УДК 321.02

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Горелкин Антон Вадимович
Администрация Кемеровской области
Начальник главного управления по работе со СМИ

Аннотация
В статье рассматриваются существующие подходы к политическому управлению регионом, основанные на взаимосвязи показателей безопасности и устойчивого развития. На основе результатов экспертного опроса анализируется причинно-следственные отношения между показателями безопасности и устойчивости развития Кемеровской области. Обосновывается значение информационной безопасности молодежи как фактора устойчивого развития на региональном уровне.

Ключевые слова: безопасность, информационная безопасность, молодежь, регион, устойчивое развитие


CORRELATION BETWEEN CHARACTERISTICS OF INFORMATION SECURITY OF YOUTH AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT INDICATORS OF THE KEMEROVO REGION

Gorelkin Anton Vadimovich
Administration of the Kemerovo region
Сhief of head department on work with mass media

Abstract
The existing approaches to the political control of the region, based on the relationship of safety and sustainable development discusses. Based on the results of the expert survey the causal relationship between safety performance and sustainability of the Kemerovo region examines. The importance of information security of youth as a factor of sustainable development at the regional level substantiates.

Keywords: information security, region, security, sustainable development, youth


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Горелкин А.В. Взаимосвязь характеристик информационной безопасности молодежи и показателей устойчивого развития Кемеровской области // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12511 (дата обращения: 01.10.2017).

Модели политического управления, основанные на взаимосвязи и взаимодетерминации безопасности и устойчивого развития, в настоящее время получили достаточно широкое распространение, выступая методологической основой разработки соответствующих региональных стратегий. Среди многих отечественных исследователей, специально анализировавших проблему одновременного обеспечения безопасности и устойчивости, можно назвать В.К. Левашова, А.Д. Урсула, Н.П. Ващекина, М.И. Дзлиева и др. [1;2;3]. Особое значение при этом уделяется информационной безопасности, обеспечение которой в условиях информационного общества признается одним из наиболее важных направлений политической практики. В этой связи многими исследователями аргументируется приоритетность информационной безопасности перед безопасностью в других сферах [4].

Нами было проведено исследование, направленное на анализ взаимосвязи характеристик безопасности молодежи и показателей устойчивого развития Кемеровской области. В качестве метода сбора данных нами использовался опрос экспертов в области устойчивого развития, в котором приняли участие региональные топ-менеджеры, управленцы в государственных органах и частных компаниях, квалифицированные специалисты или ученые-исследователи в таких сферах, как государственное и муниципальное управление, экология и природопользование, экономика и финансы, промышленное производство, статистика, социальная сфера, социология, политология. Общее количество экспертов составило 50 человек. Экспертам предлагалось оценить показатели устойчивости развития Кемеровской области, а также дать оценку состояния безопасности молодежи Кузбасса в различных сферах.

Одновременная оценка показателей безопасности молодежи Кузбасса и устойчивости развития Кемеровской области позволяет статистически подтвердить наличие взаимосвязи между ними. Корреляционный анализ оценок безопасности и устойчивости развития, данных экспертами в области устойчивого развития, демонстрирует наличие статистически значимых корреляций с высокими коэффициентами по всем без исключения оцениваемым показателям (таблица 1). Общие итоговые оценки состояния безопасности и устойчивости коррелируют с коэффициентом r=0,85, что свидетельствует о крайне высоком уровне взаимосвязи экспертных оценок состояния обеспечения безопасности и устойчивости развития региона. При этом оценка информационной безопасности взаимосвязана с показателями устойчивости несколько ниже, чем оценка остальных типов безопасности. Однако, информационная безопасность, наряду с социальной безопасностью, больше других видов безопасности связана с политической устойчивостью. Можно предположить, что информационная безопасность для экспертов представляется важным средством обеспечения социально-политической стабильности и устойчивого развития.

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа оценок уровня безопасности и устойчивости развития Кемеровской области в разных сферах по мнению экспертов в области устойчивого развития (n=50)

Оцениваемые показатели

 

Экологическая устойчивость

Экономическая устойчивость

Социальная устойчивость

Политическая устойчивость

Средняя оценка устойчивости

Экологическая безопасность

0,76

0,58

0,58

0,41

0,71

Экономическая безопасность

0,49

0,73

0,65

0,49

0,71

Социальная безопасность

0,53

0,53

0,85

0,58

0,75

Информационная безопасность

0,61

0,48

0,67

0,57

0,70

Средняя оценка безопасности

0,70

0,69

0,81

0,61

0,85

Примечание. Полужирным шрифтом выделены взаимосвязи, значимые при p<0,05

Таким образом, уровень обеспечения безопасности молодежи Кемеровской области, и, в том числе, ее информационной безопасности, прямо взаимосвязан с устойчивостью развития региона. Для большинства работ по проблеме взаимосвязи безопасности и устойчивости, при безусловном признании двусторонних причинно-следственных отношений между описываемыми феноменами, общим моментом является определенный акцент на безопасности политической системы, понимаемой в качестве первичного элемента в данной диаде. Так, В.С. Хомякова прямо трактует безопасность в качестве условия устойчивого развития, определяющего его долгосрочность [5]. В.В. Крицких также полагает, что принятие и реализация политико-управленческих решений по обеспечению безопасности является первичным и наиболее фундаментальным для перехода России к устойчивому развитию. В этой связи в ее модели устойчивого развития предусмотрено опережающее обеспечение безопасности [6]. Изложенные теоретико-методологические подходы позволяют нам рассматривать информационную безопасность в качестве фактора устойчивого развития как Российской Федерации в целом, так и ее отдельных регионов.

Так как все компоненты безопасности молодежи, и все компоненты устойчивости развития региона обнаруживают достоверную взаимосвязь также и между собой (таблица 2), то влияние на них информационной безопасности может иметь как прямой, так и опосредованный характер. В первом случае повышение уровня информационной безопасности молодежи предопределяет увеличение социальной и политической устойчивости региона, которое, в свою очередь, задает повышение показателей экономической и экологической устойчивости. Во втором случае алгоритм такого влияния может быть представлен следующим образом: повышение показателей информационной безопасности – повышение сопряженных с ними показателей безопасности в других сферах – обеспечение большей устойчивости в соответствующих сферах. По сути, эти две последовательности взаимосвязанных показателей отражают две стороны возможного механизма обеспечения устойчивого развития региона посредством повышения уровня информационной безопасности молодежи.

Таблица 2. Корреляционные взаимосвязи между показателями безопасности молодежи и показателями устойчивости развития Кемеровской области (n=50)

Оцениваемые показатели 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Экологическая безопасность 1,00 0,64 0,58 0,51 0,75 0,60 0,56 0,39
2 Экономическая безопасность 0,64 1,00 0,68 0,55 0,48 0,74 0,64 0,48
3 Социальная безопасность 0,58 0,68 1,00 0,65 0,52 0,54 0,84 0,57
4 Информационная безопасность 0,51 0,55 0,65 1,00 0,60 0,49 0,65 0,56
5 Экологическая стабильность 0,75 0,48 0,52 0,60 1,00 0,69 0,61 0,42
6 Экономическая стабильность 0,60 0,74 0,54 0,49 0,69 1,00 0,65 0,40
7 Социальная стабильность 0,56 0,64 0,84 0,65 0,61 0,65 1,00 0,69
8 Политическая стабильность 0,39 0,48 0,57 0,56 0,42 0,40 0,69 1,00

Примечание. Полужирным шрифтом выделены взаимосвязи, значимые при p<0,05

В рамках нашего исследования мы также поставили задачу подтвердить принципиальную возможность управления устойчивым развитием Кемеровской области посредством воздействия на уровень обеспечения информационной безопасности молодежи региона. Как справедливо указывают Дж. Б. Мангейм и Р.К. Рич, «утверждение, о том, что одно явление явилось причиной другого, основывается на понятии изменения. Прежде чем утверждать, что имело место причинное воздействие, мы должны быть в состоянии продемонстрировать, что произошло изменение, а понятие изменения предполагает сравнение» [7, с. 130]. В то же время, как отмечают авторы, в силу специфики и масштаба изучаемых явлений большинство исследовательских программ, используемых в политологических исследованиях, фактически представляют собой квазиэкспериментальные. Соответственно, к этому же типу относится и использованная в нашей работе исследовательская программа, основанная на математическом моделировании изменения рассматриваемых феноменов.

С целью оценки изменения показателей устойчивости при изменении уровня информационной безопасности нами был применен метод формализованного математического прогнозирования на основе регрессионной модели. Для этого на основании эмпирических данных, полученных в ходе опроса экспертов в области устойчивого развития, были рассчитаны уравнения линейной регрессии для оценок каждого вида устойчивости по отношению к оценкам информационной безопасности. Затем, в соответствии с уравнениями регрессии были вычислены изменения устойчивости при условии повышения средних оценок информационной безопасности на 10% (с текущего эмпирически выявленного уровня 3,42 до прогнозируемого 3,76). Исходя из выявленной в ходе нашего эмпирического исследования взаимосвязи между оценками устойчивости и информационной безопасности, представленной в виде регрессионной модели, при повышении оценок информационной безопасности молодежи на 10% оценки общей устойчивости региона повысятся на 5,5% (таблица 3). При этом повышение уровня обеспечения информационной безопасности молодежи Кемеровской области должно привести к росту показателей устойчивости развития региона во всех сферах одновременно. Особый интерес при этом вызывает прогнозируемая наибольшая зависимость состояния экологической устойчивости Кузбасса от уровня обеспечения информационной безопасности. Выявленную зависимость можно интерпретировать как значимость информационного противодействия негативному PR, направленному на формирование отрицательного образа региона как экологически неблагополучного.

Таблица 3. Результаты математического прогнозирования изменения показателей устойчивости развития Кемеровской области при изменении уровня информационной безопасности молодежи региона

Параметры Уравнение регрессии оценок устойчивости (y) к оценке информационной безопасности (x) Эмпирическое среднее оценок устойчивости Прогнозируемое значение средних оценок устойчивости при повышении средних оценок информационной безопасности на 10%
Экологическая устойчивость

y = 0,9554+0,5978*x

3,00

3,20 (+6,7%)

Экономическая устойчивость

y = 1,4129+0,4699*x

3,02

3,18 (+5,3%)

Социальная устойчивость

y = 1,3623+0,6835*x

3,70

3,93 (+6,3%)

Политическая устойчивость

y = 2,4125+0,511*x

4,16

4,33 (+4,2%)

Общая

устойчивость

y = 1,5358+0,5656*x

3,47

3,66 (+5,5%)

Итак, как следует из приведенных результатов математического прогнозирования, состояние информационной безопасности молодежи является значимым фактором устойчивости развития Кемеровской области. Выявленные в ходе нашего исследования закономерности определяют возможность и результативность политического управления переходом Кузбасса на путь устойчивого развития посредством использования социально-политических технологий обеспечения информационной безопасности молодежи региона. Реализация комплекса соответствующих мер, направленных, прежде всего, на повышение субъектности региональной молодежи, уровня ее духовного и ценностного развития [8;9], информационной и медиакомпетентности, может выступить дополнительным, не в полной мере задействованным в настоящее время фактором стабильного, устойчивого развития как Кемеровской области, так и других регионов России.


Библиографический список
  1. Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социологические исследования. – 2002. № 3.
  2. Урсул А.Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие // Безопасность Евразии. – 2001. № 1.
  3. Ващекин Н.П.,Дзлиев М.И., Урсул А.Д.. Безопасность и устойчивое развитие России – М.: Моск. гос. ун-т коммерции, Ин-т устойчивого развития и безопасности, Гуманитар.-экон. акад., Междунар. акад. ноосферы (устойчивого развития), 1998.
  4. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П.Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. – М.: Дрофа, 2007.
  5. Хомякова В.С. Безопасность как фактор устойчивого развития: автореф. дис. … канд. филос. наук – Чита, 2007.
  6. Крицких В.В. Безопасность как фактор устойчивого развития российского общества: автореф. дис. … канд. полит. наук – Ставрополь: 2011.
  7. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования – М.: «Весь Мир», 1997.
  8. Яницкий М.С. Ценностная структура массового сознания современной России // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания – М.: Аспект Пресс, 2002.
  9. Пфетцер С.А., Зеленин А.А., Яницкий М.С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014.


Все статьи автора «Горелкин Антон Вадимович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: