УДК 780.616.432(045)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ В ФОРТЕПИАННЫХ КЛАССАХ ДМШ И ДШИ

Ульянова Елена Александровна1, Желудкова Валентина Ильинична2
1Детская музыкальная школа искусств № 1, Преподаватель
2Мордовский государственный педагогический институт имени Макара Евсевьевича Евсевьева, Заслуженный работник культуры Республики Мордовия, кандидат культурологии, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки

Аннотация
Изучение современной музыки в фортепианных классах детских музыкальных школ и детских школах искусств имеет большое мировоззренческое и профессионально-воспитательное значение. Без современной музыки невозможно понять не только современную образовательную систему, но и саму сущность воспитания, образования, творческого развития личности ребенка. В статье проанализированы положительные и отрицательные стороны включения в работу с детьми современной музыки, а также выявлены особенности изучения некоторых технических приемов современной музыки.

Ключевые слова: современная музыка


STUDY ON SOME PROBLEMS OF MODERN MUSIC PIANO MUSIC SCHOOL AND ART SCHOOLS

Ulyanova Elena Alecsandrovna1, Zheludkova Valentine Ilinichna2
1Music school of arts № 1, Teacher
2Mordovia State Pedagogical Institute named after Makara Evsevevicha Evseveva, Honored Worker of Culture of the Republic of Mordovia, the candidate of cultural science, assistant professor of music education and methods of teaching music

Abstract
The study of modern music in the fortepiano classes of child's musical schools and child's schools of arts has a large world view and professionally-educator value. Without modern music it is impossible to understand not only the modern educational system but also essence of education, education, creative development of personality of child. In the article positive and negative parties of plugging are analysed in work with the children of modern music, and also the features of study of some technical receptions of modern music are educed.

Keywords: modern music


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ульянова Е.А., Желудкова В.И. О некоторых проблемах изучения современной музыки в фортепианных классах ДМШ и ДШИ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11384 (дата обращения: 11.01.2018).

 Динамичное расширение музыкального информационного пространства современности все больше обусловливает сближение сфер детской и профессиональной академической музыки. Одной из актуальнейших музыкально-педагогических проблем на сегодняшний день является проблема приобщения ребенка к миру и языку современного искусства в целях его гармоничного развития. К сожалению, в ДМШ и ДШИ знакомство с творчеством современных композиторов происходит не столь активно, как этого хотелось бы. Вероятно, причиной нежелания педагогов включать современную музыку в репертуар детей является сложность ее восприятия. Так ли это на самом деле?

XXI век вызвал к жизни новые музыкально-выразительные средства, обострил у многих музыкантов восприятие действительности. Современный музыкальный язык – качественно новая ступень развития в сфере музыкального мышления и способов его выражения. В современной музыке усилилась внутренняя напряжённость, возросла выразительная сила диссонанса, усложнилась мелодика и ритмоинтонация. Для восприятия современной музыки запас ассоциаций из классического музыкального наследия, традиционной музыкальной стилистики стал явно недостаточен. Слух, воспитанный только на классической мелодике и гармонии, поначалу, решительно противится новой музыке. Вывод напрашивается сам собой. Постепенность развития музыкальных и пианистических данных молодого пианиста, по мнению огромного большинства педагогов, должна базироваться на постепенности возрастающих музыкально-технических и слуховых трудностей фортепианной литературы.

Для того чтобы слушателю был понятен язык современного музыкального творчества, надо закрепить его в музыкальном сознании, сделать его естественным и родным для ребенка. В этом контексте в педагогическом образовании прослеживаются пути широкого ладоинтонационного и ритмического воспитания, развития тембрового слуха, формирования у ребенка определенных знаний в области формообразования, современных методов композиции, жанровых и стилевых особенностей.

Согласно исследованиям педагогов и психологов, младший школьный возраст является наиболее благотворным периодом для формирования музыкальной культуры. Возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребенка, от степени музыкальности того окружения, в котором он находится в первые годы жизни, но и от планомерной педагогической работы. Музыкальность ребенка наиболее ярко проявляется в деятельностной, словесно-логической и художественно-образной формах. Оптимальным условием для ее эффективного осуществления является соотношение в развитии основных музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти).

Для оптимальных темпов и качественных характеристик в области формирования музыкальных способностей необходимо комплексное использование литературно-художественных, игровых, ассоциативно-образных средств и приемов, активизирующих творческую деятельность начинающего пианиста.

Наряду с различными сферами музыкального творчества, огромный интерес вызывает область детской фортепианной музыки. Анализ литературы привел к следующему: большинство произведений для детей программны, а тем пьесам, в которых нет явно выраженной программности, присущ элемент жанровости. Изложение музыкального материала, акцентирующее художественную сторону пьес (эпиграфы, иллюстрации, программные названия, графические изображения) способствует усилению личностной мотивации учащихся к освоению современной музыки и помогает глубже проникнуть в суть исполнительских приемов.

Для детей характерно образное восприятие окружающего мира. Меткость детских определений поражает по своей художественной образности и требует точности, выразительности, серьёзности. Способность к слуховому представлению (т. е. способность произвольно пользоваться музыкально-слуховыми представлениями), мышление звуковыми «образами» (способность распределения и переключения внимания, способность мыслить воображаемыми тембрами) составляют ядро музыкальной памяти и музыкального воображения юного исполнителя. Комплексное воздействие на аудиальную, визуальную и кинестетическую, репрезентативные сенсорные системы начинающего музыканта выявляет и стимулирует его музыкальное развитие, способствует дифференцированному восприятию многослойной фактуры современной музыки.

Особое внимание необходимо уделять подбору репертуара для юного исполнителя. Выбирая репертуар, педагог должен помнить о том, что современная музыка обладает рядом особенностей, представляющих трудность в восприятии. Этому способствует отход от привычного мажора-минора, разнообразная метро-ритмическая структура, непривычная фактура, аппликатура, педаль. Прочтение с листа этой музыки и вовсе приводит к желанию отложить её «на потом», или вообще отказаться от ее изучения. Однако, при более глубоком анализе выявляются некоторые преимущества ее изучения. Как отмечал Г.Г. Нейгауз, «ученику дается очень яркая, высокая и трудная цель, которая определяет направление и интенсивность работы – единственный залог развития и роста», поэтому он в своей педагогической практике «никогда не приспосабливал произведения к ученику, а всегда лишь старался приспособить ученика к произведению» [1, с. 25].

В репертуаре учащихся ДМШ и ДШИ произведения современной музыки представлены, в основном, пьесами А.Ф. Гедике, С.М. Майкапара, В.С. Косенко и
А.А. Берковича. Они, бесспорно, сыграли в своё время положительную роль, но, сегодня, как справедливо заметил Л.А. Баренбойм: «Хотя и обладают рядом полезных качеств, но по образному содержанию и стилистике устарели… Они…далеки от мира современного ребёнка и…от современного музыкального творчества» [2, с. 274].

Но на самом ли деле современный музыкальный язык недоступен детскому сознанию? Это глубоко ошибочное мнение. Современный музыкальный язык просто другой язык. Он не намного труднее. Просто сложнее не ученику, а педагогу, слух которого воспитан преимущественно на классике, в то время как у ученика, особенно маленького, относительно свободен, открыт к восприятию нерегулярной метроритмики, свежих терпких гармоний. Знакомя ребёнка с современным языком, c современным музыкальным стилем, мы вовсе не нарушаем тезис «от простого к сложному». И в современной, и в классической музыке есть и простое и сложное и, естественно, овладевая и тем и другим языком, ученик должен пройти этот путь, расширяя последовательно свой музыкальный кругозор. Трудно сказать какой язык воспринимается лучше детьми. Во всяком случае, каждый педагог знает, «Дождь и радуга» С.Б. Прокофьева куда легче даются ученику, чем «Маленькая Прелюдия» И.С. Баха.

Способность постигать довольно сложные вещи в раннем возрасте общеизвестна. Пожалуй, наибольший вред музыкальному воспитанию детей приносит тенденция откладывания современной музыки на «потом». «Педагоги делают ошибку, – говорил английский педагог Дэвид Гамильтон, – пытаясь приобщить своих учеников к современной музыке, когда те уже вышли из начальной стадии обучения и познакомились с традиционной гармонией. В возрасте 12-13 лет, проучившись три-четыре года, дети начинают думать, что они всё узнали о музыке. У них вырабатывается неприятие музыки тех композиторов, которые не только разрушают все правила, но и создают новые с каждым последующим произведением. Преподаватель, который не знаком с музыкой, написанной после того как он перестал быть студентом, отстаёт от жизни. Классика не может быть подготовительной ступенью к восприятию современной музыки, т.к. это различные явления» [3, с. 99]. Педагогам ДМШ и ДШИ следует принять за руководство положение, сформулированное
Л.А. Баренбоймом: «Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классикой, но, не обгоняя и не опережая её» [4, с. 104].

Некоторые зарубежные музыканты придерживаются другого мнения, выдвигая за основу обучение детей исключительно на современной музыке и даже на материале атональной музыки. Изданный «Додекафонный букварь» Елинека свидетельствует о том, что  сторонники  современной музыки перешли от слов к действию. Известно, что Б. Барток советовал строить начальное обучение  только на первых трёх тетрадях его «Микрокосмоса» и лишь потом знакомить детей с классическими произведениями. Трудно согласиться с данным мнением.

Часто педагоги предъявляют претензии по поводу того, что многие современные произведения не приносят инструктивной и продуктивной пользы. Всё дело в том, что подразумевать под этим. Если иметь в виду то к чему мы традиционно привыкли и ищем в фактуре современных произведений (гаммы, аккорды, арпеджио), то отчасти, это верно. В современной детской музыке совсем не встречаются, например, «альбертиевы басы» (итал. Basso albertino) – распространенный тип аккомпанемента, выраженный в изложении партии левой руки в фортепианной пьесе в виде ритмически равномерно-фигурированных (разложенных) аккордов. Но, в то же время, современная музыка для детей, содержит в себе технические элементы, подготавливающие к современной «взрослой» музыке.

Говоря о техническом развитии учащихся «нельзя забывать, что слово «техника» произошло от греческого слова «технэ», что означает «искусство». Новая музыка требует новых технических средств. Иная аппликатура, педаль, фактура. Иные способы звукоизвлечения представляют на самом деле материал более простой и полезный, чем многие инструктивные сочинения в традиционном стиле». Заметим, попутно, что композиторы-классики совсем не писали инструктивных пьес, а технические трудности  в их произведениях никогда не носят характер чисто технический, так как являются средством музыкального выражения.

Педагог свободен в выборе музыки. Так, например, сборники пьес «От 5 до 50»
С.М. Слонимского («Романтический вальс», «Любовь принцессы и охотника» из сюиты по сказке немецкого поэта Р. Баумбаха «Принцесса, не умевшая плакать», «Капельные пьески», «Вальс Золушки и принца», «Король-музыкант» из сюиты по сказке братьев Гримм) позволяют и исполнителю, и слушателю познакомиться едва ли не со всем многообразием стилевых направлений современной музыки, сплетением классических и современных композиционных приемов и средств выразительности, что так свойственно творчеству петербургского композитора. Детская музыка Слонимского необычайно интересная, смелая, изобретательная по выразительным приемам и звуковым краскам. В своих произведениях с высочайшим профессиональным мастерством композитор создал свой собственный индивидуальный, содержательный и яркий мир музыки. Детям такая современная музыка нравится, она стимулирует их к творчеству.

Признанным корифеем современной музыки является, безусловно, «Детские пьесы» и «Микрокосмос» Б. Бартока. Характерной чертой музыки является частая смена размера. Музыка Бартока не универсальна как не может быть универсальна ни одна из существующих культур, так как каждая культура и музыка Бартока в том числе – национальна.

Музыкальный язык может иметь признаки универсальности, но он всегда основан на национальных, народных интонациях. Отсюда вывод: детей надо воспитывать на близком им народном материале, обязательно включая в репертуар произведения других национальных культур. Музыка нашего времени настолько разнообразна, что пока невозможно говорить о наличии какого-то единого современного стиля.

Но можно сказать о некоторых общих закономерностях, присущих современной фортепианной музыке для детей. Это ладовые и ритмические особенности, новые приёмы звукозаписи, техники и фактуры, новые элементы полифонии и политональные сочетания. Кроме привычных в традиционной музыке мажора и минора, в современной детской музыке превалируют лады (диатонические, пентатоника), а также разнообразные виды мажора и минора с увеличенными интервалами, которые часто встречаются в музыке разных стран. Например, у Д.Б. Кабалевского «Труба и барабан» написана в мажорном ладу от «Соль», но с двумя ключевыми знаками (лидийский лад).

К ритмическим особенностям отнесём сложные и переменные размеры. Научить воспринимать и передавать сложные размеры – важнейшая задача. Привычка к периодическим метрам и к квадратной структуре ведет к схематизации мышления, и избежать этого, проходя традиционный репертуар, невозможно.

Если с элементами звукокрасочности учащиеся встречаются в старших классах в пьесах К. Дебюсси, то в современной  музыке подобные приёмы встречаются в музыке для самых маленьких.

Одним из самых распространённых элементов является созвучие захватывающее целую гроздь соседних нот – так называемые «кластеры». Очень часто диссонанс разрешается в диссонанс, а разрешение носит часто динамический характер и достигается тихим исполнением второго аккорда.

«Фортепианные флажолеты» – ещё один новый приём звукокрасочности. «Флажолетные» звучания достигаются коротким и сильным взятием в низком регистре отдельных звуков, на которые отзываются открытые струны. («Эхо» С.А. Губайдулиной).

В современной музыке чаще встречается прямая педаль. Иногда ставятся ремарки играть с педалью, но умной, осторожной, ч р е з в ы ч а й н о   э к о н о м н о й  педалью. Отметим, что вопросы художественной педали совершенно неотделимы от вопросов звукового образа.

Фактура современных пьес диктует новые аппликатурные принципы. Они близки к принципам романтиков – первый палец на чёрной клавише, один звук берётся несколькими пальцами и так далее.

Очень часто встречаются пьесы, где партии обеих рук написаны в разных тональностях («Противоречие» Э. Тамберга). Политональные эпизоды приносят пользу, развивая полифоническое мышление ученика.

Основным критерием в педагогическом процессе мы считаем процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей, заинтересованности в современной музыке, насыщенной красивыми мелодическими оборотами, гармониями, ритмами, современными звуковыми эффектами.

Чтобы что-то сказать, изобразить, нужно пережить это внутренне, в противном случае тебе просто не поверят. Умение музыкально мыслить, передавать психологию произведения, выстраивать концепцию произведения – все это должно сочетаться с мастерским владением инструментом, с применением разнообразия приемов темповых, штриховых, а также приемов в области интонационно-звуковой выразительности. Понять современную музыку сложно, но возможно и это требует определенных усилий. Поэтому современную музыку не везде встречают с распростёртыми объятиями. Но чем скорее она придёт к нашим ученикам, тем скорее мы воспитаем музыкально-образованных слушателей, людей, не остающихся глухими к новейшим достижениям  всего современного искусства.

Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на огромное многообразие детской музыки, каждый педагог имеет свой постоянный набор «обязательных» пьес на разные виды техники. Художественная и педагогическая ценность этих произведений доказывает их востребованность на протяжении многих десятилетий и даже столетий. Однако, помимо общеизвестных, часто исполняемых пьес, важно расширять репертуар и кругозор не только учеников и педагогов, но и слушателей, за счет обращения к современной музыке с ее острыми ритмами, свежими гармониями, нетрадиционными приемами игры. Современная музыка не только расширяет кругозор педагогов и учеников, обогащает представления начинающего пианиста о музыке, знакомит их с особенностями современного музыкального языка, но и помогает раскрытию музыкально-творческих способностей учащихся.

Применение в концертной и педагогической практике юных музыкантов ДМШ и ДШИ данных произведений, несомненно, послужит дальнейшему продуктивному развитию современного фортепианного исполнительства и музыкальной педагогики.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Нейгауз  Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 2000.
  2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1998.
  3. Гамильтон Д. Музыкальное воспитание в современном мире. Советский композитор, М. 1973.
  4. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики. Л., 2002.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «valushajeludkova59»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: