УДК 33

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Урусханова Эльза Рамзановна
Чеченский государственный педагогический институт
аспирант кафедры «Коммерция и менеджмент»

Аннотация
В статье рассмотрены факторы и условия повышения инвестиционной привлекательности региона , показаны региональные особенности Чеченской республик.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, комплексная оценка, пространственная интеграция


INVESTMENT POTENTIAL OF THE CHECHEN REPUBLIC

Uruskhanova Elza Ramzanovna
Chechen State Pedagogical Institute
Graduate student of Commerce and Management chair

Abstract
In article factors and conditions of increase of investment appeal of the region are considered, regional features Chechen the republics are shown.

Keywords: complex assessment, investment appeal, investment potential, spatial integration


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Урусханова Э.Р. Инвестиционный потенциал Чеченской Республики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9490 (дата обращения: 29.09.2017).

Различным сторонам регионального развития, процессам пространственной интеграции регионов, межрегиональным взаимодействиям посвящено значительное количество научных исследований. Это работы С.Ю.Глазьева, М.К.Горшкова, М.А.Гусакова, А.В.Дмитриева, Б.С.Жихаревича, М.Ф.Замятиной, В.Н.Иванова, С.В.Кузнецова, Д.С.Львова, Н.М.Межевича, и др [1].

Мы рассмотрим  один из аспектов регионального развития – инвестиционную деятельность.

Инвестиционная деятельность – важнейшее условие устойчивого социально-экономического развития Чеченской Республики, наиболее эффективный способ стимулирования экономического роста и преодоления существующих проблем. Поэтому в обстоятельствах зависимости республиканского бюджета от финансовой поддержки Федерального центра особую важность заслуживает привлечение частного капитала и благополучная реализация значительных инвестиционных проектов.

Создание подходящих условий для привлечения инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности республики является основным фактором повышения конкурентоспособности региона, обеспечения значительных и стабильных темпов экономического роста.

Соответственно актуальной задачей является работа над улучшением инвестиционного имиджа региона.  Но в  этом процессе мы сталкиваемся с объективными сложностями, так как отношение инвесторов к объекту и месту для вложения собственных капиталов крайне консервативно. Инвестиционную привлекательность несложно потерять, но крайне тяжело восстановить.

Для привлечения интереса частных инвесторов республика обладает:

Во-первых:  большие запасы нефти, стройматериалов и других полезных ископаемых, благоприятные факторы развития АПК, туристско-рекреационной сферы, производства и реализации электроэнергии, всех видов промышленности [2].

Для развития сельского хозяйства в республике есть благоприятные условия: это и климатические условия, это и плодородные земли, что разрешает выращивать почти любые культуры, это и широкие пастбища способствуют развитию любых отраслей животноводства.

Во – вторых: наличие большого потенциала трудовых ресурсов, который также является положительным факторов для различных инвесторов.

Помимо сказанного, республика обладает большим потенциалом для развития рекреации и туризма – чистейший горный воздух, живописные пейзажи, горные озера и водопады, таинственные пещеры, широколиственные леса, субальпийские и альпийские луга (свыше 1800-2200м.), водные минеральные источники, памятники археологии и этнографии, памятники ранней и средневековой архитектуры (вайнахские крепости, башни и т.д.). , выгодное транспортное положение и другие аспекты делают наш регион подлинно привлекательным для вложений капитала.

В основу комплексной системы оценки инвестиционной привлекательности региона целесообразно заложить не только  экономические факторы, но государством  регулируемую совокупность  социальных, технологических, научно-технических, и прочих показателей.

При государственном регулировании некоторых показателей,  в зависимости от основной цели привлечения инвестиций, перечень показателей инвестиционной привлекательности по необходимости  расширяется или сужается, что сопровождается возможностью возрастания или убывания значения некоторых показателей [3].

Комплексная оценка направлена на решение следующих задач: повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов, формирование оптимальных территориальных, отраслевых и других направлений инвестиционных потоков, создание более благоприятного инвестиционного климата, стратегическое планирование и формирование инвестиционной политики, совершенствование механизмов обоснования и привлечения инвестиций, снижение степени рисков для инвесторов и кредиторов. Заинтересованность в такой оценке, прежде всего, возникает у органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур инвестиционного рынка и иностранных инвесторов, которые обычное имеют слабое представление о современной российской действительности [3,4].

Привлечение инвестиций требует формирования инвестиционной политики, построенной на основе долгосрочного прогноза по приоритетным направлениям развития экономики Чеченской Республики и реализации тактических мероприятий, призванных усовершенствовать отдельные стороны инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика должна быть направлена на создание благоприятного инвестиционного климата и улучшение социально-экономических показателей развития региона. Достижение целей и задач Стратегии возможно путем совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, механизма государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспечения эффективного использования имеющегося потенциала Чеченской Республики, а также обеспечения стабильности в региональном законодательстве

Для повышения инвестиционной привлекательности и создания условий, благоприятствующих развитию бизнеса в Чеченской Республике:

1. Разработана нормативно-правовая база, гарантирующая защиту прав инвесторов и предусматривающая меры поддержки инвестиционной деятельности.

Распоряжением Правительства Чеченской Республики  от 30.06.2014 г. №168-р утвержден Перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики, включающий 55 инвестиционных проектов на сумму 170,192 млрд. рублей. Проекты предусматривают реконструкцию существующих и строительство новых современных высокотехнологичных производств с созданием 20431 рабочих мест, в том числе по отраслям:

- промышленности и энергетики – 25 проектов на общую сумму 99,753 млрд. рублей (10 123 рабочих места);

- агропромышленный комплекс – 24 проекта на общую сумму 21,136 млрд. рублей (6 126 рабочих места);

- туризм и сфера услуг – 6 проектов на общую сумму 49,303 млрд. рублей (4 146 рабочих места).

При поддержке федерального центра, в Чеченской Республике за короткий срок создана полноценная нормативно-правовая база для формирования взаимовыгодных отношений с возможными инвесторами.

2. Правительством Чеченской Республики по согласованию с Минфином России распоряжением от 7 ноября 2011 года №411-р создана некоммерческая организация «Специальный гарантийный фонд Чеченской Республики», выступающая поручителем по обязательствам инвесторов, привлекающих заемные средства на реализацию приоритетных для республики инвестиционных проектов.

3. Для участия в Программе госгарантий РФ, предусмотренных для субъектов Северо-Кавказского федерального округа Правительством Чеченской Республики в МРУ Минрегиона России по СКФО направлен перечень из 10 инвестиционных проектов общей стоимостью – 38857,6 млн рублей, размер госгарантии – 17215,6 млн. рублей.

4. Ведется работа по расширению туристско-рекреационной особой экономической зоны «Ведучи» на территории Итум-Калинского района.

5. С целью  формирования позитивного инвестиционного имиджа за счет распространения достоверной информации об экономических возможностях республики, Чеченская Республика участвует в российских и международных инвестиционных форумах и саммитах, что содействует налаживанию диалога с представителями органов государственной власти, негосударственных организаций, бизнес-структур России и зарубежных стран.

Среди субъектов СКФО Чеченская Республика занимает 3 место по объемам инвестиций в основной капитал.

Для Чеченской Республики характерен низкий удельный веса  собственных средств в структуре инвестиционных вложений, что свидетельствует об опоре региона на заемные средства и может являть источником финансовых рисков. Доля заемных средств Чеченской Республики (89,2% в 2012 г.) существенно превосходит среднероссийский показатель (55,5% в 2012 г.) и показатель средний по СКФО (73,7% в 2012 г.) что свидетельствует о недостаточности прибыли у хозяйствующих субъектов, предназначенной на развитие деятельности, а также неэффективности освоения амортизационных отчислений.

По данным Чеченстата, общий объем инвестиций в основной капитал за 1-е полугодие 2014 года составил 10037,9 млн. руб., что составляет 173,7% показателя за аналогичный период прошлого года.

По показателю инвестиции в основной капитал на душу населения (40,7 тыс. руб.) Чеченская Республика отстает как от значения среднероссийского показателя (87,8 тыс. руб.), так и от среднего значения показателя по СКФО (41,7 тыс. руб.).

За период 2000-2014 гг. в Чеченской Республике произошло перераспределение структуры инвестиций в основной капитал.

Если в 2000 г. все финансовые ресурсы, направляемые на территорию Чеченской Республики, вкладывались в государственную собственность, в 2005 г. доля инвестиций в госсобственность немного сократилась (на 10%) за счет финансирования частной собственности, к 2012 г. доля финансирования частной собственности возросла до 47,3%, появились вложения в смешанную российскую собственность (1,1%) и в муниципальную собственность (0,1%).

Значительная доля привлеченных средств с одной стороны повышает уровень их мобилизации, позволяя в короткие сроки осуществлять инвестиционную деятельность, с другой требует имущественное обеспечение кредита, повышает риск банкротства в связи с несвоевременным возвратом заемных средств и приводит к потере части прибыли от инвестиционной деятельности из-за уплаты процентов за пользование заемными средствами.

В общем объеме инвестиций занимают долю: бюджетные средства – 31,8%, средства субъектов малого предпринимательства – 37,6%, собственные средства предприятий – 24,5% и прочие средства – 6,1%.

Из общего объема инвестиций внебюджетные средства составляют 6 847,7 млн. руб.

В качестве привлеченных средств в экономику Чеченской Республики выступают бюджетные средства, преимущественно из федерального бюджета (70% привлеченных средств), посредством использования инструмента государственных программ. В разрезе территорий Чеченской Республики около 60% инвестиций в основной капитал аккумулируется в республиканской столице – г. Грозном, далее наибольшие доли показателя приходятся на Гудермесский (12%), Грозненский (6%) и Шалинский (5%) районы.

Во многом это обусловлено особенностями концентрации населения на территории республики и размещения производственных мощностей. Значительная доля инвестиций в основной капитал Чеченской Республики приходится на непроизводственные виды экономической деятельности. Около 65% инвестиций в основной капитал приходится на непроизводственную сферу экономики Чеченской Республики, из которой наибольший удельный вес принадлежит государственному управлению (20,7%), здравоохранению (16,1%), транспорту и связи (11%), образованию (7,2%). Что обусловлено необходимостью формирования качественной социальной инфраструктуры после ее полного разрушения в период военных действий.

Инвестиционный потенциал Чеченской Республики следует анализировать с точки зрения конкурентоспособности ключевых отраслей экономики республики по отношению к аналогичным отраслям других субъектов СКФО, а также с точки зрения места, которое республика способна занять в системе разделения труда в целом по РФ.

Конкурентные позиции отраслей экономики Чеченской Республики на рынках СКФО недостаточно сильны.

Хозяйствующие субъекты в отраслях растениеводство, животноводство, строительство, оптовая торговля и связь  на сегодняшний день имеют слабые возможности развития. При сохранении текущих тенденций в долгосрочной перспективе данные отрасли неспособны генерировать значительную добавленную стоимость. В ряде случаев отраслям этой группы недостаточно ресурсов для удержания своих позиций на рынке, так как имеет место сильная конкуренция, а норма прибыли слишком низка.

Из отраслей данной группы наиболее высокий инвестиционный потенциал у животноводства и связи. Учитывая текущее положение, для каждой из отраслей данной группы существует ряд стратегических альтернатив, которыми необходимо руководствоваться органам государственной власти Чеченской Республики при оказании поддержки для наиболее эффективного распределения ограниченных ресурсов.

Однако низкая относительная доля рынка ставит под сомнение возможность данных отраслей успешно конкурировать с крупными, более эффективно действующими аналогичными отраслями из других субъектов СКФО.

Отрасли: – добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; – добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических; – производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; – текстильное и швейное производство; – целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; – производство резиновых и пластмассовых изделий; – производство прочих неметаллических минеральных продуктов; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; – производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; – производство транспортных средств и оборудования; – прочие производства; – производство и распределение электроэнергии, газа и воды; – розничная торговля; – гостиницы, рестораны (общественное питание); – транспорт.

Потребности данных отраслей в финансировании высоки (по причине того, что быстрый рост и развитие производства новых товаров требуют значительных вложений), а размер генерируемой добавленной стоимости низок (ввиду низкой доли на рынке, ограниченных возможностей использования эффекта кривой опыта и экономии на масштабах производства, а в результате – более низкого уровня прибыли). Если отрасль характеризуется быстрым ростом, то она может потребовать значительных финансовых вливаний только для того, чтобы успевать за высокими темпами роста отрасли; она может нуждаться даже в более крупных затратах, чтобы обогнать темпы роста рынка и завоевать достаточную долю рынка, если ставится цель стать лидером на рынке. В связи с тем, что отрасли имеют различные рыночные перспективы, важно верно использовать их стратегические.

Отрасль обработка древесины и производство изделий из дерева- это отрасль с высокой относительной долей рынка и высокими темпами роста, она в состоянии обеспечить генерацию добавленной стоимости и имеет хорошие перспективы развития.. Данная отрасль в состоянии занять доминирующие позиции на быстрорастущем рынке, для чего она нуждается в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличения оборотного капитала. Обработка древесины и производство изделий из дерева нуждается в государственной поддержке для того, чтобы не отстать от высокого темпа роста рынка. Стратегические перспективы данной отрасли основаны на больших запасах древесины (46,2 млн. куб. м 1 ), по данному показателю  Чеченская Республика уступает только Карачаево-Черкесской Республике и Республике Дагестан. Важным аспектом определения инвестиционного потенциала Чеченской Республики является определение позиций, которые ее экономика занимает в системе разделения труда в целом по РФ. Эти позиции определяются лидирующими отраслями (отраслями специализации региона), оказывающие влияние на развитие экономики в целом. Они характеризуются максимальным объемом производства, высоким уровнем рентабельности и скорости оборачиваемости капитала и содействуют интенсивному развитию остальных элементов хозяйственного комплекса.

В целом Чеченская Республика обладает достаточным инвестиционным потенциалом. В соответствии с конкурентной позицией отраслей экономики республики в сравнении с другими субъектами СКФО, а также с отраслевой специализацией Чеченской Республики в системе разделения труда в целом по РФ основными отраслевыми приоритетами являются:

1. Развитие промышленности. – нефтехимический комплекс, включая: добыча нефти и газа; нефти- и газо- переработку; химическое производство на углеводородном сырье; – агропромышленный комплекс, включая: семеноводство, зерновое хозяйство и виноградарство; животноводство и птицеводство; пищевая индустрия; – строительный комплекс, включая: производство строительных материалов (цемент, песок, кирпич, бетонные изделия и др.); – машиностроительный комплекс, включая: литейное производство; сборка автомобилей и другой техники; изготовление запасных частей (шин, зеркал, электрических проводов и т.д.) и агрегатов (моторов, силовых установок и т.д.);

2. Развитие электроэнергетики. Создание генерирующих мощностей в районах республики, являющихся полюсами роста (Грозный-Аргун- Гудермес), является необходимым условием улучшения инвестиционного климата.

3. Развитие отраслей сферы услуг.

4. Стимулирование входа розничных сетей на рынок республики способно катализировать инвестиционные процессы в производственных отраслях экономики и более полно удовлетворить потребности населения.

5. Стимулирование освоения рынка Чеченской Республики крупными провайдерами услуг связи будет способствовать улучшению инфраструктуры связи и повышению качества услуг посредством развития конкуренции.

 


Библиографический список
  1. Увайсаева А.Г. Оценка влияния инфраструктуры на экономическое развитие районов Чеченской Республики // Экономика и предпринимательство.  –  №10 (51). – 2014.
  2. Увайсаева А.Г. Региональные особенности формирования производственной  инфраструктуры Чеченской республики // Экономика и предпринимательство. –  №5( 2). – 2014.
  3. Увайсаева А.Г., Янгульбаева Л.Ш. Развитие пространственной организации экономических систем на основе использования принципов концентрации капитала // Наука и бизнес: пути развития. – №12(42) – 2014..
  4. Янгульбаева Л.Ш. Сущность и экономическое содержание инвестиционной привлекательности региона. Пространство экономики. Terra Economicus(Экономический вестник РГУ).2012. Том 10 №3.
  5. Янгульбаева Л.Ш. Факторы и условия инвестиционной привлекательности экономики регионов в современной России. Материалы VI  Научно-практической конференции молодых ученых и специалистов агропромышленного комплекса «Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты». ФГБОУ ВПО «КБГСХА». Нальчик.  2012г.


Все статьи автора «Увайсаева Ашу Гайрбековна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: