УДК 159.9

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В СМИ

Погонцева Д.В.1, Парфенова А.Е.2
1Академия психологии и педагогики
2Южный федеральный университет

Аннотация
В статье приводится теоретический анализ проблемы социокультурной репрезентации женщин в СМИ. Делается вывод о фрагментарном изучении женских образов в кинематографе.

Ключевые слова: женщина, кинематограф, красота, репрезентация, сми, тело


THE SOCIOCULTURAL CHARACTERISTICS OF WOMENS REPRESENTATION IN THE MEDIA

Pogontseva D.V.1, Parfenova A.Е.2
1Academy of Psychology and Pedagogy
2Southern Federal University

Abstract
The article presents a theoretical analysis of the problem of social and cultural representation of women in the media. Concludes fragmentary study of female characters in the film.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Погонцева Д.В., Парфенова А.Е. Социокультурные особенности репрезентации образа женщины в СМИ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10512 (дата обращения: 29.09.2017).

Все чаще в различных работах поднимается проблема влияния СМИ на формирования различных установок и стереотипов, и чаще всего объектом этих исследований становится молодежь. Следует также отметить, что в большинстве исследований объектом изучения являются женщины, что обусловлено тем, что индустрия красоты в большинстве случаев рассчитана на женскую аудиторию (спа – салоны, фитнесс центры, косметика, пластические операции). Каждая вторая реклама демонстрирует современные «идеалы красоты», стандарты, к которым следует стремиться. В связи с этим, в современной Европе и Америке можно выделить целое направление социально-психологических и медико-психологических исследований, посвященных проблемам определения рамок понятия «красота» и поведения  женщин, в связи с их стремлением достичь этого стандарта. Более того в ряде СМИ красота становится неком товаром, который можно как купить, так и продать. И если совсем недавно для Запада и для России были характерны различные идеалы, то теперь, в ходе глобализации СМИ разделение на Запад и Россию в представлениях о моде и красоте практически стираются. Показы мод и все новые параметры красоты, мода на окраску волос, макияж и цвет глаз (цветные контактные линзы); бум на пластическую хирургию и диеты приводит к тому, что на данном этапе сложно выделить конкретные имена актрис, певиц, моделей или других известных женщин, которые являлись бы идеалом для большинства женщин. Таким образом, современное представление о красоте довольно не стабильно и находится под постоянным изменением.

В лонгитюдном исследовании А.Слейтер и М. Тиггеманна [1] принимали участие девочки в возрасте 5-8 лет, авторы исследовали стремление девочек соответствовать идеалу красоты, который пропагандируется СМИ и рекламой. Было выявлено что, у большинства девочек наблюдалось желание уменьшить свой вес, что дополнялось низким уровнем чувства самодостоинства. Таким образом, девочки школьного возраста живут в культуре, в которой СМИ навязывают стереотип аттрактивности, который отрицательно влияет на развитие образа тела и чувства собственного достоинства. И уже в этом возрасте девочки начинают соблюдать диету для сброса лишнего веса (который объективно отсутствует), что приводит к различного рода физиологическим изменениям их здоровья, многие из которых необратимы. В другом исследовании Д. Харгрейвс и М. Тиггеманн [2] подчеркивают, что социокультурные теории образа тела показывают, что неудовлетворенность телом формируется в связи с  нереалистичными социальными идеалами красоты, и один из способов передачи этих идеалов – через средства массовой информации и кинематограф. В своем исследовании они изучили особенности представлений о своем теле у 595 подростков, которым предлагалось просмотреть телевизионную рекламу, содержащую изображения худых женщин. Неудовлетворенность телом измеряли до и после просмотра. Было обнаружено, что просмотр рекламных роликов привел к увеличению неудовлетворенности тела у девочек, но не у мальчиков. Полученные авторами результаты свидетельствуют о непосредственном воздействии средств массовой информации на удовлетворенность своим телом у девочек, и в меньшей степени у мальчиков.

Эту же точку зрения поддерживают и другие исследователи, так Дж.М. Спархаук выявил, что после просмотра рекламных слайдов с изображением очень худых моделей самооценка себя как привлекательных резко снижалась, а неудовлетворенность своей фигурой – возрастала. Автор также отмечает, что современный стереотип красоты – это недостижимо худая фигура, в связи с этим просмотр современной рекламы приводит к снижению самооценки и повышению уровня неудовлетворенности своим телом [3].

Д. Синг [4] отмечает, что физическая привлекательность, аттрактивность и/или красота – влияет на межличностные отношения, однако не следует забывать, что не стоит судить книгу по обложке. Физически привлекательными женщинами восхищаются и их красота оплачивается, например фотомодели, актрисы кино. При этом их обвиняют в том, что они ответственны за популяризацию диет, ненормально низкого веса и расстройств пищевого поведения. Однако, как отмечает автор, аргумент, что сказки и СМИ связывают физическую красоту с положительными признаками, не объясняет, почему дети 14 часов от роду, которым показывали фотографии задерживали взгляд на красивых лицах и практически не смотрели на внешне не аттрактивных.

Интересное, с точки зрения влияния СМИ кросскультурное исследование проводили М. Тови, В. Свами, А Фурман и Р. Мангалпарсад [5]. В ходе сравнения представлений о красоте среди жителей Южной Африки (Зулусы), где европейская реклама практически отсутствует, и Великобритании (Европейцы), которые живут в мире рекламы и СМИ, были получены устойчивые различия. Так в Великобритании излишний вес – ассоциируется с болезнью и как результат, тело оценивается как не красивое, в то время как в Южной Африке, наоборот красивыми называются женщины с излишним весом.

Репрезентация женщин, в том числе рекламная, давно служит объектом феминистской критики, так как женский образ в его нынешнем виде представляется конструкцией, возникшей в основном за счет работы масс-медиа. В современной культуре повышается значимость визуального компонента, по мнению некоторых исследователей [6, 7, 8] в связи с увеличением количества изображений разного качества и назначения, внедряемых в современную жизнь человека, заставила выделить новый феномен как визуальная культура. Постепенно изображение превратилось из «источника визуальной информации и эстетического наслаждения» в «объект потребительского рынка». В настоящий момент, по мнению Т. Дашковой, можно зафиксировать значимость визуальной составляющей идеологии, в связи с этим особую значимость приобретает проблема визуального канона [9]. Также можно отметить, что в современной визуальной культуре основным является именно женский образ, который является эстетическим объектом и выступает в роли носителя культурной семантики, выполняя различные экономические, социальные, политические и другие функции. Женские образы, которые визуально обозначены, не только отражают, но и формируют социальную реальность. Как отмечает К. Уоллерстайн, современная реклама демонстрирует нам «идеалы женственности, которым необходимо следовать» [10, C. 117]. Однако, которые в свою очередь, являются недостижимыми, как например «героиновая» худоба Кейт Мосс, которая являлась иконой моды 1990-х. Некоторые авторы [11] сравнивают современную борьбу с «лишним весом» с ритуальной деформацией ступней у китайских женщин. А. Лебсак-Клейман подчеркивает, что стремление женщин соответствовать этим стандартам обусловлено тем, что «сильное и дисциплинированное тело без единого грамма лишнего веса – триумф и символ нашей власти над соблазном сверхпотребления» [12, C. 165]. Женщины воспринимают эти стандарты как предписания для достижения успеха в современном социуме. Также о роли СМИ в формировании эталонных представлений о теле и поведении человека пишет С.Мартынов, подчеркивая, что демонстрируемый образ тела в СМИ становится зачастую индивидуальной целью человека [13]. В совместной работе с Г.Ариной, С.Мартынов также отмечает, что зачастую это стремление достичь некого эталонного образа приводит к дисморфофобии и неудовлетворенности своим внешним обликом [14]. Следует отметить, что в последнее время авторы все чаще поднимают проблему «жертв моды», к которым относят тех женщин, которые, попав под влияние модных эталонов женской красоты, перестают замечать собственные внешние достоинства и тем более забывают о «внутреннем наполнении». Как отмечает Е.В. Либина, следуя желанию приблизиться к идеальному образу женщины «с обложки журнала», они отыскивают все новые и новые «дефекты» своей внешности и начинают испытывать хроническую неудовлетворенность собой [15, C. 55-56].

Однако исследования образа женщины не ограничивается только рекламой, хотя таких исследований значимо больше. Так, интересный взгляд на формирование женского тела в СМИ и кинематографе приводит Д.С. Гордеева, рассматривая особенности репрезентации социокультурных ролей женщины и женского тела в анимационном фильме «Шрэк».

Исходя из теоретического анализа, мы можем говорить о том, что для молодежной культуры свойственно формировать свои представления и мировоззрения основываясь на СМИ как основном источнике информации, а СМИ в свою очередь используют женские образы так, что бы спровоцировать максимальный интерес, но не изучают должного внимания негативным последствиям. Кроме того изучение феномена репрезентации женщин в СМИ и кинематографе носят скорее фрагментарный характер. Таким образом мы считаем данную проблему актуальной и требующей подробного анализа – как особенностей репрезентации женщин в современном кинематографе, так и восприятие этих образов молодежью.


Библиографический список
  1. Tiggemann M. , Slater A. Contemporary girlhood: Maternal reports on sexualized behaviour and appearance concern in 4–10 year-old girls // Body Image, Volume 11, Issue 4, September 2014, Pages 396-403.
  2. Hargreaves D. A., Tiggemann M. Idealized media images and adolescent body image: “comparing” boys and girls // Body Image, Volume 1, Issue 4, December 2004, Pages 351-361
  3. Sparhawk J. M. Body image and the media: the media’s influence on body image // Fulfillment of the Requirements for the Master of Science Degree With a Major in Mental Health Counseling University of Wisconsin- Stout, August, 2003. 68 р.
  4. Singh D. An evolutionary theory of female physical attractiveness // Psi Chi Vol. 10, No. 3, pp. 18-19, 28-31.
  5. Tovée M.J., Swami V. Does hunger influence judgments of female physical attractiveness? British Journal of Psycholohy. 2006 Aug; 97 (Pt 3): 353-363.
  6. Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. № 4. С. 96-104.
  7. Дашкова Т. “Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских журналах 1920-х – 1930-х годов” // Культура и власть в условиях коммуникационной революции ХХ века. Под ред. К. Аймермайхера, Г.Бордюгова и И. Грабовского. Москва: АИРО-ХХ, 2002. С.103-128.
  8. Погонцева Д.В. Представление об эталонах красоты у современных девушек // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2014. Т. 20. С. 2496-2500.
  9. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. 1999. № 11/12. С. 131- 155.
  10. Уоллерстайн К. Худоба и эстетика отверженности в современной модной рекламе // Теория моды. № 1. 2006. С. 115-137.
  11. Дворкин А. Гиноцид, или Китайское бинтование ног // Женская солидарность: пособие для женщин и мужчин: Сборник статей/ Под.ред. Гаповой Е. и Сирош Н. – Мн.: Пропилеи, 2002. С. 10-25.
  12. Лебсак-Клейман А. Осовобожденная естественность // Теория моды № 1, 2006, 163-170.
  13. Мартынов С. Влияние СМИ на отношение человека к собственному телу / Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2-х т. Т.2: Феномен «разорванной коммуникации»: Сб. статей/Под ред. Я.Н. Засурского, Ю.П. Зинченко, Л.В. Матвеевой, А.Л. Вартановой, А.И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2008. С.343-353
  14. Арина Г.А., Мартынов С.Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. №4. C. 105-114.
  15. Либина Е.В. Психология современной женщины: И умная, и красивая, и счастливая… М.: ПЕР СЭ, 2001. 528 с.
  16. Гордеева Д.С. Репрезентация социокультурных ролей женщины и женского тела в анимационном фильме «Шрэк» // Обсерватория культуры. 2010. № 6. С. 56-61.


Все статьи автора «svekolet13»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: