УДК 316.444.56

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Касьян Елена Владимировна
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме профессионального самоопределения и профориентации среди молодёжи. Проведенное исследование позволяет выявить ряд причин, которые объясняют – почему студентов не удовлетворяет получаемое профессиональное образование и, как следствие, они не планируют свою дальнейшую трудовую деятельность в этом направлении. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: выбор, молодежь, профессиональное самоопределение, профессия, профориентация, специальность, студент, трудовая деятельность


THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Kasyan Elena Vladimirovna
Volzhsky Polytechnical Institute (branch) Volgograd State Technical University
senior lecturer of Department in social and humanities

Abstract
This article deals with the problem of professional self-determination and career guidance among youth. The study identifies a number of reasons that explain - why students are not satisfied with vocational education that they have got and, as a result, they do not plan their future working career in this field. This set of problems has a multifaceted character.

Keywords: career guidance, choice, profession, professional self-determination, speciality, working career, youth


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Касьян Е.В. Проблема профессионального самоопределения: опыт социологического исследования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11839 (дата обращения: 27.05.2017).

Развитие современного общества выдвигает новые цели и ориентиры общему и профессиональному образованию во всем мире. Интеграция России в международное сообщество требует привести систему высшего образования в соответствие с мировыми стандартами, сохраняя при этом лучшие традиции.

В условиях трансформации социальных отношений существенно возрастает значение эффективной профессиональной ориентации молодежи, что связано с ее направленностью на формирование и активизацию адаптационных возможностей личности не только в сфере труда, но и в широком социальном контексте ее жизнедеятельности. Эффективное управление данным социальным процессом становится актуальной задачей государства, бизнеса и институтов гражданского общества.

Профессиональное самоопределение для любого человека – один из ключевых выборов, определяющих всю его дальнейшую жизнь. Очень важно сделать этот выбор правильно, а именно – исходя из своих личностных качеств и способностей. Но эту проблему осложняет несколько моментов.

Выбор профессии происходит у современной молодёжи в период обучения в старших классах, а в связи с постоянными изменениями в системах ЕГЭ и ГИА, – ещё раньше, дабы сделать акцент на предметах, более близких к выбранной профессии. В этом возрасте, как правило, трудно разобраться в своих способностях и интересах. Это можно исправить, пройдя профессиональную ориентацию, и здесь появляется новая сложность: в нашей стране многие молодые люди не знают, где это можно сделать, а если и проходят её в школе, то относятся к результатам весьма несерьёзно, не придавая им большого значения.

Автор исследования задался целью выяснить, как происходит выбор будущей специальности у вчерашнего школьника и насколько точным оказывается этот выбор.

Опрос проводился осенью 2014 года среди студентов 1-4 курсов Волжского политехнического института (филиал) ВолгГТУ. Вопросы анкеты составлены учащимися 3 курса под руководством автора, а полученные результаты были опубликованы в материалах Научно-практической конференции «Современные технологии и инженерное образование» (г. Волжский, 2014 г.) [1].

Данные опроса представлены в диаграммах.

Основная часть респондентов определилась с выбором высшего учебного заведения и специальности самостоятельно (см. диаграмму 1, 2).

 

Что касается профессионального самоопределения, то по этому пункту разброс мнений оказался более значительным. Не всегда выбранная специальность оправдывала ожидания, и тому выявилось несколько причин:

  • затруднения в освоении теоретических основ;
  • в процессе обучения «обнаруживается» невостребованность выбранной профессии на производстве в силу различных причин (например, переориентация производств, закрытие крупных предприятий, массовое сокращение рабочих мест в связи с кризисными явлениями в экономике);
  • отсутствие интереса в силу особенностей личности студента (например, на 1 курсе вдохновляли «чистые» науки – математика, физика, химия, а на старших курсах практические дисциплины не вызвали соответствующего интереса) и т.д. (см. диаграмму 3)

Диаграмма 3.

В процессе обучения многие студенты начинают свою трудовую карьеру, и не всегда эта деятельность связана напрямую с приобретаемой профессией. Причины этого явления весьма различны: от банального «нужны деньги» до перспективного «а может, это моя судьба» (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4.

Еще одна сторона проблемы – нацеленность студентов на дальнейшую реализацию полученных профессиональных знаний. Среди группы опрашиваемых, которые не собирались работать по выбранной специальности, большая часть (56 %) была мотивирована на получение второго (высшего либо дополнительного) образования с целью увеличить свои шансы на получение высокооплачиваемой должности (см. диаграмму 5).

Диаграмма 5.

Тем не менее по результатам проведенного опроса можно сделать оптимистичный вывод, что несмотря на все трудности профессионального самоопределения свою будущую трудовую деятельность подавляющее большинство опрошенных связывают с приобретаемой профессией (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6.

В современном мире правильный выбор молодым человеком профессии играет очень большую роль. После окончания школы он еще не может осознанно определиться с призванием, взвесить все за и против, все плюсы и минусы и соотнести свои потребности со своими реальными возможностями. От того какой он выбор сделает, зависит его дальнейшая судьба: будет ли он успешной личностью, будет ли он любить свою работу и будет ли он действительно профессионалом в своем деле. Чем более успешен человек в своей трудовой деятельности, тем более благополучна социальная обстановка в государстве, тем меньше затрат оно несет на профессиональную переподготовку, на повторное обучение, тем более снижена вероятность попадания такого человека в группу социального риска. Поэтому очень важно оказать молодежи помощь в выборе дальнейшего профессионального пути.

В завершение приведём знаменитое высказывание Конфуция, которое указывает верный путь к решению проблемы профессионального самоопределения:

«Найди работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в твоей жизни»

Внедрив этот подход в современные образовательные стандарты средней школы, уже через несколько лет у дверей вузов подавляющее большинство абитуриентов будут иметь не только устойчивую мотивацию на получение профессионального образования, но и чёткое понимание правильности выбора факультета. Ведь высшее образование будет рассматриваться молодыми людьми теперь как средство достижения поставленных целей в жизни, а не как способ самоопределения.


Библиографический список
  1. Инкин А. Н., Савицкий И. Проблема профессионального самоопределения // Научно-практическая конференция «Современные технологии и инженерное образование», г. Волжский, ноябрь-декабрь 2014 г: материалы конференции. [Электронный ресурс]: Электрон.текстовые дан. (1 файл: 5,32 Mб) – Волжский, 2015 г. – С. 77-79а


Все статьи автора «Касьян Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: