УДК 004

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА ПО PASCAL ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ

Ганиева Лилия Фанисовна1, Пещерова Анастасия Станиславна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, ассистент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студентка 2 курса, института педагогики, психологии и социальной работы

Аннотация
В данной статье рассматривается проведение мастер-класса по Pascal с полным описанием каждой строки кода.

Ключевые слова: мастер-класс, ход занятия., язык программирования


METHODS OF CONDUCTING A MASTER CLASS FOR STUDENTS OF PASCAL INITIAL COURSES

Ganieva Lilia Fanisovna1, Pescherova Anastasia Stanislavna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, Assistant Professor of Business Informatics and Information Technologies
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2nd year student , Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work

Abstract
This article discusses the master- class Pascal with a full description of each line of code.

Keywords: Pascal


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ганиева Л.Ф., Пещерова А.С. Методика проведение мастер-класса по Pascal для студентов начальных курсов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11648 (дата обращения: 29.09.2017).

В нашем мире передовых технологий компьютеры занимают все большее место в жизни каждого человека. Все школы и высшие учебные заведения постепенно внедряют технологии дистанционного обучения. В связи с этим актуальность нашей темы бесспорна: учеников необходимо ознакомить не только с тонкостями работы в стандартных программах MicrosoftOffice, таких, как Word, Excel, PowerPoint и Paint. Детей необходимо познакомить и с азами современного программирования.

Язык программирования Pascal является одним из известнейших языков программирования. Pascal является базой для многих других языков программирования, а также используется для обучения азам программирования в среднем и старшем школьном звене и на первых курсах высших учебных заведений.

Данный язык программирования был создан Николасом Виртом в конце 90-х годов XX века. Свое название Pascal получил в честь гениального ученного, физика, математика, философа и литератора Блеза Паскаля. Первая публикация автора о данном языке программирования раскрывает цели его создания: Вирт хотел построить небольшой и эффективный язык, который способствовал бы хорошему стилю программирования, а также использовал бы структурированные данные и структурное программирование.

Дальнейшая работа Николаса Вирта заключалась в создании на основе языка Pascal системного программирования, которое сохранило бы возможность вести на его базе целостный и систематический курс обучения профессиональному программированию. Результатом данной работы стало создание языка Модула-2.

Pascal ABCсчитается самой простой средой программирования. Актуальность проблемы и отсутствие методической литературы по данной тематике с подвигло нас на создание методической разработки «Мастер-класс по Pascal», ориентированной на учеников среднего звена общеобразовательной школы.

Данный мастер-класс рассчитан на одно занятие длинной в два часа и имеет цель дать детям базовые знания о составлении алгоритмов и особенностях работы в программной среде Pascal ABC. В процессе дальнейших уроков ученики будут иметь возможность применить полученные знания на практике.

В данном мастер-классе представлена краткая теоретическая информация. Она предназначена для того, чтобы преподавателю была ясна примерная информационная нагрузка занятия.

Мастер-класс по Pascal. «Алгоритмы. Знакомство с языком программирования. Программирование на языке Pascal».

Цель: дать учащимся необходимые знания об алгоритмах и их составлении. Отработать навык написания алгоритмов. Показать ученикам основы программирования с помощью компьютера в среде Pascal ABC.

Задачи:

Воспитывающая: воспитать у учеников познавательный интерес к программированию; воспитание дисциплинированности, аккуратности и внимательности.

Развивающая: развить у учеников познавательный интерес к программированию.

Обучающая: научить детей составлять линейные программы в среде Pascal ABC.

Краткий план урока.Организационный момент.

Актуализация знаний.

Новый материал. Теоретическая часть.

Практическая часть.

Закрепление.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.
Организационный момент. Знакомство с классом.

Актуализация знаний. Вспоминаем с учащимися понятия алгоритм, типы алгоритмов.

Алгоритм – определенная последовательность действий, предназначенная для исполнения субъектом.

Алгоритм может иметь линейную, разветвляющимся и цикличным.

Задание 1. Учитель ставит перед детьми робота. Вместе с учащимися учитель составляет с детьми алгоритм «Определение большего из двух чисел», исполнителем которого будет данный робот, рис.1.

Рис. 1. Определение большего из чисел

Новый материал. Учитель знакомит детей с программной средой Pascal ABC, рассказывает правила записи задач на данном языке программирования.

Структура программы на языке Pascal
В изучении программирования будет содействовать знание английского языка. Структуру программ на этом языке программирования можно понять, даже не заглядывая в учебник.

Любая задача начинается со слова Program и ее названия. Далее идет ввод переменных, начинающийся со служебного слова var. Далее через запятую идет перечень переменных, которые будут функционировать в задаче. Идентификаторы переменных могут состоять из латинских букв и цифр. Через двоеточие оговариваем их тип.

Далее идут все операнды (команды) алгоритма, заключенные в операторные скобки begin/end.

Основные операнды
Оператор ввода write или writeln выводит надпись, заключенную после него в скобках и кавычках:Writeln (‘Введите два числа’);Оператор ввода read или readln считывает переменные, введенные пользователем:Readln (a,b);Операторы команд:

+ сложение,

- вычитание,

* умножение,

/ деление.

Правила записи алгебраических выражений
В паскале действуют арифметические знаки действий: сложение, вычитание, умножение и деление.

При умножении переменных или чисел необходим символ «*».

Квадрат числа записывается как A*A, также это же выражение можно записать как

SQR(A).

Круглые скобки будут влиять на порядок действий в выражении.

Правила пунктуации в языке Pascal
Строгое соблюдение правил синтаксиса обеспечит работу программы.

Основные знаки пунктуации:

«;» – разделительный оператор. Ставиться после названия программы, после перечня переменных и в конце каждой строки программы за некоторым исключением.

«,» – разделительный элемент во всех списках.

«:=» – оператор присваивания.

«{}» – вставка комментария.

В языке программирования Pascalнет разницы между строчными и прописными буквами.

Практическая часть. Учитель вместе с учениками пишет составленный выше алгоритм на языке Pascal.

ProgramSravnenie; //название программы

Vara,b: integer; //обозначение начала блока для объявления переменныхтипом integer

(работает с целыми числами в пределах -32768..32767)Begin //начало блока программы

Writeln (‘Введите два числа’); //вывод информационного сообщения

Readln (a,b); //оператор для считывания значения, введенного с клавиатуры

Ifa>bthenwriteln (‘Большееизчисел – ‘, a) //условный оператор ветвления, если условие

после if выполняется, то программа переходит кследующему процессу в ветви, если не выполняется, то программа пропускает данный цикл.elsewriteln (‘Большее из чисел – ‘, b); //условный оператор ветвления, если условие после if не выполняется, программа переходит к данному процессу.

End. //закрытие программы.

Закрепление. Учитель стирает написанную задачу с доски. Ученики садятся за компьютеры и по памяти воспроизводят написанную ранее программу; проверяют правильность ее написание, рис.2.

Рис. 2. Решение задачи на сравнение двух чисел

Подведение итогов. Домашнее задание. Учитель делит учеников на четыре группы и раздает каждой группе карточку с тремя задачами, которые они должны решить с помощью дополнительного поиска информации по языку программирования. Необходимо найти: операнд возведения числа в квадрат, операнд извлечения корня из числа, операнд, находящий остаток от деления на заданное число, операнд, находящий целую часть от деления, операнд автоматического увеличения счетчика.
Карточка 1.

Задание 1. Написать программу, решающую уравнение: 

Задание 2.Найти периметр и площадь четырехугольника.

Задание 3. Найти сумму цифр трехзначного числа

Карточка 2.

Задание 1. Написать программу, решающую уравнение:

Задание 2. Найти периметр и площадь треугольника по заданным сторонам.

Задание 3. Вычислить xn.

Карточка 3.

Задание 1. Написать программу, решающую уравнение:

Задание 2. Найти расстояние между двумя точками.

Задание 3. Подсчитать общее число делителей натурального числа.

Карточка 4.

Задание 1. Написать программу, решающую уравнение:

Задание 2. Найти среднее арифметическое трех чисел.

Задание 3. Вывести на экран первых n простых чисел.

По истечении урока ученики должны приобрести следующие ЗУН:Знание определения алгоритма, его возможные структуры;

Умение составить алгоритм любой структуры;

Умение перевести алгоритм любой структуры на язык Pascal;

Знание структуры программы на языке Pascal, а также правила пунктуации, записи операндов и переменных;

Умение решать базовые задачи в среде программирования PascalABC.

Таким образом, проеденный мастер-класс позволил нам достичь следующих целей:Воспитать у учеников познавательный интерес к программированию

Воспитать в учениках внимательность, аккуратность и дисциплинированность.

Научить детей составлять линейные программы в среде Pascal ABC.

Способствовать развитию логического мышления учащихся, а также коммуникационных качеств, путем включения их в командную деятельность.

Подобные мероприятия крайне полезны для учащихся, так как положительно влияют на их интерес к дисциплине «программирование», а также позволяют реализовать полученные знания на практике.


Библиографический список
  1. Ганиева Л.Ф. Методика проведения цикла воспитательных мероприятий по антипропаганде киберэкстремизма среди молодежи в вузе. Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/890/8185.
  2. Ганиева Л.Ф. Применение средств ИКТ в работе со студентами, как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: МГТУ, 2014. – 189 с.
  3. Ганиева Л.Ф. Применение проектного менеджмента при проведении мероприятий по профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи в вузе. Новые информационные технологии в образовании: материалы 8 междунар.науч.-практич.конф.Екатеринбург,10-13 марта 2015г. ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед. ун-т»Екатеринбург, 2015.619 с. 298-302
  4. Ганиева Л.Ф. Информационная безопасность в системе открытого образования на примере организации и проведения игры «Международный день Интернета» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11683 (дата обращения: 19.06.2015).


Все статьи автора «Ганиева Лилия Фанисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: