О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ “ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ”

Агдавлетова А.М.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
кафедра прикладной информатики

Аннотация
В статье описывается методика обучения информационным системам и технологиям будущих менеджеров в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Описана последовательность выдачи теоретического и практического материала для формирования профессиональных компетенций менеджера.

Ключевые слова: информационные системы, информационные технологии, менеджмент, методика преподавания, самостоятельная работа, экономика


ABOUT THE TEACHING METHODS OF DISCIPLINE "INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES"

Agdavletova A.M.
Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
department of applied Informatics

Abstract
The paper describes the methodology of teaching information systems and technologies of the future economists in accordance with the requirements of the federal state educational standards. Describes the sequence of issuing theoretical and practical material for the formation of professional competencies economist.

Keywords: independent work, information systems and technologies in management, methods of teaching


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины "Информационные системы и технологии" // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/03/8954 (дата обращения: 25.02.2024).

Целью современного высшего профессионального образования, в условиях перехода к информационному обществу, является подготовка компетентного, разносторонне развитого специалиста.

В образовательном стандарте (ФГОС−3) ВПО [1] для направления Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») дисциплина «Информационные системы и технологии» относится к дисциплинам вариативной части. Данная дисциплина объединяет в себе элементы таких  курсов как информационные технологии в экономике, информационные системы в экономике.

В стандарте определено, какие знания и умения обязательно должен усвоить обучающийся: знать назначение и виды ИС; состав функциональных и обеспечивающих подсистем ИС; модели и процессы жизненного цикла ИС; стадии создания ИС; принципы описания информационных систем, основные методы организации хранения; основные типы информационных и информационно-поисковых систем (ИПС); методы информационного обслуживания; методы анализа прикладной области, информационных потребностей, формирования требований к ИС назначение и виды ИКТ; принципы применения информационных технологий для построения и использования информационных систем; современные технологии проектирования ИС [2].

Кроме того, студент должен владеть своей предметной областью, выявляя информационные потребности и разрабатывая требования к ИС; проводить сравнительный анализ и выбор технологий для решения прикладных задач; выбирать и использовать инструментальные средства современных технологий проектирования;  пользоваться современными информационными и коммуникационными технологиями и инструментальными средствами для решения задач в профессиональной деятельности. Поэтому преподавателю необходимо четко проработать методику подачи материала в области информационных систем и технологий, для того, чтобы студенты  могли применять полученные знания в своей дальнейшей работе.

В процессе изучения данной дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах ОК-18;

- владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления ПК-33;

- владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы ПК-34.

Вопросами разработки методик по подготовке менеджеров занимались многие российские и зарубежные ученые. Различные аспекты проектирования методики обучения дисциплины «Информационные системы и технологии» освещались Р.И. Баженовым [2, 3]. Важность целенаправленного обучения информационным технологиям и системам, а также соответствующими умениям будущих менеджеров отмечают многие исследователи. Вопросы внедрения и применения информационных технологий в процессе обучения студентов рассмотрены в работах И.Д. Белоусовой [4-7], И.Н. Мовчан [8-11].

Одной из основных задач является использование современных технологий в преподавании профессионально-ориентированных дисциплин. Предлагаются различные методы обучения, применение проектного подхода и системы оценки при формировании компетенций менеджеров. В процессе подготовки студентов, необходимо использование в учебном процессе интерактивных форм и методов обучения, современных образовательных технологий. Они должны соответствовать выбранному виду деятельности и достичь основной цели формирования необходимых компетенций у студентов. Использование прикладных программ, ориентированных на профессиональную деятельность, имеет большое значение в процессе обучения.

Проблема разработки методики по подготовке менеджеров в сфере применения информационных систем и технологий должна быть рассмотрена и реализована комплексно, с учетом особенностей специальности.

Первостепенной задачей в методике разработки каждой дисциплины является выбор содержания. Опираясь на ФГОС, необходимо учитывать знания, умения, формируемые компетенции.

На основе прописанных компетенций в содержании дисциплины «Информационные системы и технологии» были рассмотрены следующие вопросы: определение, общие принципы построения и цели разработки информационных систем; архитектура информационных систем; современные тенденции развития информационных систем; понятие информационной технологии; классификация информационных технологий; сетевые информационные  технологии; интеграция информационных технологий.

Рассматриваемая методика подачи материала позволяет подготовить студентов к практическим и самостоятельным занятиям по курсу, показывает основные моменты  в разработке информационной системы, возможности использования информационных систем и технологий, формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении процесса обучения занятия рассчитаны на работу в компьютерных классах, с применением программных средств, используемых в прикладных отраслях.

Показанные методы взаимодействия с программным обеспечением позволяют  будущим менеджерам четко понимать действия специалистов на всех этапах создания и применения информационных систем. А так как деятельность менеджера подразумевает выявление особенностей обработки информации, планирование работ с информационной системой, финансовый менеджмент в сфере информационных технологий, то будущие специалисты должны самостоятельно ориентироваться в поиске необходимой информации, анализировать ее и решать поставленные задачи.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) – «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010 № 544.
  2. Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования // Российское образование. Федеральный портал URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm.
  3. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. – 2014. – № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2570.
  4. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т. 2. – № 5 (37). С. 48. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34813
  5. Белоусова И.Д. Анализ принципов внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 7. – № 1. – С. 30-34.
  6. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т. 18. – № 1. – С. 25-28.
  7. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2006, – 186 с.
  8. Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики / И.Д. Белоусова, А.С. Брылева // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 74-77
  9. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 45.
  10. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
  11. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
  12. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза // Информатика и образование.  2009.  № 6.  С. 112-114.


Все статьи автора «Агдавлетова А.М.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: