АКТУАЛИЗАЦИЯ ДИАЛОГОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА-МУЗЫКАНТА В ПЕДВУЗЕ

Милицина Ольга Викторовна
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития новых форм и новых технологий получения знаний в высшем образовании. Актуализируется значимость диалоговых методов обучения, подчеркивается их роль в ознакомлении с творчеством современных композиторов. Показан пример применения формы учебного диалога в образовательном процессе педагогического вуза.

Ключевые слова: бакалавр-музыкант, диалоговые методы обучения, педагогический вуз, педвуз, учебный диалог


UPDATING DIALOG LEARNING METHODS IN THE CONTEXT OF THE PREPARATION OF THE BACHELOR-THE MUSICIAN IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Militzina Olga Viktorovna
Mordovian State Pedagogical Institute named by M. E. Evsevyev
Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department of music education and methods of teaching music

Abstract
The article discusses the development of new forms and new technologies for the production of knowledge in higher education. Actualized the importance of dialogue teaching methods, emphasizing their role in reviewing the work of contemporary composers.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Милицина О.В. Актуализация диалоговых методов обучения в контексте подготовки бакалавра-музыканта в педвузе // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/07/11864 (дата обращения: 04.03.2024).

Изменение приоритетов современного музыкально-педагогического образования в условиях модернизации и духовного развития личности XXI века выдвигает на первый план развитие коммуникативной компетентности обучающихся, что предполагает освоение общих закономерностей и принципов осуществления музыкально-коммуникативного взаимодействия, обеспечивающего трансляцию музыкально-культурных ценностей в обществе. Как считает И. Е. Молоствова, одним из путей реформирования современного российского образования становится выработка адекватной социокультурной модели образования, ориентированной на формирование поликультурного сознания, освоение приемов диалогового общения (1, с. 313).

Диалогизация является одним из существенных факторов эффективности формирования коммуникативной компетентности. В работах многих исследователей раскрыт педагогический потенциал диалогового взаимодействия субъектов, показано его активное влияние на развитие социально значимых качеств будущего педагога, его способности к глубокому пониманию различных культур (В. С. Библер, С. Ю. Курганов).

Применение диалоговых методов обучения, вытеснение объяснения как ведущего дидактического метода методом учебного диалога (Ю. В. Сенько) является перспективным подходом в развитии высшего образования, способствующим созданию условий для обеспечения активности всех участников образовательного процесса.

В науке диалог рассматривается как:

– метод построения новой культуры личности (М. М. Бахтин, В. С. Библер, С. Ю. Курганов, Р. Ф. Литовский, И. М. Соломадин);

– процесс особой деятельности, в котором реализуется понимание, осмысление, эмоциональное воздействие субъектов процесса общения друг на друга (Т. К. Ахаян, З. А. Васильева, В. С. Ильина);

– особая коммуникативная среда (Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, В. В.Сериков); речевое общение (коммуникация), основу которой составляет речевая деятельность (Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, А. Н. Ксенофонтова);

– осмысление и развитие в диалоге внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой смысла (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, М. Мамардашвили);

– спор, обмен аргументами, дискуссия (М. В. Кларин, В. Н. Курбанов, Л. Б. Туманова).

Учебному диалогу в музыкальном образовании присущи особенности: а) диалога: наличие обратной связи; «рефлексивность» взаимодействия; смена ролей между речевыми партнерами; ориентированность на конкретного адресата; возможность немедленной реакции; наличие контактоустанавливающих средств; реакция на опорную реплику; инициатива в продолжение общения; б) устной речи: ситуативность; словесная импровизация (речь создается в момент говорения); необратимость отзвучавшего отрезка речи; темп, в определенной степени задаваемый говорящим; эмоциональность.

С. В. Шишкина отмечает, что принцип диалогического взаимодействия с учеником выдвигается «как один из ведущих принципов гуманистической педагогики» (3, с. 87). В ходе музыкального учебного диалога зарождается необычное общение между преподавателем, слушателями и музыкой. Студенты в ходе музыкально-диалогического общения погружаются в диалог различных культурных миров, в диалог голосов композиторов и исполнителей и во внутренний диалог с самими собой.

Известно, что ценности музыкальной культуры становятся реальными фактами культуры человека тогда, когда они активно осваиваются и переживаются аудиторией, интерпретируются, становятся максимально приспособленными для успешного присвоения и воспроизведения. Участие в роли субъекта музыкально-педагогического общения позволяет получить студентам определенный запас знаний, сформировать умение понимать музыку и наслаждаться ею. В данном случае объектом такого музыкально-просветительского взаимодействия становится культурная сфера личности человека в целом, область его музыкального сознания и ценностных ориентаций.

В Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева учебная деятельность преподавателей осуществляется в разных инновационных формах проведения занятий: индивидуальные занятия проводятся в виде «репетиций вдвоем», с использованием метода «мозгового штурма», методики «фехтования». На  групповых занятиях применяются лекции-визуализации, лекции с проигрыванием ситуаций и дискуссией группы экспертов и так далее. В этом ряду весьма актуальна и своевременна такая форма как учебный диалог. Этот вид занятий имеет публичный характер, то есть слушателями могут быть все желающие, и он направлен не только на преподнесение и актуализацию знаний, идей в области музыкального искусства, но и на активное просветительское взаимодействие участников диалога. А для студентов-бакалавров музыкального профиля таким образом организованный слушательский акт имеет еще глубоко воспитательное значение.

В текущем учебном году кафедрой музыкального образования организованы и проведены уже несколько таких учебных диалогов. Один из них состоялся в марте этого года при поддержке Министерства культуры и туризма Республики Мордовия и Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова и был посвящен юбилею мордовского композитора Г. Г. Вдовина и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Диалог начался ярким образным рассказом профессора И. С. Кобозевой о творчестве Гавриила Вдовина, как ярком и самобытном явлении мордовской музыкальной культуры, отличающимся многообразием содержания, жанровым и стилевым богатством. Г. Вдовин – художник-философ по складу своего мышления, в каждом его сочинении присутствует пытливая мысль композитора, ищущая ответы на жизненные вопросы. Об этом свидетельствует образный мир его музыки и удивительно точный, логически выверенный выбор средств выразительности, способных раскрыть всю глубину замысла.

Образная тематическая жанровая многогранность музыки композитора Г. Г. Вдовина, ее романтическая приподнятость, и философский лиризм, опора на самобытные народно-национальные традиции, выступающие в сложном единстве с современными выразительными средствами – наиболее яркие черты творческой индивидуальности этого композитора. Притом его музыке всегда присущи правдивость воплощения чувств и мыслей, эмоциональная ясность, поэтичная приподнятость.

Эти качества в значительной мере свойственны и опере Г. Г. Вдовина «В шесть часов вечера после войны», отрывки из которой были продемонстрированы преподавателями и студентами Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова в составе симфонического оркестра, смешанного и женского хоров, а также солистов Мордовского государственного театра оперы и балета имени И. М. Яушева. Сочетание проникновенного слова ведущей Н. Родиной, «живое» исполнение инструментальных и вокальных номеров оркестром, солистами и хором, демонстрация на экране отрывков одноименного кинофильма – все это имело мощный культурно-просветительский, музыкально-образовательный и воспитательный эффект.

Таким образом, учебный диалог – это особая форма личностно ориентированного освоения музыкально-культурной действительности, специально организованная учебно-познавательная деятельность, в которой приобретаются знания, формируются умения, навыки, развивается музыкально-коммуникативная культура. Учебный диалог становится незаменимым ресурсом и в способах работы над содержанием знаний, и как средство межличностного взаимодействия обучающихся.


Библиографический список
  1. Молоствова И. Е. Технология развития интерпретирующего сознания в музыкальном образовании. Социальная политика и социология. 2009. № 2 (44). С. 311-323.
  2. Сенько Ю. В. Гуманитарные  основы  педагогического  образования : курс лекций. – М. : Издательский центр «Академия»,  2000.
  3. Шишкина С. В. Коммуникативные процессы в контексте гуманизации современного музыкально-педагогического образования. Человек и образование. 2012. № 3 (32). С. 86-90.


Все статьи автора «Трубицина Оксана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: