамбля можно провести предварительные упражнения с учащимися: совместно хлопать, топать, выкладывать ритмический рисунок, что приведет к слаженной игре детского ансамбля. В случае если дети рано вступают, начинают перебивать друг друга и т. д., учителем применяется метод частичного вступления: игра без инструментов, пропевание своей партии.
Когда игра на ударных инструментах успешно освоена детьми, можно переходить к практическому изучению музыкальных инструментов других групп.
Вся музыкальная культура может быть определена через творчество и гармонию внутреннего мира. Творческое начало дает возможность ребенку создавать нечто новое, выявляя собственное детское «Я». Игра на музыкальных инструментах позволяет развить музыкальные способности школьника, привить стремление к художественному творчеству. При этом изучение музыки разных народов России имеет большие возможности для воспитания у детей национальных и интернациональных чувств, формирует любовь к Родине, которая воспитывается с детства.
Библиографический список
- Якубов М. А. Дагестанская музыка // Музыкальная энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2374/ (дата обращения: 26.09.2015).