УДК 37.018.1

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО НЕВРОЗА

Россова Юлия Ивановна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Аннотация
В статье анализируется влияние неблагополучной семьи и ошибок воспитания на развитие детского невроза, рассматриваются такие негативные факторы семейного воспитания, способствующие невротизации личности ребенка, как эмоциональное отвержение ребенка, предъявление ему чрезмерных требований, нарушение материнской и отцовской ролей, несогласованный подход к воспитанию, родительские директивы.

Ключевые слова: властная мать, невротизация личности, ошибки воспитания, родительская любовь детский невроз, родительские директивы., семейное воспитание, эмоциональное отвержение


THE INFLUENCE OF DYSFUNCTIONAL FAMILY UPBRINGING ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S NEUROSIS

Rossova Yuliya Ivanovna
Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor of the general pedagogics

Abstract
The article analyzes the impact of a dysfunctional family and mistakes in upbringing on the development of children's neurosis, considers such negative factors of family education, which promote neurotic personality of a child, as an emotional rejection of the child, making excessive demands, impaired maternal and paternal roles, inconsistent parenting strategies, parental directives.

Keywords: authoritative mother, children's neurosis, emotional rejection, family education, mistakes in education, neuroticism of a personality, parental directives., parental love


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Россова Ю.И. Влияние неблагополучного семейного воспитания на развитие детского невроза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/10700 (дата обращения: 29.05.2017).

С каждым годом здоровых и гармоничных детей становится все меньше и возрастает число детей, которые страдают тем или иным нервным заболеванием. К окончанию начальной школы здоровых учащихся меньше половины, а в среднем звене диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей.

Детский невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и источником его развития являются несовершенство семейных отношений и ошибки воспитания.

Психическое состояние детей во многом зависит от родителей, их духовности, взаимоотношений, от того, какую атмосферу в доме они смогли создать.

Детский невроз порождает атмосфера незрелой, неблагополучной семьи и несостоятельные, инфантильные родители, семья, где нарушаются принципы эффективного семейного воспитания.

В незрелой семье ее члены живут исключительно по обязанности, не улыбаются дуг другу, они скованы и напряжены, сутулятся и прячут глаза в пол. Юмор заменяется сарказмом и насмешкой, а по разным вопросам высказываются категорическим тоном. Неблагополучная семья старается направить все усилия на попытку жить без проблем. Понимая, что на проблемы нельзя не реагировать, члены такой семьи злятся, перекладывают  друг на друга вину и ответственность. Нередко дело заканчивается уходом в алкоголизм, наркотики, страхом перед будущим, недоверием к людям, ожиданием обмана, унижения. Ссоры и конфликты родителей, постоянные «выяснения отношений», безусловно, невротизируют детей.

Каковы же ошибки семейного воспитания, которые ведут к неблагополучию в психическом развитии ребенка, способствуют его невротизации?

Исследователь детских неврозов А.И. Захаров в качестве психотравмирующих ситуаций в течение первых двух лет жизни, способствующих развитию невроза, называет частичное или полное отлучение от матери, передача ребенка на воспитание няне, родственникам, помещение в ясли, стационар, неуверенность матери в прочности брака, незрелость материнских чувств [Захаров, 1998]. К сожалению, современные родители в силу субъективных или объективных обстоятельств стремятся переложить воспитание своего малыша на детские дошкольные образовательные организации, занимаясь собственным карьерным ростом или удовлетворением своих потребностей и интересов.

К развитию неврастении, наиболее частой формы невроза, может привести предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих их возможностям и потребностям (по данным А.И. Захарова, некоторые родители употребляют в день до 300 противоречивых требований и приказов по отношению к своему ребенку).  Нередко случается, что каждый родитель требует от ребенка чего-то своего, не считаясь с другими и с ним тоже. Это может привести к полной потере цельности личности ребенка. Часто такие родители также больны неврозом.

Негативным фактором в семейном воспитании, ведущим к невротизации личности и повышенному риску возникновения психосоматических заболеваний, является эмоциональное отвержение и неприятие ребенка.  Проявляется оно в отсутствии материнской заботы, внимания, ласки и нежности (материнская депривация), раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми угрозами, физическим наказаниями, в критике ребенка, в сравнении его с другими детьми.

Родитель может в открытой форме продемонстрировать отвержение («Я тебя больше не люблю», «Ты мне такой не нужен», «Почему у  Пети все пятерки, а у тебя только одна? У нас в семье еще не было таких учеников»). Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителями, что он «не такой», не «тот». В качестве наказания родители могут избегать физического и эмоционального контакта с ребенком, подчеркнуто с ним не разговаривать, уходить из помещения, в котором он находится.

Эмоциональное отвержение и безразличие приводят к общему нарушению психического развития ребенка, его личностной незрелости, чувству внутренней пустоты, потере чувства безопасности,  ослаблению его духа. Испытывая отвержение со стороны родителей, маленький человек это глубоко переживает, испытывая ряд негативных эмоций и чувств.

В психологии бесспорным является факт о связи эмоциональной жизни и психологического развития ребенка в целом, о влиянии различных чувств на  психофизиологическое состояние. Еще в начале XX многие педагоги и психологи говорили о том, что страдание, горе, подавленность, угнетенность наносят вред телесным и душевным силам ребенка.

В работах известного педагога-гуманиста В.П. Вахтерова конца XIX – начала XX веков содержатся рассуждения о том, что положительные чувства (восторг, радость, надежда) повышают энергичность и жизнедеятельность организма, усиливают работоспособность, возбуждают волю. Негативные чувства (страх, недовольство, горе, скорбь, отчаяние, уныние и др.) угнетают человека, ослабляют жизнедеятельность и функционирование организма, снижают работоспособность, нарушают протекание психических процессов. Отрицательные чувства, по мнению ученого, могут вызвать неврастению, истерию, афазию, Базедову болезнь [2, с. 103].

Если в семье не обеспечиваются потребности ребенка в родительской любви, эмоциональном принятии, это может привести к формированию девиантного поведения в подростковом возрасте. В частности, употребление подростком наркотических веществ часто обусловливается длительным эмоциональным напряжением, связанным с депривацией родительской любви, и является своеобразной формой психологической защиты, компенсирующей дефицит родительского тепла, создавая иллюзию переноса в «детский мир радостей» [Россова, 2011, с. 77-78].

Грубой родительской ошибкой в семейном воспитании является условная любовь: «Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить», «Не жди от меня ничего хорошего, пока не начнешь хорошо учиться (убираться в доме, слушаться)».

К развитию истерического невроза приводит несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающее-разрешающим отношением у другого или введением ограничений на то, что вчера еще было разрешено. Непоследовательность может свидетельствовать о наличии истерических черт у матери и мягком, неустойчивом характере отца.

Современные психологи считают, что для нормального психического развития детей и естественной семьи нужна ласковая, жалеющая, любящая мать-жена, которая связывается с чувствами, и сильный духом отец-муж, который воплощает в себе разум, долг, ответственность. Отказ от выполнения своих мужских и женских, отцовских и материнских  ролей также препятствует нормальному развитию ребенка.

Страшное явления представляет собой собственническая, деспотическая любовь властной мамы. Такая женщина-мать является главой семьи, лишена чуткости, ласковости. Она авторитарная, вспыльчивая, раздражительная, отчужденная. Часто обладает командным голосом, тяжелым, оценивающим взглядом, подавляющим доминирующим поведением. Такая жена и мать убивает в своих домочадцах чувство собственного достоинства, не замечает их положительных качеств. Иногда она презирает отца за то, что он не «добытчик», хотя и хороший работник, что слишком честен для нашего времени («Подумаешь, бессребреник!»), что слишком мягок и добр («Тоже мне, мужик»). Когда она высказывает это при детях, то вызывает в них тоскливое ощущение неблагополучия. В нашем исследовании [Россова, 2013] анализируется психотип такой женщины-матери, показывается ее негативное влияние на формирование личности ребенка, на его жизненные выборы и нравственное становление.

Неврозом расплачиваются дети за амбиции своих родителей.  Пытаясь воплотить в жизнь собственные несбывшиеся мечты и желания или упущенные возможности, такие родители рассматривают своих детей как объекты, которые необходимо использовать для осуществления своих планов и надежд (сын должен стать известным человеком или гением, дочь выйти замуж за богатого человека). Сын или дочь оказываются перед сложным выбором: или идти по траектории, заданной родителями, и потерять возможность собственного выбора (профессии, друзей, супруга, формы досуга), или лишиться их любви.

К невротизации личности ребенка может привести использование так называемых «родительских директив» (термин Р. и М. Гулдингов), или сообщений – предписаний, выражающих их (родительское) отношение (часто неосознанное) к собственным детям, к окружающим и жизни в целом. Такие фразы – директивы, как «Эх, горе ты мое», «Да что ты делаешь, у тебя все равно не получится, давай лучше я…», «Когда же ты, наконец, поумнеешь?», «Разгильдяй ты у меня» и т.д. обладают мощным влиянием на личность растущего человека, разрушающим действием на его жизнь. Также они могут способствовать принятию неосознанных решений в своей жизни. Успехи или неудачи во взрослой жизни во многом определяются теми предписаниями, которые челровек получает от своих родителей в детстве.

Такие родительские высказывания – внушения уходят в область бессознательного, и взрослеющий человек затем расплачивается за неправильный стиль общения родителей невротизаций своей личности.

К родительским директивам относятся следующие сообщения: «Не живи» «Не будь ребенком» «Не взрослей» «Не чувствуй себя хорошо» «Не делай» «Не достигай успеха» «Не будь лидером» «Не будь близким» «Не будь самим собой» «Не принадлежи» «Не думай» «Не чувствуй». В исследованиях Ю.И. Россовой, Е.Н. Трухмановой рассматриваются неэффективные способы коммуникации родителей с детьми («родительские директивы», ошибки на пути к активному (эмпатическому) слушанию), показывается их негативное влияние на формирование Я-концепции ребенка [Россова, 2011; Россова, Трухманова, 2010].

Благоприятные условия для духовного роста ребенка и нормального психического развития может создать только семья, основанная на взаимном уважении интересов, ценностей, позиций, мнений детей и родителей, характеризующаяся равенством во взаимоотношениях, доверием, порядочностью, откровенностью, открытостью. Именно такая семья становится сферой абсолютной защищенности, абсолютного при­нятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и является надежной опорой, психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.


Библиографический список
  1. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: СОЮЗ, 1998. 336с.
  2. Россова Ю.И. Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В.П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2013. № 2. С. 101-108.
  3. Россова Ю.И. Властная мать как аномальный вид родительской любви // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013.№ 34 – 2.  С. 36 – 40.
  4. Россова Ю.И Культура толерантных отношений в сфере «родитель – ребенок» // Детский сад от А до Я. 2011. № 3. С. 76 – 86.
  5. Россова Ю.И., Трухманова Е.Н. Родительские директивы и ошибки в общении с ребенком // Труды СГА. 2010. № 9. С. 101 – 113.


Все статьи автора «Россова Юлия Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: