Политическое участие понимается как инструмент влияния граждан на власть, на формирование ее институтов и их деятельность, и проявляется вовлеченностью в общественно-политическую жизнь. Политическое участие закрепилось в качестве важной категории современных политологических теорий, раскрывающих его системно-функциональные, поведенческие, социально-психологические, институциональные и другие аспекты. Сегодня характер и уровень политического участия граждан рассматривается в качестве одного из наиболее важных критериев демократичности общества и стабильности его политической системы, показателя его политической культуры.
К числу основных структурно-содержательных характеристик политического участия можно отнести уровень его институционализированности, активности и конвенциональности. Выраженность данных параметров в тех или иных группах, также как и их качественное своеобразие, определяются совокупным действием целого ряда факторов: социально-экономическими и социально-демографическими характеристиками; мотивами и ценностными предпочтениями; представлениями о власти и обществе и отношением к ним. Соответственно, модель исследования политического участия современной российской молодежи должна включать одновременно оценку как названных содержательных показателей, так и определяющих их выраженность факторов[2].
В качестве основных детерминант активности и поведения человека сегодня рассматриваются ценностные представления, позволяющие соотносить индивидуальные потребности и мотивы с нормами, принятыми в социуме. В политологических исследованиях ценностные представления рассматриваются в качестве регуляторов социально-политической активности личности и социальных общностей, определяющих степень ее выраженности и направленность. При этом политологический подход к пониманию ценностей является интегративным, основываясь на идее об их двойственном происхождении, а также на общем для философских, социологических и психологических концепций представлении о системном характере ценностей, т.е. о существовании их в виде системы, представляющей собой упорядоченную по значимости иерархию. В контексте нашего исследования ценности можно определить как устойчивые убеждения в том, что те или иные цели и средства политической деятельности предпочтительнее остальных.
Ценностные представления понимаются также в качестве центрального компонента политической культуры тех или иных общностей. Особое методологическое значение для нас имеет теория региональной политической культуры, согласно которой индивидуальные политические установки формируются именно в рамках локальной политической культуры под влиянием ценностей, усваиваемых личностью в результате политического взаимодействия с представителями местного сообщества.
Основаниями классификации ценностей в политологических исследованиях являются их терминальный или инструментальный характер, «модернизм» или «универсализм», культурно-историческое и психологическое происхождение. В данном контексте дифференцируются, в частности, ценности, отдельно сформированные процессами адаптации, социализации и индивидуализации, преобладание которых в личностном развитии определяется рядом социально-демографических факторов [3].
Как свидетельствуют результаты ряда исследований, сформированность системы политических представлений, отношение к власти, ее институтам и результатам их деятельности, а также готовность к различным формам политического поведения зависят от ориентации на ценности адаптации, социализации или индивидуализации [1;3]. Можно предположить, что направленность на данные ценностные системы будет определять и различия в характере и уровне собственно политического участия.
Преемственность и развитие системы ценностей того или иного общества обеспечивается как принятием молодежью ценностей старших поколений, так и выработкой ей новых ценностных ориентиров. Поэтому молодежь в настоящее время рассматривается не только в качестве объекта процесса социализации, обеспечивающего посредством принятия норм и ценностей сохранение и воспроизводство существующей системы социальных отношений, но и как самостоятельный и активный субъект социального развития. Тем самым молодежь предстает как важнейший социальный ресурс, базовый потенциал сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей, с ней связывается надежда на будущее более справедливое и гуманное общество. С другой стороны, с молодежью связываются и различные опасения и тревоги, определяющиеся, в частности, утратой ценностей, присущих предыдущим поколениям.
В современных социологических и политологических исследованиях не наблюдается какого-либо единства в описании и интерпретации иерархии ценностных ориентиров нынешнего поколения российской молодежи. Молодежь России, как большая социальная общность, весьма неоднородна в ценностном отношении, поскольку в молодежной среде сегодня представлены различные ценностные системы. Противоречивость политических ценностей сегодняшней молодежи закономерно проявляется и в разнонаправленности ее политического поведения. Двойственность политического поведения в целом выражается и в различиях отдельных содержательных характеристик политического участия современной российской молодежи: его активности, институционализированности и конвенциональности.
Активность гражданского и политического участия российской молодежи как правило оценивается как низкая. При этом большинство политологов, анализирующих данную проблему, в качестве основного фактора снижения уровня политического участия называют его принудительность или мобилизационный характер. Соответственно, политическое участие российской молодежи определяется преимущественно как институционализированное или мобилизованное[2]. Основным каналом осуществления политической активности молодежи сегодня является так называемое «системное» политическое участие, проявляющееся в основном вступлением молодых людей в проправительственные молодежные политические организации или в «партию власти», и во многих случаях приобретающее характер имитации или квазиучастия.
Однако в последнее время наблюдается определенное «пробуждение» российской молодежи, проявляющееся в росте ее неинституционализированной активности, которая может приобретать радикальную или даже экстремистскую форму. Соответственно, характер политического участия российской молодежи, в настоящее время преимущественно конвенциональный, в обозримом будущем может подвергнуться опасному изменению. Отмеченные тенденции в характере и динамике политического участия молодежи, свойственные для современной России в целом, все более отчетливо проявляются и в российской провинции, что подтверждает тезис о накоплении большего протестного потенциала в российской «глубинке» и применительно к молодежной среде.
Поскольку политическое участие молодежи детерминируется ее ценностными предпочтениями, важное место в предупреждении экстремизма должно занимать изучение системы ценностей молодежи и поддержка становления ее просоциальной направленности. Все это свидетельствует об актуальности изучения ценностных предпочтений и политического участия современной российской молодежи в их единстве и причинно-следственной взаимосвязи. Данная задача особенно значима в контексте построения прогностической модели политического участия молодежи российской провинции.
Библиографический список
- Пфетцер, С.А. Теоретико-методологические основания анализа проблемы политического участия [Текст] / С.А. Пфетцер // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – №3. – С. 190-197.
- Яницкий, М.С. Ценностное измерение массового сознания [Текст] / М.С. Яницкий – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. – 237 с.
- Зеленин, А.А. Государственная молодежная политика РФ: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей [Текст] /А.А. Зеленин. – Saarbrüchen: Lambert Academic Publishing, 2012. – 596 с.