ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Ахмедханова Эльвира Магамедхановна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
студентка 3 курса факультета педагогического и художественного образования

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса использования дагестанских народных инструментов на уроке музыки как средства развития национальной музыкальной культуры школьников.

Ключевые слова: музыкальное образование, народные инструменты, национальная музыкальная культура, урок музыки


THE USE OF DAGESTAN FOLK INSTRUMENTS IN MUSIC CLASS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF NATIONAL MUSICAL CULTURE OF STUDENTS

Ahmadkhanova Elvira Magamedhanovna
The Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva
3nd year student of the faculty of education and arts education

Abstract
This article explores the use of the Dagestani folk instruments in music class as a means of development of the national musical culture of schoolchildren

Keywords: music education, music lesson, musical instruments, national music culture


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ахмедханова Э.М. Использование дагестанских народных инструментов на уроке музыки как средства развития национальной музыкальной культуры учащихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/09/12700 (дата обращения: 21.02.2024).

С раннего возраста в ребенке формируются элементы общей и национальной музыкальной культуры. Этому во многом способствуют уроки музыки в школе. Основная цель урока музыки общеизвестна – это развитие музыкальной культуры как части общей культуры обучающегося. Компонентами изучения музыкального искусства в начальной школе являются:

• освоение музыкальной культуры через эмоциональное восприятие;

• привитие эмоционально-ценностного отношения к искусству, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке через активизацию образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• изучение музыкальных произведений композиторов и народной музыки;

• овладение практическими умениями: пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку и др.

Россия – многонациональная страна, в ней проживают более 190 народов, у каждого из которых своя культура и традиции. Каждый народ имеет свою национальную музыкальную историю. Народная и композиторская музыка России представляет собой очень яркую и разнохарактерную картину. Поэтому на уроках музыки в школе для развития общей и национальной музыкальной культуры учащихся необходимо познакомить детей с музыкой разных народов.

В данной статье мы рассмотрим вопрос использования дагестанских народных инструментов на уроке музыки как средства развития национальной музыкальной культуры школьников. Республика Дагестан многонациональна, в ней присутствуют различные жанры народной и композиторской музыки, исполнение которых требует специфического инструментария. Самые употребительные национальные музыкальные инструменты: духовые – зурна, дудук, балабан, кшул; струнные щипковые – агйч-кумуз, тамур; смычковые –кеманча и чагана; ударные – тэп, гавал и диплипито. Также присутствуют баян, балалайка, мандолина, кларнет, скрипка. Инструментальные ансамбли включают в себя, например, 2 зурны и гавал; 2 дудука и тэп; кшул, дудук и диплипито; кларнет, гармонику и гавал и др.

Каждый из народов Дагестана имеет свои музыкальные инструменты, например среди лезгин наиболее распространены такие музыкальные инструменты, как чунгур, саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен. Среди аварцев чагчана (смычковый),  тамур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), барабан.

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных музыкальных инструментов.

Зурна представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими  отверстиями (рис. 1). Музыканта, играющего на данном инструменте, называют зурначи́. Также популярен ансамбль трёх музыкантов, где один зурначи – уста́ – играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий выбивает сложную, варьируемую ритмическую основу на таких ударных инструментах, как дхоле, нагаре или доли.

Рисунок 1

Пандур – дагестанский струнный щипковый инструмент. Имеет наиболее широкую популярность среди аварцев, даргинцев и кумыков. У пандура узкий длинный совкообразный долблёный корпус, заканчивающийся внизу двузубцем или трезубцем, и шейка с 5–6 ладами. Струн две. Звучит пандур тихо, напоминает грузинский чонгури. Играют на нём мужчины, иногда сопровождая пение девушек (рис. 2).

Рисунок 2

Чаган имеет продолговатый корпус, который изготавливается из ореха, сандала и бука. Корпус и шейку инструмента соединяет длинный железный штырь, идущий от нижней части корпуса и играющий роль стержня. Во время игры инструмент держат в вертикальном положении, и штырь упирается в пол. Звук извлекается с помощью смычка, который держат в правой руке (рис. 3).

Рисунок 3

Знакомиться с подобными музыкальными инструментами на уроке музыки можно, поделив инструменты по виду и названию или распределив их на несколько групп. Например: ударные, струнно-смычковые, струнные, клавишно-пневматические, духовые и т. д.

Как правило, практическое освоение музыкальных инструментов на уроке музыки начинается с группы ударных. Овладение ударными инструментами требует меньшей затраты времени, и ритм в произведениях в основном звучит как акцент на сильную долю. Для лучшего усвоения ритмического рисунка в партии ударных инструментов ансамбля можно провести предварительные упражнения с учащимися: совместно хлопать, топать, выкладывать ритмический рисунок, что приведет к слаженной игре детского ансамбля. В случае если дети рано вступают, начинают перебивать друг друга и т. д., учителем применяется метод частичного вступления: игра без инструментов, пропевание своей партии.

Когда игра на ударных инструментах успешно освоена детьми,  можно переходить к практическому изучению музыкальных инструментов других групп.

Вся музыкальная культура может быть определена через творчество и гармонию внутреннего мира. Творческое начало дает возможность ребенку создавать нечто новое, выявляя собственное детское «Я». Игра на музыкальных инструментах позволяет развить музыкальные способности школьника, привить стремление к художественному творчеству. При этом изучение музыки разных народов России имеет большие возможности для воспитания у детей национальных и интернациональных чувств, формирует любовь к Родине, которая воспитывается с детства.


Библиографический список
  1. Якубов М. А. Дагестанская музыка // Музыкальная энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2374/ (дата обращения: 26.09.2015).


Все статьи автора «Ахмедханова Эльвира Магамедхановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: