УДК 378.016

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Казакова Валентина Ильинична1, Вершинина Наталия Александровна2
1Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-уральский государственный университет" (НИУ) в г. Аше, кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Общенаучные и экономические дисциплины"
2Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-уральский государственный университет" (НИУ) в г. Аше, студент направления "Менеджмент"

Аннотация
В статье раскрываются особенности состояния речевой культуры студентов-первокурсников, описываются результаты исследований и выявляются некоторые факторы, влияющие на процесс ее формирования.

Ключевые слова: речевая культура


SPEECH CULTURE OF FIRST-YEAR STUDENTS

Kazakova Valentina Ilyinichna1, Vershinina Natalia Aleksandrovna2
1The branch of Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "South Ural state University (national research University) in Ashe, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor at the Department of "Scientific and economic disciplines"
2The branch of Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "South Ural state University (national research University) in Ashe, student directions "Management"

Abstract
The article reveals the peculiarities of speech culture of first-year students, describes the results of studies and identifies some of the factors that influence the process of its formation.

Keywords: Speech culture


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Казакова В.И., Вершинина Н.А. Речевая культура студентов-первокурсников // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10458 (дата обращения: 11.01.2018).

Гуманизация высшего образования является актуальной проблемой высшей школы. Система обучения в техническом вузе должна обеспечить выпуск высококвалифицированных специалистов, способных к деятельности в нашем культурном пространстве. Цели гуманизации направлены на становление личности инженера-профессионала, поэтому на это должна быть ориентирована вся образовательная система вуза, содержание педагогической деятельности. Концепция личностно-ориентированной педагогии (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская)  позволяет рассматривать проблему развития речевой культуры студентов в системе получения высшего технического образования. Становление личности выпускника вуза на основе расширения речевого опыта, знаний, умений и навыков в языке является актуальной задачей.

Речевая культура человека – это одна из составных частей общей культуры. Культура речи современного молодого человека неразрывно связана с культурой мышления, чувств, культурой поведения, определяет качества нравственного облика личности, влияет на эффективность его общения.

Владение речевой культурой для выпускников вуза – одно из условий их эффективной деятельности в самых разных сферах. В современном обществе от нее зависят конкурентоспособность специалиста на рынке  труда, его карьерный рост. Недостаточная речевая культура значительно снижает рейтинг делового человека.

Обучение в вузе – важный этап формирования речевой культуры человека, но это не начальная стадия данного процесса. Студент, начиная вузовское обучение, уже обладает определенной речевой культурой, которая формировалась в семье, в школе. Поэтому формировать заново речевую культуру студента уже невозможно, необходимо лишь ее трансформировать, развивать при определенных условиях в период становления как личности в вузе.

В содержание понятия «речевая культура» включаются традиционные компоненты: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект предполагает знание норм русского языка, умение пользоваться этими нормами в речи. При этом степень овладения нормами русского литературного языка является одним из факторов, определяющих уровень речевой культуры человека. Для того, чтобы оценить степень освоения норм литературного языка, студентам-первокурсникам технических направлений филиала «ЮУрГУ» в г. Аше было предложено ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Речевая культура молодежи». Анализ работы показал, что в текстах (письменных) студентов встречается много орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, предложения построены просто и однообразно, наблюдается неточное употребление слов. В дополнение к этому студентам были предложены задания на выявление знаний лексических, грамматических и стилистических норм. В результате этого определены некоторые речевые ошибки, такие, как: неразличение паронимов; семантически и стилистически не мотивированное использование англоязычных заимствований и жаргонизмов; колебания в роде и склонении некоторых имен существительных; ошибки, связанные с порядком слов в предложении, а также в построении предложений с однородными членами и др.

Овладение литературной речью и ее нормами – это правильность, «первая, низшая ступень освоения литературного языка» (Л.И. Скворцов). Правильность речи является, в сущности, предметом школьного обучения. По мнению Л.И. Скворцова: «Программа средней школы и предполагает в общем виде привитие навыков правильной речи (преимущественно в области грамматики)». Но речевая культура заключается не только в следовании нормам языка. Она предполагает умение найти точное средство для выражения своей мысли, наиболее доходчивое (т.е. более выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данной ситуации, а значит, стилистически оправданное). Об этом говорили еще видные ученые: Б.Н. Головин, Л.И. Скворцов, С.И. Ожегов.

Конечно, современная школа не ставит задачу воспитать из любого ученика мастера слова, но владение элементарным уровнем речевого мастерства доступно каждому, да и необходимо ему для того, чтобы быть полноправным членом общества, всесторонне проявлять себя как личность. Но очень трудно говорить о каком-либо уровне речевого мастерства молодых людей, если они не соблюдают простейшие нормы, делающие речь правильной. Большинство опрошенных студентов (72%) стараются придерживаться норм русского литературного языка, остальные даже не стремятся к этому. Некоторые считают, что «напрягать мозги, выискивая красивые фразы, не стоит, и так всем понятно будет» (из высказываний студентов). Необходимо отметить, что большинство участвовавших в данном исследовании отметили влияние окружения на свою речь: «как они разговаривают, так со временем начинаю говорить и я». Надо сказать, что круг общения (или окружение, по выражению студентов) на первом курсе только формируется в студенческой среде. До этого времени у каждого был свой круг общения. В общении с друзьями, знакомыми студенты не следуют общепринятым нормам, даже намеренно искажают их, т.к. считают, что соблюдая нормы, они могут выделиться из окружающих или вызвать насмешки со стороны сверстников. «При общении с человеком старше тебя или с кем-то, на кого хочешь произвести впечатление, мы стараемся говорить правильно, используем «умные слова» (из высказываний студентов).

Многие студенты отмечают в своей речи наличие студенческого арго, слов-паразитов (как бы, короче, так сказать, типа и др.), англицизмов. На вопрос «Что влияет на твою речь?» многие отмечают влияние интернета, СМИ, и лишь некоторые считают, что прежде всего речь формируется в семье, в школе, отводя большую роль родителям и учителям. В связи с этим, образец речи для каждого испытуемого свой: родители, телеведущие, учителя, политики.

Одним из факторов, который определяет процесс формирования речевой культуры студентов-первокурсников, являются средства массовой информации (СМИ). В настоящее время особенность публицистического стиля заключается в широкой публичности. Все, что передается СМИ, влияет на образ мыслей и образ жизни людей разных профессий и образовательного уровня, в том числе и студентов. Те языковые конструкции, которые преобладают в речи журналистов, политиков, телеведущих используются в речи молодых людей и становятся нормами в их речевой культуре. Об этом говорит и наше исследование, в котором выявились студенты, ориентирующиеся на речь политиков (10.8%), журналистов (9.3%), телеведущих (8.5%). Причем такие языковые нормы часто не отвечают нормам русского литературного языка. В современных СМИ можно услышать слова: «кайф», «прикольно», «косяки» и др.

Такие особенности языка средств массовой информации активно влияют на речевую культуру молодежи. Это подтверждает и небольшое наше исследование: почти половина опрошенных используют жаргонные слова, около 8% – нецензурную лексику, причем, по мнению студентов, использование нецензурных выражений позволяет быть лучше понятым другими людьми: «нецензурными словами даже бывает иногда понятно, коротко и ясно» (из высказывания студента).

В сочинениях на тему: «Речевая культура молодежи» прослеживаются и положительные моменты. Следует отметить, что многие студенты называют и литературу в качестве образца культурной речи, включая классические произведения, стихи современных поэтов, а также детективы. Отдельные студенты высказываются прямо: «Я больше привязан к книгам. Книги оказывают большое влияние на меня»

Очень радует наличие у студенческой молодежи устойчивой мотивации к совершенствованию своей речевой культуры, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования. Так же все опрашиваемые обязательно постараются выяснить значение незнакомого слова или выражения, обращаясь к словарю. Некоторые студенты видят совершенствование своей речи через публичные выступления и выполнение словарного запаса. В то же время почти все студенты считают, что речь оказывает влияние на профессиональную деятельность. «Речь, безусловно, влияет на профессиональный рост. Человек, способный правильно и четко сформулировать свои мысли добьется большего успеха и буден услышан». Именно поэтому 88% опрошенных студентов стремятся к правильной литературной речи, которая характеризует современного культурного человека.

Что касается связности текста по теме «Речевая культура молодежи», то большинство работ (83%) представляют набор однообразных синтаксических конструкций. Тема раскрыта неполно, поверхностно. Но все-таки, 17% первокурсников прекрасно справились с заданием. По данной теме был представлен хороший связный текст, в котором чувствовалась авторская позиция, и выражалось стремление к самосовершенствованию.

Следовательно, названные нами специфические особенности речевой культуры студентов-первокурсников позволяют говорить как о еще несформировавшейся культуре молодых людей. Характерное состояние речевой культуры складывается стихийно, под воздействием различных факторов еще до поступления в вуз, обеспечивает подросткам взаимопонимание и комфортное существование в своей социальной среде, уже обучаясь в институте.

Естественно, культурный речевой уровень повысится, если все специалисты высшего профессионального образования будут обращать внимание на речевую культуру студентов, которая позволит выглядеть в обществе образованным человеком, профессионалом. Необходимо разрабатывать комплекс мероприятий, которые будут способствовать повышению речевой культуры студентов и сориентируют их на совершенствование своей речи, помогут формировать актуальные речевые компетенции.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393 “О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”
  2. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: Инфра-М,2009. – 240 с.
  3. Головин Б.Н. Основы культурной речи. – М.: Высшая школа, 1988. – 320 с.
  4. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: Просвещение, 2009. – 208 с.
  5. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. – М.: Русский язык, 2002. – 216 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «ValentinaI»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: