УДК 316.654

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕХ В ЖИЗНИ ДЛЯ СТУДЕНТА ВУЗА

Михальчи Екатерина Владимировна
ФБГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова
аспирант

Аннотация
В статье отражены результаты опроса студентов на тему «Влияние семьи на успех в жизни», проведенного в 2014 г. Рассматриваются вопросы внутрисемейного влияния на студентов ВУЗа как фактор их успешности в жизни, основные факторы успеха в жизни, по мнению учащихся, изучены выбор авторитетного члена семьи и типы внутрисемейного влияния. Также представлена оценка важности личностных качеств и источников их формирования для студентов.

Ключевые слова: авторитет родителей, внутрисемейные отношения, интериоризация личностных качеств., факторы успеха


INTRAFAMILY RELATIONSHIPS AS A HIGH SCHOOL STUDENTS LIFE SUCCESS FACTOR

Mikhalchi Ekaterina Vladimirovna
Federal state funded educational institution of higher education “Sholokhov Moscow State University for Humanities"
postgraduate

Abstract
The article presents the results of a survey of students on the theme "Families influence of success in life", held in 2014 The problems of intrafamily impact on students of the university as a factor in their success in life, the key factors of success in life, according to the students, studied choice authoritative member of family and types of intrafamily influence. Also provides an assessment of the importance of personal qualities and sources of their formation for the students.

Keywords: internalization of personal qualities, intrafamily relations, parental authority, success factors


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Михальчи Е.В. Внутрисемейные отношения как фактор, влияющий на успех в жизни для студента вуза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9219 (дата обращения: 29.09.2017).

Успех в жизни зависит от многих факторов, определяемых каждым самостоятельно для себя, и является целью в становлении личности.

В толковом словаре Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. успех определяется как: удача в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в работе, учебе [1, с. 840].

Молодые люди в «студенческом возрасте» 17-23 лет находятся на пороге своего успеха в жизни. При этом основа для достижения успеха уже заложена в них в виде здоровья, хорошего воспитания и качественного образования, наличия друзей и полезных связей, крепкой семьи. В данном исследовании мы хотим установить наиболее важные факторы успеха в жизни для студентов и провести анализ влияния родительской семьи, как фундамента будущих достижений, на формирование личности молодых людей.

На успешность в учебных и личных достижениях влияет ряд факторов. Мы разделим их на внутренние, которые формируются у личности, и внешние, оказывающие влияния на личность.

К внутренним факторам успеха для студента можно отнести его «активность, направленность на определенный вид деятельности»[2, с. 314], развитие волевых качеств, обладание властью и влиянием на окружающих, свободу в выборе будущего и возможность заниматься тем, чем хочется.

К внешним факторам относятся престижная работа, материальное благополучие, родительская семья, наличие друзей и полезных деловых связей, возможность путешествовать, уважение со стороны окружающих, известность, популярность, слава, уважение со стороны общества.

По мнению Шарипова Ф.В. «на успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение, состояние здоровья, возраст, семейное положение, уровень довузовской подготовки, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной!), мотивы выбора вуза, адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения…»[2, с. 315]. Перечисленные факторы влияют и на успешность жизнедеятельности.

Для изучения внутрисемейных отношений как фактора, влияющего на успех в жизни для студентов высших учебных заведений (ВУЗов) были исследованы компоненты жизненного успеха, выделены наиболее значимые и авторитетные члены семьи, которые подают пример успешной карьеры. Также были проанализированы семейные взаимоотношения между студентами и их родителями, выделены аспекты зависимости мнений студентов от взглядов их родителей. Важным этапом исследования было выделение ценностей современной молодежи, влияющих на их цели в жизни и успех в достижении этого. Были выделены ценности присущие студентам и относящиеся только к их родителям, что наглядно показывает межпоколенное изменение ценностей и приоритетов.

Анализ теоретических источников (Дружинин В.Н, Черствая О.Е., Киселева Е.В., Николаева Е.И., Сорокоумова Е.А.) показал малую разработанность темы влияния родительской семьи на успех в жизни студентов. Отчасти это может быть связано с тем, что после достижения совершеннолетия опека семьи прекращает осуществляться на законодательном уровне, однако реально она продолжается еще достаточно длительный период, во многих случаях до образования собственной семьи. В данной статье мы рассматриваем семью как социально-психологическую основу развития и становления личности, обеспечивающую внешнюю среду для внутреннего роста и достижения успеха.

В связи с этим анализ внутрисемейных отношений и влияния семьи является актуальной темой при изучении факторов успешности, значимых для современных студентов.

Наше исследование проводилось на студентах 1-4 курсов факультета Международного бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования ФБГОУ ВПО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФМБДА ИБДА РАНХиГС), в нем был обследован полный контингент учащихся – 322 человека. Из них в опросе участвовали 148 юношей и 174 девушки. При анкетировании студенты могли выбирать несколько ответов на некоторые вопросы опросного листа.

  1. Основные факторы успеха в жизни

Для анализа показателей успеха в жизни студентам было предложено выбрать три варианта ответов из представленных групп вариантов, характеризующих карьерное и материальное благополучие, наличие крепких связей с социумом, реализацию потребностей в уважении и самоактуализации.

В качестве основных факторов, обуславливающих успех в жизни, студенты выделили следующие (в порядке убывания): крепкая и дружная семья, материальное благополучие, свобода выбора, наличие друзей, престижная работа, возможность путешествовать, обладание властью и влиянием на окружающих, уважение со стороны окружающих, полезные деловые связи, известность и популярность в обществе (рис. 1).


Рисунок 1 – Факторы успеха в жизни (в %)

Выбранные факторы успеха в жизни свидетельствует о том, что у молодых людей в данном возрасте сформированы физиологические потребности, а также проявляется необходимость в безопасности, принадлежности к ячейкам общества, любви. При этом они еще не ощущают стремления к уважению, почитанию, реализации своих целей в жизни и духовному развитию собственной личности (по А. Маслоу) [3, с 140]. Соответственно своим приоритетам студенты выделяют и факторы жизненного успеха.

Мы определяем семью как малую социальную группу, где формируются взаимные отношения членов и оказывается влияния на включенные в микросоциумом личности. Под внутрисемейными взаимоотношениями понимается «один из важнейших элементов гармонии, выступающий гарантом индивидуального, супружеского, родительского и семейного благополучия»[4, с 106].

Авторитет в семье

Для анализа внутрисемейных отношений студентам было предложено выбрать члена их семьи, который является наиболее влиятельным, значимым и успешным в их понимании. Такой вопрос показал традиционное, менталитентное для российской культуры распределение мнений, в частности наибольшее влияния в большинстве семей имеют отцы – 61,8%, затем выбраны матери – 33,5%, братья и сестры – 7,5 %, бабушки и дедушки – 8,4 %. Некоторые учащиеся считают, что они успешнее, чем их родители и близкие, таких – 7,8 % (рис. 2).


Рисунок 2 – Распределение мнений студентов об авторитете членов семьи

Анализ полученного распределения ответов позволяет сделать вывод о доминировании в общественном сознании иерархического патриархального типа семейного уклада, который «опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей», с преобладанием авторитета отца. Это тип предполагает также следование семейным традициям и обычаям, отсутствие права выбора и свободы. Как показало исследование семейного самоопределения молодежи, в современной семье «эмоционально привлекательными являются отношения с мамой, но сильное взаимодействие оказывает отец»[6, c.89].

Также представляет интерес то, что более 1/3 опрошенных выбрали в качестве наиболее авторитетного члена семьи – мать. Это может быть связано с тремя факторами: в настоящее время большой процент неполных семей, в которых чаще всего ребенок воспитывается матерью; многие современные женщины стали заниматься индивидуальным предпринимательством, работать на «топовых» должностях в крупных организациях, добиваться высоких постов в государственных и муниципальных учреждениях, создавать себе деловой имидж; девушки составили большую долю выборки, а им свойственно идеализировать образ своей матери, эмоционально тянуться к ней.

На современном этапе функционирования семьи некоторые семейные психологи отмечают негативные тенденции при сопоставлении приоритетов карьерного развития и материнства: «В наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Заметное возрастание стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствует родительству»[7, с. 89]. Этот процесс заметно снижает авторитет матерей, отдаляя физически и духовно их от ребенка и семьи в целом, приводит к возрастанию холодности в семенных отношениях, закрытости и равнодушию у детей.

Наличие положительного авторитета в семье приводит к развитию у детей самопринятия, Я-концепции, чувства воли и контроля за своими поступками, целеустремленности и активности.

Подчеркивая значимость авторитета, А.С. Макаренко пишет: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей» [8, с. 313].

Семейные взаимоотношения

Для анализа семейных взаимоотношений были выделены четыре типа внутрисемейного влияния, которые были предъявлены в опросных листах в виде суждений (табл. 1).

Было исследовано обоюдное влияние родителей и детей, которое может быть положительным или отрицательным со стороны взрослых членов семьи, обоюдным или доминирующим со стороны младшего поколения.

Таблица 1 – Типы внутрисемейного влияния (в %)

Суждения

Тип влияния

Согласен

Частично согласен

Не согласен

Я горжусь своей семьей и постараюсь сделать все, чтобы сохранить и продолжить семейные традиции

Положительное

«семья доминирует»

67

2

31

Своих детей я буду воспитывать совсем не так, как воспитывали меня

Отрицательное

«ребенок отстраняется»

42

10

48

В семье родители и дети, как правило, влияют друг на друга

Взаимное

«равные отношения»

26

56

18

Мои родители готовы учиться у меня, так как молодежь сегодня наиболее продвинутая

Влияние ребенка на родителей

«ребенок доминирует»

28

54

18

В первом случае большая часть учащихся полностью согласна с суждением, что характеризует современный институт семьи как устойчивый, традиционный.

Для определения отрицательного влияния внутри семьи студенты выражали свое отношения к суждению, которое характеризует отвержение семейных ценностей и традиций, устоявшихся догм воспитания и обучения в каждой семье, нарушение межличностных связей между членами, дисгармоничный тип семейного воспитания. Однако как показал опрос, мнения студентов в данном вопросе разделились (42% – согласны с ним и 48% – не согласны). Привнесение в семью новых веяний, методов воспитания, традиций, ценностей по своей сути не является негативным явлением, а скорее свидетельствует о смене типа семейного уклада, наличие переходного процесса в обществе. С другой стороны полное отрицание влияния родительской семьи на индивидуальное мировоззрение и принципы построения собственной семьи свидетельствует о нарушении межпоколенной трансляции традиционных ценностей и духовных компонентов, негативном сценарии развития детско-родительских отношений, что отрицательно сказывается на всем обществе.

Положительные и отрицательные отношения в семьях являются утрированными категориями, чаще родители и дети дополняют друг друга. Это проявляется в воспитании, обучении, общении, совместном времяпрепровождении. Как показало исследование, опрошенные молодые люди пока не осознают это явно, так как существует еще множество источников влияния: друзья, средства массовой информации (СМИ), Интернет и социальные сети, сообщество в учебном заведении и общество в целом.

Мнения студентов над суждением о возможности влиять на родителей и обучать их заметно разделились. В первом случае в некоторых семьях существует искаженная система воспитания, где ребенок доминирует над родителями и считает себя главным, успешным и влиятельным в семье. Имея возможность получить престижное высшее образование, иметь материальные блага, доступ к любым информационным ресурсам и дорогим техническим средствам молодые люди считают себя более развитыми, чем родители (с этим согласны – 28%); большинство студентов колеблются в выборе ответа, отчасти согласны с этим – 54%; остальные предпочитают прислушиваться к мнению старших – 18%.

Во втором случае мы можем рассматривать процесс обучения старшего поколения как процесс адаптации к быстроменяющимся экономически-социальным условиям, а также к научно-техническому прогрессу. Это явления позитивно отражается на включении лиц старшего возраста с современную среду, их общении с детьми, помогает освоиться с использованием электронных и технических средств. С психологической точки зрения общение и обучение родителей детьми отражается на коммуникативной составляющей их взаимоотношений, включает родителей в личную жизнь детей, сближает два поколения.

Для обработки эмпирических данных о семейных взаимоотношениях был произведен иерархический кластерный анализ. При произведении кластерного анализа были выделены четыре группы возможных семейных отношений (рис. 3).


Рисунок 3 –График кластерного анализа типов внутрисемейного влияния

В результате кластерного анализа были получены четыре кластера, описание которых совпадает с разделением типов внутрисемейного влияния, приведенного выше, и статистически подтверждает теоретическое описание: кластер №1 – ребенок отстраняется от семьи, кластер № 2 – семья доминирует, кластер № 3 – ребенок доминирует, кластер № 4 – в семье равные отношения.

Сорокоумова Е.А. и Маргун И.П. выделяют стили взаимодействия в семье схожие с полученными кластерами типов внутрисемейного влияния. К стилям взаимодействия относятся:

1. родители относятся к детям как к себе подобным;

2. родители относятся к детям как к инструментам решения личных проблем;

3. родители относятся к детям как к объектам преклонения;

4. родители относятся к ребенку с позиции благодетеля;

5. родители и дети практически не взаимодействуют[9, с. 184-191].

Большинство из приведенных данными авторами стилей взаимодействий имеют негативное влияние на членов семьи и способствуют образованию дистантных семей. Конструктивные отношения между родителями и молодыми людьми могут существовать только при реализации первого стиля взаимоотношений.

При исследовании данных об отношении студентов к суждениям, характеризующим типы внутрисемейного влияния, был построен график дендрограмма (рис. 4). На первой позиции в ней объединены более схожие положения «равные отношения между членами семьи» и «семья доминирует над мнением ребенка». На втором этапе были объединены положения «ребенок доминирует в семье» и «равные отношения среди членов семьи», которые имеют меньше сходства, по мнению опрошенных. На третьем этапе в общий кластер объединены самые далекие, противоположные по смыслу положения «ребенок доминирует» и «ребенок отстраняется из семьи». Таким образом, удалось графически представить полученные мнения студентов о различных типах внутрисемейных взаимоотношений.


Рисунок 4 – Дендрограмма типов внутрисемейного влияния

Похожую классификацию взаимодействий поколений дает М. Мид. В истории человечества она выделяет три типа культуры межпоколенных отношений: постфигуративные (в них дети учатся у своих предков); кофигуративные (дети и взрослые учатся у своих сверстников); префигуративные (взрослые учатся у своих детей) [7, с.98].

Зависимость выбора студентов от мнения родителей

Для оценки значимых источников информации студентам было предложено оценить, какие из них являются более авторитетными в выборе места учебы, будущей профессии, поиске работы, личной жизни, выборе досуга, моде, покупках и в межличностных отношениях для молодых людей. Всего было представлено шесть основных источников информации: семья, друзья, средства массовой информации (СМИ), социальные сети и Интернет, преподаватели ВУЗа и книги (рис. 5).


Рисунок 5- Влияние семьи на выбор студента

Родители авторитетно влияют на выбор будущей профессии и сферы деятельности своих детей. Большинство молодых людей прислушиваются к мнению семьи при выборе партнера для построения будущих отношений и в других вопросах личной жизни.

Другие источники информации имеют вес при выборе занятия для свободного времяпрепровождения, в отношении современной моды и покупок.

Как отмечают исследователи в настоящее время «сверстники выступают главным информационным и поддерживающим источником в решении индивидуальных, интимных проблем»[7, с. 98].

Современные ценности в семье

Любой человек в процессе развития интериоризирует различные качества от своих родственников и близких. Студентам было предложено определить, какие из 12 личностных и деловых качеств в основном присущи им, могут быть присущи их родителям или воспитаны в них родителями на протяжении детского и юношеского периода (рис. 6). В основном студенты выделили такие деловые качества, как работоспособность, ответственность и умение добиваться цели. Менее всего в современных семьях передаются морально-духовные ценности: патриотизм, вера в Бога, справедливость, коллективизм.


Рисунок 6 – Распределение личностных качеств по источнику формирования

Семейные ценности, реликвии, традиции и обычаи формируют семейную психологическую культуру. Как отмечают исследователи этого феномена: «Уровень психологической культуры семьи непосредственно влияет на семейную структуру – чем выше психологическая культура, тем устойчивее семейная структура, тем она эффективнее» [9, с.184-191]. Оценка личностных качеств и источников их формирования у современных молодых людей показывает приоритет деловых и низкую сформированность гражданских и духовных качеств в психологической культуре семьи.

Также результаты опроса показали, что 62% студентов из всего контингента учащихся проживают совместно с родителями, и столько же процентов родителей оплачивают обучения в ВУЗе, что свидетельствуют о полной материальной зависимости учащихся от их семей.

Современные студенты зависимы от своих родителей в материальном, моральном, физическом, духовном аспектах своей жизнедеятельности. «Семья стимулирует и создает условия для получения образования ее членами, что содействует их социальному росту, приобретению определенного социального статуса и соответствующего положения в социальной иерархии»[10, с. 128].

Понятия «достижение успеха» и «семейные отношения» тесно взаимосвязаны в сознании современного общества. Молодые люди переносят отношения из родительской семьи в свои будущие семьи. Как заключает Мерзлякова С.В.: «Важными мотивами вступления в брак являются: достижение успеха, родительство, удовлетворение сексуальных потребностей, общение с людьми». Следует отметить, что «первое место в иерархии занимает мотив достижения успеха»[6, с. 90].

Выводы

В заключении мы выведем, по мнению студентов, зависимость успеха от отношений в родительской семье.

Итак, успех для молодого человека, обучающегося в вузе, зависит от наличия крепкой родительской семьи и друзей, престижной работы и материального благополучия, независимости и свободы выбора в жизненных приоритетах. В большинстве семей наибольший авторитет имеют отцы. Это свидетельствует о патриархальном укладе семейной жизни в сознании студентов. Они желают перенести традиции и обычаи из родительской семьи в свою и видят в этом основу и поддержку для своей успешной самореализации. Родители оказывают влияние на решение вопросов личного характера, на выбор спутника жизни и будущей профессии. Большинство учащихся прислушиваются к их мнению. В современных семьях большая ценность принадлежит деловым качествам: работоспособности, ответственности и целеустремленности. Однако эти ценности культивируются взамен моральных: патриотизма, веры в Бога, справедливости, коллективизма, что приводит к духовному обнищанию и неполноценности в восприятии окружающего мира. Также по итогам исследования можно заключить, что студенты остаются инфантильными и зависимы от семьи достаточно долго. Больше половины учащихся проживают с родителями и не оплачивают свое обучение сами.

Таким образом, будущий успех для молодого человека в период студенчества значительно опирается на поддержку родителей, их мировоззрение формируется на основе ценностей, заложенных в периоды детства и юношества. Внутрисемейное влияние как фактор успеха в жизни очень важно и формирует основы для будущего развития и приближения к цели, поставленный в данный период.


Библиографический список
  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка. М., 1997
  2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. М.: Изд. Логос,  2012
  3. Веснин В.Р. Менеджмент. М.: Изд. Проспект, 2006
  4. Дубавина А. В., Станиславская И.Г.  Представление спортсменов-профессионалов о семейных взаимоотношениях.//Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. №11
  5. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования.//Акмеология. 2013.№4
  6. Черствая О.Е., Киселева Е.В. Семейный уклад и карьера. Вологда, Москва: Изд. Русь, 2005 г.
  7. Макаренко А.С. О воспитании молодежи. М., 1951
  8. Сорокоумова Е.А, Маргун И.П. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика//Социально-гуманитарные знания. 2014. №5
  9. Ратанова Т.А., Дымнова Т.И. Социальная психология. М.:  Изд. «Альфа», 2003 г.


Все статьи автора «EkaterinaMikhalchi»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: