УДК 82-282

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА Э.ПО КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОМАНТИЗМА

Сычева Елена Олеговна
Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация
Данная статья о своеобразном методе Э. По. Несмотря на то, что писатель был представителем романтизма, он понял что глубочайшее искусство основывается не только на инстинкте, но и на анализе.

Ключевые слова: логика, новелла, фантастика


THE AESTHETIC ORIGINALITY OF THE ARTISTIC METHOD OF POE AS A REPRESENTATIVE OF ROMANTICISM

Sycheva Elena Olegovna
North Caucasus Federal University

Abstract
This article is a peculiar method of Poe. Despite the fact that the writer was a representative of romanticism, he realized that the profound art is not only based on instinct, but also on the analysis.

Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Сычева Е.О. Эстетическое своеобразие художественного метода Э.По как представителя романтизма // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12431 (дата обращения: 05.10.2017).

Раннее творчество Э. По формировалось под влиянием эстетических положений европейского романтизма, и как романтик писатель отрицал рациональное познание мира, признавая только эмоционально-чувственное восприятие. Романтическая антиномия между природой и человеком с его наукой, культурой и цивилизацией возникла в творчестве Э. По еще в первых стихотворных сборниках. В «Сонете к науке» это противоречие достигает наибольшей выразительности. В стихотворении он эмоционально-романтически характеризует основывающуюся на рациональном, аналитическом знании науку: «О коршун! крылья чьи – взмах истин мрачных!» и отказывает ей в мудрости. Однако этот писатель интересен для нас как человек, преступающий границы романтической философии.

Протест против мертвящей силы научного рационализма со всей своей силой романтического пафоса высказан за десять-двенадцать лет до того, как сам Э. По обратился к созданию «логических новелл».

Будучи представителем «практичной» нации, осваивавшей Новый свет, американский писатель-романтик увлекается исследованием возможностей человеческого разума, открывая тем самым для молодой американской литературы новые философско-эстетические измерения: «Глубочайшее искусство основывается не только на инстинкте, но и на анализе» [1, с. 192]. Э. По принадлежал к поколению младших американских романтиков, «чье творчество имело прочную опору в идеях романтического гуманизма, получивших широкое распространение в духовной жизни Соединенных Штатов второй трети XIX века» [1, с. 194]. Писатели той поры обратили свое внимание на внутренний мир человека. Они пытались обнаружить в нем истоки причины неуспеха социально-исторических экспериментов, а также «возможность исправления ошибок в грядущем» [2, с. 135]. В понятие внутреннего мира для американских писателей входили: интеллект, психика, моральное чувство и универсальный закон. В творчестве каждого из писателей выявлялась доминанта. Для Эдгара По такой доминантой была психика и интеллект.

Писатель не хочет надевать на себя спального колпака и храпеть, как это делают американские филистеры. «Он доволен, но не удовлетворен, и роется в своей душе, чтобы узнать, отчего ему не спится, когда все вокруг спокойно улеглись и потушили свечи» [3, с. 176]. В эссе о Готорне Э.По писал, что подлинно оригинальное произведение должно доставлять читателю удовольствие тем, что выражает «неоформленные, смутные, неуловимые мысли, вызывает тончайшие движения души, помогает обнаружить свойственные всем людям чувства или инстинкты, находящиеся в зародыше» [2, с. 79]. В писательской индивидуальности Эдгара По парадоксально сочетались логика, математический расчет, интеллект, холодный рационализм и крайняя эмоциональность, а также необычайной силы фантазия и воображение. Подобный синтез дает право именовать писателя гением.

Как новеллист Э. По выступает последователем Э.Т.А. Гофмана. Американский писатель пользуется теми же изобразительными приемами, что и Э.Т.А. Гофман, который совмещал фантастическое с реальным, показывая относительность человеческого знания и  разрушая конвенциональные читательские предпочтения. Именно в повестях Э.Т.А. Гофмана рациональное постепенно используется как средство объяснения таинственного, как, например, в повести «Мадемуазель де Скюдери». Опираясь на художественный опыт Э.Т.А. Гофмана, Э.А. По создает новеллы логического мышления, в которых интеллектуальная и психическая деятельность человека образуют доминанту авторской рефлексии, выдвигая ее в центр читательского восприятия. Увлеченность ассоциативностью и спецификой каузативных отношений реального мира пронизывает все новеллистическое наследие писателя. Логическое мышление как предмет художественной аналитики мы встречаем в его лучших новеллах – «Золотой жук», «Колодец и маятник», «Низвержение в Мальстрем», «Украденное письмо». В новелле «Падение дома Ашеров», например, главный герой по прибытию замечает трещину на доме, которая  в конце повествования объясняет случившуюся катастрофу.

Огромный интерес для Э. По представляла интеллектуальная деятельность человека. Этот интерес пронизывает все новеллистическое наследие писателя. В наиболее концентрированном виде мы встречаем его в «логических» новеллах.


Библиографический список
  1. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. – М.: Наука, 1968.– 412 с.
  2. Ковалев Ю.В. От «шпиона» до «шарлатана». Cтатьи, очерки, заметки по истории американского романтизма. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.– 263 с.
  3. Осипова Э.Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.– 174 с.


Все статьи автора «Сычева Елена Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: