Модернизация российской системы высшего профессионального образования и её интеграция в мировое образовательное пространство делает актуальной проблему формирования и развития организационной культуры вуза. Этот достаточно сложный процесс учитывает как стратегические, так и оперативные задачи организации, в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, а также обусловливает их решение через формирование эффективного поведения студентов посредством полной реализации их творческой активности. С одной стороны это обеспечит получение максимальной отдачи от студентов вуза за счет роста числа студенческих инициатив, и поддержание высокой репутации вуза во внешней среде, а с другой – предоставит студентам возможность саморазвития, обеспечит им личностный и профессиональный рост.
Творчество – это процесс создания человеком объективно или субъективно качественно нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые действия, поэтому творческая активность является чрезвычайно сложным явлением, проявляющимся в удивительном многообразии форм деятельности человека. Она предполагает развитие самостоятельности студентов, их умение самостоятельно переходить от одного этапа к другому (от принятия задачи к её решению, от постановки задачи к определению адекватных действий, от действий реализации к действиям самоконтроля); овладения не только приёмами логики и решения различных задач привычными способами, но и умение искать свой наиболее рациональный путь решения нестандартных задач.
При всей несомненной значимости исследований, проводимых в данном направлении, необходимо отметить, что они во многом носят теоретико-методологический характер, в то время как практика работы современной высшей школы испытывает острую потребность в конкретных технологиях развития творческой активности студентов. В результате этого целый ряд проблем, связанных с творческой активностью студентов остаётся недостаточно разработанным, в числе которых:
- отсутствие системности в видении самой проблемы творческой активности;
- недостаточная чёткость в понимании сущности психолого-педагогического феномена «творческая активность личности»;
- неполное раскрытие инструментов его становления и развития;
- отсутствие критериев оценки уровней его сформированности на различных этапах становления личности студента;
- неразработанность психолого-педагогических условий и средств творческой активности личности в системе личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.
Совершенно очевидно, что в связи с постоянно меняющимися условиями жизни, вообще, и процессов, протекающих в высшей школе, особенно процесс формирования творческой активности требует глубокого изучения.
Рассмотрим сущность понятия творчество. В историческом контексте философии творчество рассматривается как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.[1] Творчество – это качественное состояние деятельности, которое выражает степень созидательных способностей человека (В. Ф. Овчинников). А. Ф. Люсев подчеркивает, что не всякая деятельность есть творчество, но всякое творчество есть деятельность. Творчество, как и личность, всегда индивидуально и своеобразно. Представляется, что понятие “творчество” шире понятия “деятельность”. Творчество осуществляется посредством деятельности, реализуется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса.
Но на современном этапе развития общества философы пришли к выводу, что и в тех случаях, когда нет творчества внешнего, возможным является наличие творчества внутреннего – состояния интенсивного переживания, подъема, активной работы фантазии, воображения, работа мышления в режиме поиска, стохастического скачка и т. п.
Как отмечает Г. С. Батищев, творчество отличается от деятельности тем, что оно может именно то, чего деятельность принципиально не может, ибо оно есть прогрессивное сдвигание порогов распредмечиваемости, ограничивающих деятельность и замыкающих ее в ее собственной сфере. Творчество также есть и деяние, но прежде чем стать деянием и для того чтобы стать им, творчество прежде всего должно быть особенного рода поддеятельностным отношением субъекта к миру и к самому себе, отношением ко всему сущему как могущему быть иным. Предвосхищающее творчество креативное отношение представляет собой, таким образом, отношение субъекта к миру и самому себе как полному проблем и загадок. Очевидно, что для современной науки абсолютной значимостью обладает творчество, направленное на духовное обогащение, развитие человека, на раскрытие его уникальных возможностей.[2]
В психологической литературе существует две точки зрения в вопросе на творчество. Согласно одной – необходимо различать репродуктивное и продуктивное творческое мышление, причём результатом продуктивного мышления является воспроиводство имеющихся знаний, а результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. Такой позиции придерживается Л.С. Выгодский, он считает, что творчество есть «всякая такая деятельность чеовека, которая создает нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаружимся только в самом человек».
А.В. Брушлинский характеризует творчество как процесс, в результате которого человек находит нечто новое, ранее неизвестное. На такой позиции стоят многие исследователи, в частности А.В. Брушлинский характеризует творчество как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее неизвестное. На такой позиции стоят многие исследователи, в частности, А. Матейко видит сущность творческого процесса «в реализации имеющегося опыта и формировании на его базе новых комбинаций». Этой точке зрения соответствует определение «творчество – это деятельность человека, созидающая материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью».
Всюду делается упор на общественную ценность и новизну творчества. Творчество в его подлинном содержании – это созидательное призвание человека, «деятельность, порождающая нечто качественно новое, и отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».
Итак, творчество – это процесс создания человеком объективно или субъективно качественно нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые действия.
Исходным для понимания сущности творческой активности также является понятие “активность” (от латинского activus – деятельный, энергичный), которая в качестве всеобщей характеристики присуща индивиду как живому существу.
В психологической литературе активность в соответствии с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие её становления, как свойство её собственного движения. Так, по мнению В. А. Петровского, в системной организации деятельности активность может занимать разное место: [3]
- активность – динамическая «образующая» деятельности, из которой деятельность собственно и возникает;
- активность – динамическая сторона уже возникшей деятельности;
- активность – момент расширенного воспроизводства деятельности и скачка к качественно новым формам деятельности.
Студент – не пассивный объект педагогического воздействия, а активный субъект развития самого себя. Он не только воспринимает воздействие, но и сам активно «творит себя, исходя из внутренних потенций своей личнсти и, безусловно, условий окружающей его среды».
Активность студента – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому её можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы.
Активность студента в её динамическом преломлении определяется как совокупность признаков, характеризующих силу внутренней тенденции и стремление студента к деятельности. Основным источником активности студента выступают потребности, которые имеют определенную иерархическую структуру. При этом, как отмечал А. Маслоу, по мере насыщения потребностей низшего уровня, мотиватором становится расположенная следом группа более высоких потребностей. «Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен найти для этого пути и средства в сложном социальном мире, он должен уметь ставить перед собой и решать практические и теоретические задачи». Потребность в деятельности является движущей силой силой самообучения и саморазвития личности. В связи с возрастанием роли учения в общей системе деятельности повышаетсяи роль активности обучаемого.
Таким образом, активность — деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования в материальной и духовной среде на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляющаяся в творческой деятельности, волевых актах, общении.
Творческая активность и процесс творчества — понятия, которые не обязательно совпадают. Без активности нет творчества, но творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже не носящей творческий характер.
Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого.
Имеющиеся определения творческой активности чаще всего сводятся к перечислению того, что образует это понятие. При этом творческая учебная активность выступает как набор отдельных характеристик личности учащегося. Представление о творческой активности как коллекции личностных особенностей, разумеется, ошибки в себе не содержит, но дробит это понятие на составляющие, и лишает понятие «творческая активность» его категориального содержания.
Недостаточно также делается акцент на раскрытие этого понятия через структуру личности и деятельности. Сущность творческой активности следует рассматривать как интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, интереса и действий, проявляющееся как высший уровень ее индивидуально обусловленной отражательно-преобразовательной деятельности.
Можно выделить следующие основные компоненты творческой активности студентов:
- потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
- преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям;
- готовность к преобразующей деятельности;
- эвристический потенциал;
- сама преобразующая деятельность.
Мотивация – одно из ключевых понятий, объясняющих истоки активности. Она находит своё выражение в мобилизации внутренней энергии, в направленности действия. Мысль рождается не только из другой мысли, а из мотивированной материальной деятельности, мотивированной сферы сознания, которая охватывает наши потребности, интересы. В познавательной деятельности источники мотивации самые различные: влияние внушения, примера, положительная оценка своих действий, «психологическое заражение», избегание неудачи, получение удовлетворения от успеха, новизна и оригинальность усваиваемых знаний и способов действий и др. Мотивами творческой активности студентов выступают различные потребности, интересы, склонности к творческой деятельности.
Овладение компонентами творческой активности делает деятельность студента целенаправленной, осознанной, продуктивной, формирует готовность к осуществлению творческой деятельности (компоненты творческой активности: готовность к преобразующей деятельности). Результатом осуществления личностно-результативного компонента творческой деятельности, будет способность к осуществлению творческой деятельности (компоненты творческой активности: эвристический потенциал, сама преобразующая деятельность).
Таким образом, проблема развития творческой активности сложна и многообразна, так как существуют различные подходы к определению сущности данного понятия. Под творческой активностью студента подразумевается постоянное его стремление к преобразующей деятельности и принятию нестандартных решений,что способствует развитию личности студента.
Факторы развития творческой активности студента в образовательной среде вуза можно разделить на три группы, с точки зрения воздействия.
В первую группу вошли внутривузовские факторы, которые определяются непосредственным взаимодействием студента со всеми компонентами образовательной среды высшего учебного заведения. Их влияние на творческую активность студента определяется через его взаимоотношения в студенческой среде, с преподавателями в учебном процессе и с куратором вне его, а также через взаимодействие с управленческим аппаратом вуза, системой мотивации в созданных условиях обучения.
Каждый день студента вуза состоит из общении с большим количеством людей. Общение является важнейшей частью учебного процесса, да и всей жизни в целом. Через общение мы узнаем нужды людей, показываем себя, представляем свои результаты, воздействуем, убеждаем. Студенческий коллектив – неотъемлемая часть внутривузовский коммуникаций, целью которой является содействие подготовке каждого его члена к предстоящей деятельности, влияние на формирование необходимых для этого личных качеств.
Студенческий коллектив отличается от других следующими особенностями:
- основным видом деятельности (ученье, направленное на получение высшего образования);
- однородностью состава по возрасту и образованию;
- стабильностью состава;
- строгой последовательностью и планомерностью учебной работы;
- сравнительно высокой степенью самоуправления (староста группы, профорг и т. д.);
- единством цели — стремление членов коллектива приобрести специальность и принести как можно больше пользы стране.
Проблемы студента во взаимоотношениях в студенческой среде влияют на сплоченность студенческой группы, и делают невозможным возникновение дружеской атмосферы в ней, отражаются на результативности учебной деятельности студента и снижают его творческую активность.[4] Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп.
Большое влияние на развитие творческой активности студента оказывают его взаимоотношения с преподавателями. Сам по себе преподаватель является организатором творческой деятельности. От его личных качеств, от уровня развития его творческого активности зависит развитие творческого потенциала студентов. Профессия педагога – творческая профессия. Современный преподаватель должен быть творческой личностью, способной к социальному взаимодействию, обладать творческим мышлением, индивидуальностью, готовностью ставить задачи, принимать решения и отвечать за них, уметь развивать у студентов творческие начала и способность ориентироваться в современной экономической обстановке, должен уметь учить и организовывать учебный процесс, обеспечив его всем необходимым.[5]
Высшее руководство – лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне. В вузе это, как правило, ректор и его администрация в виде проректоров и ректората. Руководство вуза обеспечивает единство цели организации и направления его деятельности и несёт полноту ответственности за его развитие. Постоянное улучшение деятельности высшего учебного заведения, в целом следует рассматривать как необходимое условие его развития, следовательно, как его неизменную цель, в рамках чего руководством вуза оказывается всевозможное воздействие на студентов.
Роль куратора студенческой группы в развитии творческой активности заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с преподавателями. Результатами деятельности куратора должны стать личностные изменения членов группы, направленные на обеспечение их жизненной успешности, повышение уровня сплоченности группы, повышение уровня активности студентов в разных видах деятельности, включение студентов в разнообразные виды социальной деятельности, развитие студенческого самоуправления, высокой степени коллективной и личной ответственности студентов.[6]
Определенное влияние на развитие творческой активности студента оказывают и студенческие профсоюзные организации. Они представляют собой добровольные общественные объединения людей, связанные общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре, образования. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников (или студентов) в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников. Взаимодействуя с профсоюзной организацией, студент приучается занимать активную гражданскую позицию, учится сотрудничать с другими представителями студенческой организации в достижении общих целей, приобретает ряд организационных навыков, развивает способности вырабатывать решения и участвовать в их реализации.
Студенческое самоуправление является неотъемлемым элементом для раскрытия творческого потенциала студенческой молодёжи. Процесс студенческого самоуправления, как целенаправленная деятельность студентов, расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. Также это одна из форм воспитательной работы вуза, направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Примером может служить Институт студенческих лидеров Института экономики и менеджмента ПГУАС, созданный с целью практического бизнес-образование студентов, формирования у студентов навыков реальной деятельности, необходимых для трудоустройства сразу же после окончания высшего учебного заведения.
Большое значение в развитии творческой активности имеет мотивация участия студента в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой. С помощью подобных конкурсов и олимпиад студенты могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют студентов и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.
Побуждение к участию в общественной, научной, спортивной жизни вуза - одна из важнейших задач образовательно-воспитательного процесса, в котором особую роль играет высшая школа. Важнейшая социальная функция университета как образовательного учреждения заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления, позволяющих ему содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества.
В образовательном учреждении должны быть созданы все надлежащие материально-технические условия, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом и более, которые также будут способствовать стремлению студента к раскрытию своего творческого потенциала.
Вторую группу составили факторы внешней среды, которые не связаны с учебной деятельностью и процессами, протекающими в стенах вуза, но оказывают непосредственно влияние на студента и определяют его поведение за его пределами. Это близкое окружение студента, а именно родители, друзья, знакомые, средства массовой информации, научно – технический прогресс, участие в вневузовских конкурсах, вневузовская учебная деятельность (семинары, курсы), профессиональная деятельность, соответствие требованиям рынка труда, экономическая, социальная, политическая ситуация в стране, налаживание деловых связей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на творческую активность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности человека, и к поступлению в высшее учебное заведение он уже сформировался как личность. Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его творческой активности. Однако наряду с родителями, на студента не малое влияние оказывают друзья.
Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Друзья оказывают немалое влияние на развитие творческой активности студента, стимулируя её, развиваются сами. [7]
Во время обучения в вузе студентам необходимо налаживать связь с будущими работодателями, которые, в свою очередь, будут оценивать кандидатов на какую-либо должность не только с профессиональной точки зрения, но и с точки зрения развития его творческого потенциала. Взаимоотношения людей в процессе профессиональной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывал особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов – практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в реальной деловой (служебной) обстановке.
Студент – это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это – факт. Тенденции, продиктованные СМИ, также влияют на творческую активность студенческой молодёжи.
Научно – технический прогресс, который представляет собой единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, вносит свои коррективы в развитие творческой активности студенческой молодёжи.
Научная деятельность студента может осуществляться, как в стенах вуза, так и за его предлами в форме различных научных конкурсов, конференций, олимпиад, которые требуют наличия у студента определенного уровня знаний и умений, а также в форме профессиональных курсов и семинаров. Участие студента в вневузовкой учебной деятельности является одним из факторов развития творческой активности.
Политические, социальные и экономические представления о ситуации в стране способны играть весьма существенную роль в социальной практике студенческой молодёжи, во многом определяя состояние их политического сознания. Реальное проявление политических взглядов студентов находят в предметном отношении к политическим реалиям, в поведении и поступках студентов (например, политическая активность и пассивность, поддержка или непринятие тех или иных политических мер) в отношении к органам власти, политическому и экономическому курсу.[8]
Политически образованный студент может ориентироваться в потоке информации о политической, экономической и социальной жизни, компетентно судить и давать оценки текущим событиям в стране и в мире.
Конкурентоспособность студенческой молодёжи на рынке труда – это соответствие студентов требованиям рынка труда, определяющие сравнительные позиции студента на рынке труда и позволяющая ему претендовать на занятие определенных рабочих мест. Творчески активный человек имеет относительно высокую позицию на рынке труда, что определяет соответствие требованиям рынка труда, как фактор стимулирующий развитие творческого потенциала студенческой молодёжи.
Третью группа факторов представлена личностными качествами студентов вуза, которые формируются под воздействием двух первых групп факторов, и под влиянием которых возможно формирование новых качеств личности. Третью группу составили такие качества, как проявление инициативы, успеваемость, способность к саморазвитию, самообучению, умение работать в коллективе, умение заинтересовать, мотивировать себя, умение выступать публично, участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, участие в общественной жизни вуза, умение организовать студенческий коллектив, стремление к лидерству.
Творческая активность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и др. Фактически деятельность человека может выступать как творчество в любой сфере его жизнедеятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. Поэтому, всегда следует проявлять инициативность (способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости) в любой сфере деятельности.[9]
Успеваемость — это степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Уровень успеваемости находится в прямой зависимости от уровня развития творческой активности, с его повышением увеличивается и темп развития творческой активности студента.
Основой непрерывного самообразования является процесс самообучения, обеспечивающий выпускникам вуза приобретение таких личностных качеств, знаний и умений, которые позволяют им адаптироваться в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности. Это предполагает овладение обучающимися способами самостоятельного приобретения знаний, формирование самостоятельности как профессионально значимого личностного качества будущего специалиста. В связи с этим одной из важнейших задач высшей школы становится формирование готовности молодых людей к самообучению, что обеспечит их будущий личностный и профессиональный рост. Самообучение позволяет углубить творческое саморазвитие личности, так как человек учит себя тому, что лежит за пределами его учебной деятельности, и для осуществления личностного роста использует свой собственный потенциал. Самообучение, рождаясь из самостоятельности как качества личности и представляя собой ее высший уровень в познавательной деятельности, выступает одним из важных параметров стремления личности к развитию своей творческой активности.[10]
Умение заинтересовать, мотивировать себя – это умение определить побудительные моменты, которые управляют нашими поступками. Личные побудительные мотивы присущи каждому. Для усиления эффективности работы в рамках развития творческой активности студент должен понимать и сознательно усиливать мотивы. Различают два вида мотивации. Первая — интровертная, т.е. получаемая как бы изнутри, исходящая от нас самих и побуждающая к определенным действиям. Вторая — экстравертная, т.е. внешняя. Обуславливается поставленными целями, например вознаграждением. Можно говорить об оптимальных побудительных моментах в том случае, когда оба вида мотивации совпадают.
Умение выступать публично, умение привлечь к себе и своему выступлению внимание аудитории помогает наиболее выгодно подать себя (например, при работе в студенческом коллективе, при соискании должности) и донести до аудитории определённую информацию выступления. Яркое и сильное выступление – это когда публика ловит каждое слово оратора, жест и изменение интонации. Это умение вдохновлять и восхищать произнесенной речью. Умение выступать публично развивает творческую активность студента, так как именно с помощью данного навыка студент проявляет творческую активность.
Творческая активность проявляется в совместной работе студентов, поэтому для студента очень важен такой навык, как умение организовать студенческий коллектив.
Выявленные факторы развития творческой активности, такие как внутривузовские факторы, факторы внешней среды, личностные качества, позволяют сделать вывод о том, что не все факторы находятся под контролем вуза. Поэтому, главным направлением деятельности организации должен являться поиск действенных способов побуждения студентов к максимальной использованию своих физических, интеллектуальных и творческих возможностей. Это направление должно пронизывать всю систему управления вуза, найти отражение в каждом его элементе.
[1] Тельтевская Н.В. Психолого – педагогические факторы развития творческой активности студентов// Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т.2. – №3. – С. 301
[2] Бурыхин Б.С., Макашева Ю.С. Стимулирование творческой активности в системе управления персоналом// Вестник Томского государственного университета. Экономика. –2013 г. – № 2. – С.85
[3] Варнавских С.М. Воспитание творческой активности студентов в условиях развивающей образовательной среды// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40.
[4] Черниковская М.В. Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – №24. –С.494.
[5] Гринкруг Л.С. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития. – Пенза: Академия Естествознания. – 2012. – С. 45-46
[6] Титова Г.Ю. Роль куратора группы в организации воспитательной работы в вузе// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – №10. – С. 82.
[7] Резник С.Д., Черниковская М.В. Организационная культура студенчества: система и механизмы управления// Проблемы теории и практики управления. 2010. № 9. С. 35-42.
[8] Резник С.Д., Черниковская М.В. Механизмы управления организационной культурой в студенческой среде//Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 1. С. 58-63.
[9] Черниковская М.В. Развитие организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения, диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2011
[10] Резник С.Д. Организационное поведение, учебник по специальности “Менеджмент организации”/С.Д. Резник, Москва 2006. Сер. Высшее образование (2-е изд. перераб. и доп.)
Библиографический список
- Бенин, В.Л., Василина, Д.С. Развитие творческих способностей учащихся на уроках мировой художественной культуры. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – с. 15 – 16
- Бурыхин Б.С., Макашева Ю.С. Стимулирование творческой активности в системе управления персоналом// Вестник Томского государственного университета. Экономика. –2013 г. – № 2. – С.85
- Варнавских С.М. Воспитание творческой активности студентов в условиях развивающей образовательной среды// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40
- Ващенко Л.В. Образовательные конкурсы и олимпиады// Педагогическое обозрение. – 2011. – №4. – С. 2 – 4
- Гринкруг Л.С. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития. – Пенза: Академия Естествознания. – 2012. – С. 45-46
- Резник С.Д. Организационное поведение, учебник по специальности “Менеджмент организации”/С.Д. Резник, Москва 2006. Сер. Высшее образование (2-е изд. перераб. и доп.)
- Резник С.Д., Черниковская М.В. Механизмы управления организационной культурой в студенческой среде//Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 1. С. 58-63.
- Резник С.Д., Черниковская М.В. Организационная культура студенчества: система и механизмы управления// Проблемы теории и практики управления. 2010. № 9. С. 35-42.
- Резник С.Д., Черниковская М.В., Камбург В.Г. Управление развитием организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 2. С. 127-136.
- Тельтевская Н.В. Психолого – педагогические факторы развития творческой активности студентов// Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т.2. – №3. – С. 301
- Титова Г.Ю. Роль куратора группы в организации воспитательной работы в вузе// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – №10. – С. 82.
- Черниковская М.В. Развитие организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения, диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2011
- Черниковская М.В. Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – №24. –С.494.