УДК 101.1::316

ИСЛАМ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Дьяченко Лиана Инсафовна
Институт экономики управления и права (г.Казань)
к.филос.н., доцент кафедры социально-политические дисциплины

Аннотация
В статье изложены основные принципы ислама, объясняются предпосылки его широкого распространения в мире; рассматриваются причины неоднозначного (вплоть до негативного) отношения в современном мире. Подчеркивается важность ислама для обогащения общества общечеловеческими моральными ценностями.

Ключевые слова: борьба с терроризмом, дискриминация, Ислам, межкультурная коммуникация, мусульмане, Толерантность


ISLAM AND ITS ROLE IN MODERN SOCIETY LIFE

Dyachenko Liana Insafovna
Institute of Economics, Management and Law (Kazan)
PhD in Philosophy, assistant Professor, Department of social and political disciplines

Abstract
The article describes the basic Islam principles and points out its widespread background in the world; considers the reasons ambiguous (up to negative) relationships in a modern world. Importance of Islam for enrichment of society is stressed with universal moral values.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Дьяченко Л.И. Ислам и его роль в жизни современного общества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/9917 (дата обращения: 01.10.2017).

Ислам – одна из трех мировых религий, которая во многом определила историю, идейную и культурную жизнь значительной части Азии, Африки и частично Европы (Испания).

Успех ислама объясняется, во-первых, простотой. Он внушал повиновение «единственному истинному богу», творцу-Аллаху, справедливому и милосердному. Священная книга мусульман Коран призывает задуматься над тем, что все человеческие достижения зависят от милости и благосклонности Аллаха. В исламе нет понятия духовенства, не предусматривается штат священнослужителей. Храмы довольно аскетичны в своем убранстве (иногда только каменные сооружения).

Традиция вероисповедания в исламской культуре закладывается с ранних лет.  Ислам воспитывает своих последователей. В частности внушает, что обязанность мусульманина поддерживать ближнего, что сыновний долг – это беспрекословное почитание родителей: «Послушание отцу – такое же благое дело, как покорность Аллаху». Мусульмане должны быть честными в делах, помогать ближним (бедным, больным) и, наконец, соблюдать умеренность в еде и воздерживаться от употребления крепких напитков.

Мусульманину, следующему канонам ислама, свойственно уважительное отношение ко всем людям, независимо от их религиозного исповедания, стремление к миру и согласию.

Во-вторых, успех ислама можно объяснить убеждением последователей в том, что тех, кто жил по заветам Аллаха и прославлял его в земной жизни, ожидает жизнь в раю.

Распространенность и жизнестойкость ислама можно объяснить органичным симбиозом глубокой веры мусульманина (исполнения им религиозных обрядов) и необходимостью соблюдения нравственного образа жизни.

Начиная с периода средних веков можно наблюдать противодействие Ислама и Христианства, как двух основополагающих религиозных систем. Между тем, внимательному наблюдателю становиться ясно, что влияние Ислама на прогресс Западного Христианства гораздо весомей. Тут и технические новации, научные открытия, философские учения, стимулировавшие к развитию средневековую Европу, находящуюся в застое после долгого периода процветания инквизиции.

Сегодня ислам подвергается, на наш взгляд, несправедливой дискриминации  со стороны СМИ и других общественных объединений. Его ставят в один ряд с террористическими организациями и обвиняют в склонности к агрессии и насилию. В основном такая позиция характерна для стран Запада. Это обстоятельство, безусловно, оскорбляет чувства мусульман во всем мире.  Здесь необходимо отметить, что никогда в истории не проводилось никакой военной кампании по насаждению ислама в Европе, или, скажем, в Америке, где эта религия распространяется столь же стремительно. Ни одна мусульманская армия не сражалась в Индонезии или на восточном побережье Африки, в регионах, где живет преобладающее число последователей ислама.

Легенды об агрессивных, фанатичных ордах мусульман широко распространяются и сегодня среди необразованного населения в угоду разным политическим интересам. Невежество и высокомерие, проявляемые по отношению к странам Ближнего Востока, несомненно, являются главными причинами ответного негативного отношения к странам Запада и особенно к США.

Коран призывает к доброму отношению, терпимости к неверным, которые не угрожают физическим насилием или любым другим образом не нападают на мусульман (скандальное карикатурное изображение Пророка). Необходимо подчеркнуть, что подобная идеология исключает ведение военных действий в целях установления религиозного превосходства. Ислам допускает военные действия только тогда когда появляется угроза личной безопасности, когда религиозные убеждения верующих подвергаются нападкам со стороны. Даже в ситуациях, в которых вооруженный конфликт является обоснованным, «законным», ислам требует проявлять милосердие к врагам. Особенно это касается гражданского населения (женщин, стариков, детей) к которому необходимо проявлять гуманное отношение.

Термин «джихад», означающий «старание», «усердие», не обязательно относится к вооруженной борьбе – хотя в некоторых случаях он может иметь и такой смысл. Прежде всего, «джихад» – это личная борьба мусульманина со злом, идеологическое противоборство. Проявлению агрессии, неадекватного поведения психически больных людей необходимо давать объективную оценку, безотносительно к какой бы то ни было религии.

Точно так же, как рыцари Христа несли во имя Бога смерть и страдание невинным людям, когда догматы их веры ясно гласили, что подобные действия недопустимы, сегодня некоторые «недомусульмане» совершают подобные действия во имя ислама и Аллаха. Атаки 11 сентября – это лишь один пример подобного извращения ислама.

Стоить отметить, что сейчас лицемерное демократическое общество Запада требует одностороннего подчинения своим культурным традициям. При этом оно не учитывает то обстоятельство, что ислам присутствует в Европе почти так же долго, как существует, чаще всего в качестве купцов-продавцов, исследователей, путешествующих через Средиземное море и Черное море.  Мусульмане, как жители Европейских стран, несомненно, также имеют право на сохранение своей традиционной культуры. Под видом открытости и борьбы с терроризмом к мусульманам относятся как к гражданам второго сорта и всячески вытесняют из культурного сообщества.

Опасения по поводу возможного крупномасштабного демографического сдвига по отношению к исламу, а также текущих мусульманских проблем ассимиляции выпячивают  продолжающееся разделение между Европой и ее мусульманским населением. Стереотипы, поверхностный взгляд на ислам не могут способствовать установлению добрососедских отношений между представителями разных культурных сообществ.

Поэтому так важна сегодня философия толерантности и культуры мира, понимаемой как утверждение общечеловеческих нравственных ценностей, конфессиональная терпимость и чувство интернационализма, равенства всех, независимо от вероисповедания, расы, национальности.

«В безрелигиозных гуманистических декларациях ООН и различных международных организаций содержится много прекрасных призывов, реализация которых, казалось бы, могла существенно улучшить мир. Но без согласования с Божественной Программой, суть которой любовь, а не те или иные действия, диктуемые одним разумом, любое доброе начинание может превратиться в свою противоположность» [4; с. 111].

Важно отметить, что сегодня, когда в угоду разным силам, нередко искусственным путем создаются конфликтные ситуации между представителями различных религиозных конфессий, необходимо подчеркнуть факт взаимовлияния религий, их взаимное обогащение общечеловеческими моральными ценностями, в основе которых уважение к ближним, любовь, добро, милосердие, созидание.

Вместо того чтобы клеймить ислам, необходимо выходить на новый уровень культурных отношений, основанный на «межкультурной коммуникации» – взаимного диалога, взаимообмена, уважения друг к другу. Только в таком случае возможен взаимный компромисс и мир во всем мире.


Библиографический список
  1. Белокреницкий В., Егорин А. Ислам на современном Востоке / В. Белокреницкий, А. Егорин   //  Институт Востоковедения РАН, Крафт +,  – 2004. – 440 с.
  2. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления / Д.Е. Еремеев. – М.: Политиздат, 1990. – 286 с.
  3. Коран / редактор: Рамин Шидфар / – М.: Марджани, 2012. – 608 с.
  4. Штеренберг М.И. Проблемы современности с позиций синтетического мировоззрения /  Штеренберг М.И.  // Философские науки.  – 2002. –  № 1. – С. 104–113.


Все статьи автора «Дьяченко Лиана Инсафовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: