УДК 159.954.5

ПОНИМАНИЕ ПОНЯТИЯ ВООБРАЖЕНИЕ

Пасев Максим Константинович
Ульяновский Государственный Технический Университет
Кафедра Архитектурно-строительного проектирования, студент 2-го курса строительного факультета

Аннотация
Данная статья рассматривает понятие воображения, развитие человеческого воображения, и влияние на него философии.

Ключевые слова: воображение, Психология, разум, сознание, философия, человек


UNDERSTANDING THE CONCEPTS OF IMAGINATION

Pasev Maxim Constantinovich
Ulyanovsk State Technical University
Department of Architectural Design ,Second year student of Civil Engineering Faculty

Abstract
This article examines the concept of imagination, the development of the human imagination, and the impact on his philosophy.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Пасев М.К. Понимание понятия воображение // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11774 (дата обращения: 29.09.2017).

Каждый современный человек в своей повседневной жизни так или иначе соприкасается с воображением в различных его формах: мечтах, сновидениях, фантазиях. Однако отношение к самому процессу создания образа зависит от конкретной личности и ее мировоззрения. Одни превозносят воображение, считая его основой создания прекрасного будущего, а другие полны скепсиса, считая, что воображение лишь помеха для рационального мышления.
Несмотря на полярность позиций по данному вопросу, отрицать важность творческой фантазии нельзя, ведь она является неотъемлемой частью процесса восприятия окружающего мира, его специфическим отражением в сознании каждой личности.
Дать определение  понятию «воображение» стремились многие мыслители. Так, например, Аристотель характеризует воображение следующим образом: «Воображение же есть нечто отличное и от ощущения, и от размышления; оно не возникает без ощущения, а без воображения невозможно никакое составление суждений; а что воображение не есть ни мышление, ни составление суждений — это ясно. Ведь оно есть состояние, которое находится в нашей власти (ибо можно наглядно представить себе нечто, подобно тому как это делают пользующиеся особыми способами запоминания и умеющие создавать образы), составление же мнений зависит не от нас самих, ибо мнение необходимо бывает или ложным, или истинным. Далее, когда нам нечто мнится внушающим ужас или страх, мы тотчас же испытываем ужас или страх, и соответственно когда что-то нас успокаивает. А при воображении у нас такое же состояние, как при рассматривании картины, на которой изображено нечто страшное или успокаивающее».[6] Эмпирически все это понятно и просто, однако если смотреть со стороны рационализма, то тут сплошные противоречия: воображение – не ощущение, но без него не существует, оно не есть мышление,  но любое суждение, говорит Аристотель, предполагает воображение и т. д. Вывод  напрашивается сам собой:  воображение есть связующее звено между сознанием человека и окружающей его действительностью.
Семантический анализ слова «воображение»  способствует пониманию того, что воображение – это некий взгляд, несущий за собой придание предмету обновлённого смысла.[1] Воображение является актуальной проблемой в психологии. Но зачастую психология  не только не вносит ясность, но еще более усложняет определение понятия «воображение».  Психологи разделяют воображение по двум принципам. По степени осознанности человеческим сознанием и по группированию воображения в зависимости от поставленной задачи (мечта, творческое воображение). Первый принцип также подразделяют на осознанное и неосознанное воображение. Осознанное воображение – это воображение которое человек создает пользуясь своим опытом, то есть созданием, например, рисунков, процессов и так далее. Неосознанное воображение, соответственно – это воображение бессознательное, такое при котором воля человека не участвует в созидании, в основном, к такому воображению относятся сны.[2]
Каково же практическое применение воображения? Обратимся к примеру, данному В.М. Розиным в книге «Философия образования: Этюды-исследования» – детские игры, в которых происходит подражание тому или иному животному. Может ли ребёнок представить себя каким-то животным, если он не узнает о действиях и повадках присущих данному виду, и сможет ли он без этого знания воображать себя животным? Скорее всего, нет. То есть мало вспомнить, нужно еще и относить к себе эти действия,  для того чтобы представить себя животным. Это, естественно, предполагает процесс, организующий иную реальность, ведь не может же человек стать черепахой в реальности. Следовательно, воображение – своеобразный конструктор, если можно так его назвать, благодаря которому человек имеет возможность созидания и развёртывания иных реальностей.[7]
Также хотелось бы привести в пример использование активного  воображения, являющегося фантазированием. К.Г. Юнг совершил открытия в изучении природы души, благодаря продукту активного воображения, внутреннему человеку Филимону. Это один из первых опытов обращения к активному воображению, в качестве практического помощника. «Он сказал, что я воспринимаю свои мысли как нечто порожденное мною самим, но с его точки зрения, мысли подобны животным в лесу. Это он научил меня психической объективности, реальности души. Благодаря ему я усвоил разницу между своим «я» и объектом своих размышлений.»[4] Отсюда мы можем сделать вывод, что воображение – это вмешательство в бессознательные процессы человеческого разума.
Изучение развития воображения для многих может показаться бесполезным, так как мы вряд ли получим какой-либо практический результат. Но в действительности именно от развития нашего воображения зависит и окружающая нас реальность. И, следовательно, нас должно волновать, что же именно оказывает влияние на развитие нашего воображения. Аристотель породил представление воображения, как чего-то присущего душе. Конечно, воображение характерно всем людям, и отличается оно лишь различной степенью его развития. Зачастую оно созидает образы, лишенные логической и смысловой основы, то есть, по сути, оно является бессмысленным, затрачивающим энергию, процессом. Философия же является помощником в рациональном мышлении, и отсечении лишних образов. И тут появляется вопрос. Не препятствует ли философия развитию человеческого воображения? Лишённый ограничений разум является куда более свободным в размышлениях. И следуя по данному суждению, можно прийти к выводу, что философия – преграда для развития воображения. Рассмотрение философских учений приводит к мысли о том, что разум, подвластный философии, рассматривает все возможности, от очевидных до невероятных. И, получается, что воображение является важной составляющей разума ученых-философов, так как именно они являются людьми ищущими, подвергающими всё сомнению . А философия- лишь «помощник», «проводник», открывающий «путнику» горизонты познания. [5.]
Подведем итоги настоящей статьи. Воображение – мощный инструмент для творчества. Пожалуй, воображение является одной из самых удивительных и могучих вещей, существующих в чертогах человеческого разума, а зачастую и вне его пределов. Воображение способно конструировать невиданные и невероятные вещи, реальности, пространства, позволять вмешиваться в бессознательные процессы и управлять ими. Также воображение можно рассматривать и как самостоятельную реальность, чистый лист, способный вместить всё, что человеческий разум может пожелать. Воображение – важная составляющая человеческого сознания, имеющая огромный потенциал.


Библиографический список
  1. Александрова О.С., Глухарёва А.А. Влияние философии на воображение [Электронный ресурс], /Научно-популярный журнал NovaInfo; – Режим доступа: http://novainfo.ru, свободный (дата обращения 18.06.2015)
  2. Воображение в психологии [Электронный ресурс], / Портал Осознание.org Теория & практика.- Режим доступа: http://osoznanie.org, свободный (дата обращения 20.06.2015)
  3. Дьюи Д. Реконструкция в философии / Дьюи Д. – М.: Республика, 2003. 494 с;
  4. Джонсон Р.А. Активное воображение [Электронный ресурс], / Сновидения и фантазии. Анализ и использование;  Психологическая библиотека, -Режим доступа: http://bookap.info, свободный (дата обращения 20.06.2015)
  5. И.Кант о воображении [Электронный ресурс], / Воображение как познавательная способность И.Кант. 2001. (Сборник.); Цифровая библиотека по философии, ред.Катречко С.Л.-Режим доступа: http://filosof.historic.ru, свободный (дата обращения 18.06.2015)
  6. Попов П., Иткин М. Аристотель о душе [Электронный ресурс],/Электронная библиотека,- Режим доступа: http://e-libra.ru/, свободный (дата обращения 18.06.2015)
  7. Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования/ Розин В.М.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007.


Все статьи автора «Пасев Максим Константинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: