В условиях изменяющегося рынка труда возникает потребность повышения качества образования и его важнейшей составляющей – подготовки молодежи к социально-профессиональному самоопределению.
На достижение необходимого уровня качества образования направлена организация всех компонентов процесса профилизации образовательной среды: от целевого компонента и моделей организации обучения до системы диагностики, коррекции и оценки результатов исследуемого процесса.
Профилизация образовательной среды, учитывая интересы, склонности и способности учащихся и студентов, создавая условия для максимального развития будущих специалистов в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями, является социокультурной предпосылкой развития индивидуальности личности и его готовности к социальной и профессиональной ориентации на субъективном уровне.
По мнению Г.А. Ворониной, профилизация образовательной среды направлена на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса с учетом интересов и склонностей учащихся и создает условия для обучения будущих специалистов в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. Автором подчеркивается, что «формирование ценностного отношения к науке и научным знаниям в условиях профилизации образовательной среды способствует раскрытию системы аксиологических знаний и воспитанию ценностного отношения личности к науке, социуму, другой личности» [1, с.7].
Эффективность реализации концепции профилизации образовательной среды обусловлена уровнем разработанности соответствующей методики, которая позволит участникам процесса профилизации осуществить обоснованный выбор профилей обучения, разработать учебные планы соответствующих профилей, осуществить подбор кадров, обеспечить проектирование индивидуальных образовательных программ, создать учебно-методические комплексы, выбрать оптимальный режим образовательного процесса.
Структура и содержание методических основ анализа качества профилизации образовательной среды могут быть представлены в виде модели, состоящей из взаимосвязанных компонентов, упорядоченных по отношению друг к другу и характеризующихся единством цели, подходов, содержания, организационных форм, методов и средств, используемых в процессе профилизации образовательной среды.
В модели профилизации образовательной среды нами условно выделены следующие основные блоки: целевой, организационно-содержательный, результативно-оценочный.
В исследованиях С.Н. Чистяковой, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичева, О.В. Кузиной, С.О. Кропивянской отмечается направленность цели профилизации образовательной среды на поддержание ее экономической эффективности с усилением внимания образовательных учреждений к процессам вхождения будущих специалистов в рынок труда, к интеграции предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение учащихся, к реализации принципов вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений рынка труда и образования [2].
Основными подходами к организации процесса профилизации образовательной среды являются: профессионально-направленный, аксиологический, акмеологический;
В качестве основополагающих принципов профилизации образовательной среды можно выделить: дифференциацию, непрерывность и преемственность образования; практическую ориентацию образования; открытость образовательного пространства; личностную направленность профилизации; вариативность образовательных программ.
Основными этапами профилизации образовательной среды являются: информационно-аналитический; мотивационно-целевой; планово-прогностический; организационно-исполнительский; контрольно-оценочный; регулятивно-коррекционный.
Реализация модели профилизации образовательной среды возможна в единстве ее теоретического и практического этапов, интегрированных в целевом, организационно-содержательном и результативно-оценочном компонентах исследуемого процесса.
Методической основой решения задач в условиях профилизации образовательной среды может выступать социально-педагогическое проектирование, являющееся наиболее сущностной характеристикой процесса профилизации образовательной среды и раскрывающее многомерность путей его реализации.
Значимость педагогического проектирования в контексте совершенствования педагогической и управленческой деятельности и развития образования в целом признается в работах В.П. Беспалько, В.И. Гинецинского, Ф.Н. Гоноболина, В.И.Журавлева, Е.С. Заир-Бек, В.В. Краевского, В.Ю. Кричевского, Н.В. Кузьминой, А.М. Новикова, М.М. Поташник, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Г.П. Щедровицкого, А.И. Щербакова, И.С. Якиманской и др.
Опыт профилизации образовательной среды позволяет сделать вывод о необходимости использования метода проектирования в педагогическом процессе. Использование социально-педагогического проектирования направлено на вовлечение детей в различные виды деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационную и др.
Содержание социально-педагогического проектирования в условиях профилизации образовательной среды основывается на основных характеристиках рассматриваемого процесса, а именно: дифференциация образования, личностная и профессиональная ориентированность, акмеологичность, аксиологичность и системно-деятельностная реализация участников педагогического процесса.
Реализация обозначенных характеристик профилизации образовательной среды взаимосвязана с качеством проектов. Эффективность социально-педагогического проектирования в условиях профилизации образовательной среды способствует решению следующих задач: реализация федеральной потребности в обеспечении профильных инновационных основ развития системы образования; реализация возможностей региона по изменению структуры, содержания, организации образовательного процесса; реализация потребностей индивидуального саморазвития личности.
Заключительным блоком модели профилизации образовательной среды является результативно-оценочный блок, представляющий собой квалиметрический результат целевого и организационно-содержательного блоков. Данный блок характеризует процесс профилизации образовательной среды с точки зрения эффективности его организации и достижения поставленной основной цели и решения ее задач.
В качестве критериев эффективности процесса профилизации образовательной среды нами выделяются: преемственность педагогического сопровождения в образовании личности на всех этапах профилизации образовательной среды; реализация социально-профессиональной основы подготовки личности; реализация аксиологической и акмеологической направленности педагогического сопровождения личности в процессе профилизации образовательной среды; готовность участников образовательного процесса к профилизации образовательной среды; личностная направленность взаимодействия участников профилизированного образовательного процесса.
Таким образом, профилизация образовательной среды направлена на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей обучающихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.
Библиографический список
- Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя [Текст] / Г.А. Воронина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с. – (Профильное обучение).
- Чистякова С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки [Текст] / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, О.В. Кузина, С.О. Кропивянская // Школьные технологии. – 2002. – №1.