КОНЦЕПЦИЯ СПОРТА КАК ПОЛИТИКИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ НА СТРАНИЦАХ СМИ

Сазонова Юлия Александровна
Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина
аспирант кафедры журналистики филологического факультета

Аннотация
В статье определяется роль спорта как социокультурного феномена в жизни человечества, анализируется концепция спорта как политики, подаются примеры её реализации в материалах украинских и российских СМИ в диахроническом срезе, рассматриваются работы испанских, французских, итальянских, английских и российских учёных, представляющих спорт как форму политики, определяются векторы взаимодействия спорта и политики.

Ключевые слова: имидж, концепция, международные связи, политика, предвыборные технологии., пропаганда, симбиоз, спорт, футбол


THE CONCEPT OF SPORT AS A POLICY AND ITS IMPLEMENTATION IN THE MEDIA

Sazonova Julia Oleksandrovna
Kharkiv Vasyl Karazin National University
PhD student at the chair journalism philological faculty

Abstract
The article defines the role of sports as a social and cultural phenomenon in the life of mankind, analyzed the concept of sport as a policy, set an example of its implementation in the materials of the Ukrainian and Russian media in diachronic slice considered works by Spanish, French, Italian, English and Russian scientists from the sport as a form of politics, defined vectors interaction of sports and politics.

Keywords: concept, election technology., football, image, international relations, politics, sports, symbiosis


Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Сазонова Ю.А. Концепция спорта как политики и её реализация на страницах СМИ // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/02/5905 (дата обращения: 04.03.2024).

Сегодня спортивная журналистика, несмотря на её распространенность на медиа-рынке, является малоисследованной, что вызвано приуменьшением значения спорта в жизни человека и общества со стороны учёных. Между тем, спорт играет важную роль в жизни человечества как социокультурный феномен. Спорт способствует нравственному и эстетическому воспитанию человека, обеспечению его духовных потребностей, выступает формой дружественных, интернациональных связей, а потому исследовательский круг проблем спортивной журналистики является не только очень перспективным, но и чрезвычайно актуальным.

Спорт как социокультурное явление объединяет в себе множество дискурсов, множество смыслов. Причём стоит отметить, что спорт играет важную роль не только в жизни отдельного индивида, определённых социальных общностей, общества в целом, но также и в жизни государства, поскольку способствует формированию и укреплению имиджа страны во внешней политике.

Сегодня особенно важным является выявление образов спорта, которые репрезентируются в СМИ, анализ сконструированной ими реальности, её интерпретаций. Такой анализ образов спорта является значимым для коррекции данного образа в массовом сознании, для повышения социокультурной значимости спорта, его социального статуса в обществе.  А. Люлевич в работе «Образ спорта в отечественных СМИ: социокультурный анализ» выделяет  9 концепций спорта: 1) спорт как идеологическая составляющая государства; 2) спорт как агрессия, война; 3) спорт как посол мира и дружбы; 4) спорт как средство этнонациональной идентификации;  5) спорт как здоровье; 6) спорт как бизнес; 7) спорт как игорный бізнес;8) спорт как криминал; 9) спорт как политика [1].

Целью нашего исследования является анализ концепции спорта как политики на страницах украинских и российских СМИ.

О слиянии спорта и политики говорится в трудах Д. Стровского «Журналистика и политическая культура: к вопросу о взаимодействии» [2], П. Степового «Спорт, политика, идеология» [3], Д. Ислямова «Олимпийские игры современности: бизнес, политика или спорт?» [4], М. Курбанова «Спорт и политика, или политика и спорт?» [5]. М. Житарюк в исследованиии «Великий спорт і мас-медіа» («Большой спорт и масс-медиа)» даже разрабатывает теорию симбиоза спорта и политики и говорит о «дубль-мире спорта – коррупции в планетарном измерении», поскольку коррупция выступает объединяющим звеном сфер политики и спорта [6]. О связи спорта и политики свидетельствует С. Гюльденпфеннинг, определяя физическое воспитание и спорт не как целостное общественное явление, а лишь как «специфическую сферу политики», призванную гармонизировать классовые (групповые) отношения и маскировать антагонизмы в обществе [7]. Г. Люшен отмечает, что спорт выражает общие достижения той или иной политической системы того или иного общества [8].

Симбиоз спорта и политики прослеживает Н. Булкина, которая подчёркивает: «Спорт, как составная часть общественной жизни, может сосуществовать только в тесной взаимосвязи со всей политико- экономической системой общества. Концепция «спорт-вне политики» и в настоящее время имеет сторонников, но вся практика современного спорта свидетельствует о его тесной связи с политикой. Даже Пьер де Кубертен и его соратники, которые стояли у истоков современного олимпийского движения, на словах отстаивая независимость спорта от политических факторов, на деле стремились использовать его для укрепления мира и взаимопонимания между народами, консолидации прогрессивных сил и развития международного сотрудничества» [9, c. 76]. Эту позицию П. Кубертена активно использовала в своих целях советская власть.

Активно исследуется концепция спорта как политики и в мировом журналистиковедении, в частности в работах французских учёных, прежде всего в работе Г. Хемелина «Le sport comme continuation de la politique» («Спорт как продолжение политики», где автор говорит о «браке» спорта и политики, рассматривая это на примерах СССР и Англии) [10], в статьях итальянских учёных Н. Манделы «Lo sport come politica di inclusione sociale» («Спорт как политика социальной интеграции») [11], Н. Шбети «Sport e Politica» («Спорт и политика», где учёный свидетельствует, что политика всегда использует спорт, акцентирует на том, что спорт играет важную роль в процессе государственного строительства) [12], Р. Джиальянотти «Sport e politica: identita nazionali e locali nella societa moderna» («Спорт и политика: местные и национальные идентичности в современном обществе», где исследователь отмечает, что связь между спортом и политикой настолько тесная, что эти сферы невозможно разъединить, акцентирует на том, что спорт играет важную роль в росте чувств местной и национальной идентичности среди населения) [13], в работе английских исследователейК. Санто и Дж. Милднера «Sport and Public Policy» («Спорт и гражданская политика») [14] и др.

Взаимодетерминированость спорта и политики прослеживают и испанские учёные, говоря о преобладании в испанской спортивной прессе парадигмы спорта как политики. И. Агирре в статье «Funciones político-ideológicas de la cultura física y el deporte» («Политические и идеологические функции физической культуры и спорта») отмечает, что первые упоминания о связи спорта и политики наблюдаются ещё в работах древних философов. Позднее уже Кубертен, провозглашая право каждого человека на спорт, отмечал, что олимпийский вид спорта не может быть подчинён цели – лишить кого-то личной свободы, но акцентировал, что нельзя абстрагироваться от политических влияний. По словам И. Агирре, о спорте как политике свидетельствует и Х. Кагигаль, отмечая, что спорт пересекает государственные границы, является одним из самых лёгких и успешных путей международного диалога [15].

Ассимиляцию спорта и политики в современном мире прослеживает и В. Баранов, который, характеризуя русскую спортивную периодику, отмечает: «Процесс зарождения спортивной периодики постсоветской России происходит под непосредственным влиянием и при сложном взаимодействии таких сфер общественной жизни, как спорт, политика и журналистика, где спорт выступает как средство для достижения политических целей и как средство урегулирования политических конфликтов… Международный спорт тесно связан с международной политикой [16, c. 27]. По В. Баранову, спорт и политика имеют давние истоки, ведь носители власти всегда стремились использовать массовые игры в своих интересах, поэтому сегодня при любой общественно-политической системе спорт неразрывно связан с политикой. Это мы в частности наблюдаем в советской спортивной прессе, где спорт был важным инструментом политики государства, ведущим механизмом укрепления и поддержания власти, поэтому на страницах спортивной прессы активно пропагандировалась, насаждалась эта политика как единственно правильная.

В. Баранов выделяет несколько векторов взаимовлияния спортивной прессы и политики, в частности такие как: активная роль спортивной прессы в первоначальном развитии национального самосознания, в достижении международного престижа, в борьбе за утверждение общечеловеческих ценностей в международной политике, роль спортивной прессы как средства политической борьбы, повышения политиками своей популярности, консолидирующая и интеграционная роль во внутренней и внешней политике, роль спортивной прессы как конструктивной силы и одновременно социально-психологического механизма в условиях политической, экономической и социальной нестабильности.  Исследователь акцентирует на том, что сегодня политический характер имеют даже «очки, голы и секунды»[16]. И это вполне понятно, ведь в зависимости от результатов выступления спортсменов определенной страны на международной арене (поражения или победы) складывается представление об общем состоянии государственной системы управления, и не только в области спорта. Это ярко иллюстрирует высказывание В. Баранова: «Идеологические оппоненты СССР понимали политическое значение спорта. Устами экс-президента США Г. Трумэна была высказана принципиальная для американо-советских отношений мысль: «Победа на Олимпийских играх – важная победа в «холодной войне»» [16,  c. 18].Таким образом следует говорить о том, что спорт играет важную роль во внешней политике государства, способствует формированию его имиджа в мире, поскольку победа атлетов в международных соревнованиях способствует развитию страны, её авторитета на международной арене.

Об образе спорта как политики говорит А. Люлевич, отмечая, что спорт становится средством создания паблисити, имиджа политиков, одной из политических предвыборных технологий [1]. Спорт как политика актуализируется в том, что международные спортивные связи часто могут продуцировать, способствовать становлению государственных политических связей. Как свидетельствует В. Баранов, «иногда даже просто сам факт соревнования может быть напрямую связан с «высокой политикой».  Именно так было, например, на Чемпионате мира в 1998 г., когда в футбольном матче встретились сборные двух стран, находившиеся в крайне сложных отношениях: Иран и США. Российская пресса так прокомментировала это событие: «Футбол ещё раз доказал, что он способен вмешиваться в политику, и на этой стезе может сделать больше, чем другие руководители государств. Так, именно на французском зелёном газоне состоялась первая за многие годы официальная встреча представителей Ирана и США, с которой, вполне возможно, начнётся восстановление нормальных отношений между народами» [16, c. 43].

Взаимосвязь спорта и политика начала активно проявляться в украинской советской спортивной прессе, которая часто печатала на своих страницах пропагандистские статьи в честь правительства, отличалась крайней политической заангажированностью. В частности в киевском журнале «Шахіст»  («Шахматист», 1936-1939) печатались такие пропагандистские материалы: «Надзвичайний VII Всесоюзний з’їзд рад» («Чрезвычайный VII Всесоюзный съезд советов», № 6 за 1936 г.), «На честь з’їзду» («В честь съезда ») С. Каца (№ 6 за 1936 г.)​​,«Сталінська конституція»  («Сталинская конституция», № 7 за 1936 г.), «Вперед до комунізму» («Вперед к коммунизму», № 8 за 1936 г.) и другие. Пропагандистские статьи в честь правительства и в частности Сталина печатались под лозунгом: «Шахматы –  орудие культуры , а тем самым шахматы – орудие политики». Перефразируя эту фразу для современных спортивных СМИ, стоит сказать: «Спорт –  орудие культуры, а тем самым спорт – орудие политики».

Очень часто спорт в прессе УССР использовался с целью пропаганды власти или определённых политических лиц, для организации митингов для утверждения советской власти. Спортивные соревнования нередко становились прелюдией для развёртывания политических митингов. Это ярко иллюстрирует заметка из харьковского журнала «Динамо» с № 3 за 1930 г. под названием «Долой фашизм», где говорилось о политическом митинге на футбольном матче, организованном против буржуазии и за советскую власть: ««Долой фашизм», «Долой Додэ», «Да здравствует Марти», «Да здравствуют Советы» – неслось с трибун стадиона «Буфало» в Париже 29 декабря, во время матча буржуазных футболистов – парижан против итальянской фашистской команды. Настойчивый свист и крики многих тысяч рабочих-зрителей, организовавших протест по призыву компартии и рабочей спортивной федерации, привёл к срыву матча. Выступление рабочих носило характер демонстрации против французской реакции, против международного фашизма и, в частности, против недавнего недопущения во Францию команды немецких рабочих футболистов. Вышедшая со стадиона волна рабочих двинулась по улицам с  пением Интернационала и итальянской революционной песни «Бандьера Росса» (Красное Знамя)».

Синтез спорта и политики наблюдался и в западноукраинской спортивной прессе 20-30-х годов, о чём в частности свидетельствует публикация «Спорт і міжнародні відносини» («Спорт и международные отношения») в журнале «Готові»  («Готовые», Ч. 2 за 1934 г.). Подобные публикации встречались и в спортивном журнале «Сокільські Вісти» («Сокольские Вести»), в частности в статье И. Боберского «Куди йти?» («Куда идти?», Ч. 3 за 1935 г.), где речь шла об использовании спорта и гимнастики как инструмента политической агитации и вербовки. О взаимосвязи спорта и политики свидетельствовал и редактор журнала «Змаг» Р. Сливка. Как отмечает С. Кость, «в связи с запретом Украинского спортового союза Р. Сливка писал на страницах “Дела”: “… есть множество доказательств того, что новейший спорт стал не только фактором национальной, но и политической пропаганды”» [17].

Характеризуя галицкую спортивную прессу 20-30-х гг., В. Ковпак отметил: «Вопросы взаимодействия спорта и политики неоднократно затрагивались авторами спортивной прессы. Сегодня спорт стал указателем жизнеспособности культуры и организованости народов, а с помощью спортивных успехов спортсменов многие государства добились того, чего не могла постичь их дипломатия» [18, c. 121]. Таким образом, учёный отметил явление синтеза спорта и политики, поскольку спорт часто устанавливает дружеские международные связи между странами и действительно делает то, чего не способны сделать ведущие политики мира, выступая таким образом важнейшим механизмом, регулятором политики. По словам В. Ковпака, СССР устанавливал международные связи именно через спортивные соревнования.

Как подчёркивает В. Баранов, особенно ярко симбиоз спорта и политики начал проявляться в период независимости, что было обусловлено острой политической ситуацией, вызванной борьбой за власть между различными политическими движениями: «В 90-х гг. в политической жизни страны возникает новое явление – борьба за власть между различными партиями и движениями. Некоторые спортивные газеты и журналы включались в эту борьбу, преследуя финансовые мотивы. Иногда это приводило к тому, что одно спортивное издание могло агитировать за кандидатов-соперников» [16, c. 23]. Спорт стал использоваться политическими деятелями с целью повышения своих рейтингов и формирования положительного имиджа.

Следует сказать, что сегодня, говоря о концепции спорта как политики, мы говорим в первую очередь о парадигме футболе как политики. Об этой ипостаси футбола свидетельствует Хосе Фернандес, профессор Кадисского университета, в статье «Los goles del marketing» («Цели маркетинга»), отмечая, что наиболее ярко цели политики и маркетинга реализуются в футболе. В первой структурной части статьи под названием «Еl futbol y su importancia» («Футбол и его значение») испанский исследователь рассматривает два главных вектора взаимосвязей спорта: 1) футбол и политика и 2) футбол и экономика (спорт как бизнес). Хосе Фернандес подчёркивает, что футбол был узурпирован политикой, которая использовала его для создания своего положительного образа. По словам Х. Фернандеса, отдельной проблемой является использование спорта политиками с целью собственного пиара [19]. В своей работе автор приводит яркие примеры симбиоза спорта и политики.

О футболе как политике свидетельствует и Д. Ронон в работе «Le football comme forme du politique» («Футбол как форма политики»), где говорится о том, что чемпионат мира в Южной Африке планировался как залог примирения народа этого региона, и имел целью организацию местной экономики, политической и социальной системы для интеграции страны в мировой рынок. Таким образом, по словам автора, спорт имеет политический аспект, а сам футбол выступает в качестве необходимого инструмента анти-демократического правительства. В статье подчеркивается также, что спорт во Франции является ответом на экономический кризис, в чём как раз проявляется его ипостась как инструмента политики [20].

Реализацию концепции спорта (футбола) как политики мы наблюдаем в современной украинской прессе, в частности в журнале «Футбол Style» (№ 2 за 2011 г.) в материале «Жёлто-синяя загадка» известного украинского журналиста, комментатора В. Вацко. Уже в начале статьи автор задаётся риторическим вопросом: «Что для нас сборная Украины? Наша гордость? Наша боль? Мишень для наших же насмешек? Возможность для наших футбольных и околофутбольных чиновников поиграть с собственным политическим рейтингом?».

Ектраполируя лексему «Украина» на лексему «спорт», можно сказать, что в статье поднимается проблема, какая именно концепция спорта реализуется в Украине: спорта как идеологической составляющей государства, т. е. как фактора укрепления имиджа государства на международной арене («наша гордость», «наша боль»), спорта как развлечения («мишень для насмешек»   просто получение эмоций от спортивного зрелища, то есть для получения наслаждения или разрядки от рутины жизни), спорта как политики («возможность для чиновников поиграть с собственным политическим рейтингом», т. е. по сути укрепить с помощью спорта свой ​​политический рейтинг, имидж). И в конце концов автор приходит к выводу, что в стране превалирует парадигма спорта как политики: «В итоге 2010 год для сборной Украины оказался смято-непонятным, что, в общем-то, нормально и ожидаемо для страны, где вся жизнь подчинена политике, а «Дом Футбола» и вовсе впору переименовать в «Верховную Раду»».

Ещё один пример симбиоза спорта (футбола) и политики в украинской спортивной прессе находим в материале журнала «Футбол Style» (№ 1 за 2011 г.) «Лови мяч, премьер!», в лиде которого автор отмечает: «Вы можете себе представить Николая Азарова, пропускающего гол от Марка Вилмотса? А Юлию Тимошенко, которая отбивает пенальти? Но есть на свете премьер-министр, который становился чемпионом своей страны и поиграл за национальную сборную» (в материале рассказывается о премьер-министре Фарер – Кае Лео Йохансене, который играл в футбол, становился чемпионом своей страны в составе ФК «Хавнар Ботфелаг», за который сыграл 299 матчей, будучи голкипером, и эта преданность родному клубу, сборной страны, любовь к отечественному спорту, патриотизм, укрепили его имидж как политика, как главы кабинета министров. Автор статьи отмечает, что «в истории футбола и политики ещё не было прецедентов, чтобы игрок национальной сборной возглавлял кабинет министров страны».  В то же время, по словам журналиста,  в истории футбола было достаточно много спортсменов-политиков, в частности Альберт Сигурдур Гудмундссон – атакующий полузащитник« Валюра» , «Рейнджерс», «Нанси» и «Милана», известный также как бизнесмен и политик.

В современной украинской прессе можно выделить несколько примеров употребления спорта в политических целях: 1) непосредственное вхождение в большую политику спортивной элиты (в качестве примера можно привести братьев Кличко как лидеров политического блока «ПОРА-ПРП», Виталия Кличко как лидера партии «Удар», а также В. Борзова, О. Блохина, А. Шевченко, которые были лицами партий «Рух», «Громада», «Украина-Вперед!»); 2) приход к руководству национальными олимпийскими комитетами, международными и национальными спортивными федерациями премьеров и министров (в качестве примера можно привести В. Пустовойтенко как бывшего президента федерации футбола Украины); 3) расширение использования спортивного рычага избирательных кампаний через СМИ, в частности выражение спортсменами поддержки (симпатии) какому-либо политику или партии, а также использование политиками атрибутики и символики какого-либо спортивного клуба с целью получения поддержки на выборах у фанатов данного клуба; 4) выявление через спортивные соревнования идей националистских партий, как мы это наблюдаем при отборочных играх на ЧМ-2014 с участием сборных Украины и Сан-Марино, когда на стадионе во Львове болельщики использовали националистскую символику; 5) идея Объединенного чемпионата Украины и России как попытка не развития собственно футбола, а восстановления СССР. Все эти моменты активно освещаются в украинской общественно-политической прессе под громкими названиями «Спорт или политика?», подчёркивая таким образом гибридизацию спорта и политики.

Достаточно продуктивно парадигма спорта как политики реализуется на спортивных сайтах Российской Федерации, где наблюдается активная агитация за того или иного политика, о чём свидетельствуют следующие материалы с разных спортивних сайтов: «Сегодня, 29 января в Красноярске, в заключительный день Голден Гран-при “Иван Ярыгин” Федерация спортивной борьбы России, борцы и тренеры сборных России, представители всех 59 борцовских организаций страны приняли решение поддержать Владимира Путина на предстоящих выборах на пост Президента РФ» (с сайта www.wrestrus.ru (Федерация спортивной борьбы России) или: «На собрании трудового коллектива Минспорта РД было принято решение поддержать кандидата в Президенты России от партии “Единая Россия” В. В. Путина. Сегодня, 1 февраля текущего года, в министерстве по ФК и спорта РД состоялось собрание трудового коллектива, посвящённое предстоящим выборам главы государства. В числе приглашённых была руководитель местного отделения исполкома партии “Единая Россия” Багандова П. К. и руководители республиканских спортивных организаций» (с сайта dagsport.ru ), материал «Митинг на Поклонной горе 4 февраля 2012 года»: «Федерация тяжёлой атлетики России неоднократно выражала свою позицию по данному вопросу. 4 марта каждый из нас сможет принять участие в выборе пути развития для России на ближайшие шесть лет. Федерация тяжёлой атлетики России поддерживает всех сторонников действующего политического курса, отмечая эффективную политику возрождения отечественного спорта, проводимую президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым и премьер-министром В. В.Путиным» (с сайта www.rfwf.ru (Федерация тяжёлой атлетики)).

Наиболее ярко иллюстрирующей спорт как политику нам представляется такая заметка: «Вниманию организаторов соревнований по самбо! Всем! Всем! Всем! Все соревнования по самбо, которые проходят в период с 4 февраля по 2 марта 2012 г. посвящены кандидату в Президеты России В. В. Путину. Наш лозунг: «Путина – в президенты, самбо – в олимпиаду». Во время проведения соревнований по самбо в зале должен быть размещён баннер, содержащий надпись: «Путина – в президенты, самбо – в олимпиаду» (с сайта sambo.ru).

Таким образом, все эти примеры ярко свидетельствуют о взаимосвязи спорта и политики. Спортивные СМИ агитируют болельщиков митинговать, поддерживать В. В. Путина. Агитация за кандидатов в основном производится с помощью технологии мимесиса (подражания), авторы подчёркивают, в частности в первой заметке с сайта Федерации спортивной борьбы России, что все атлеты поддерживают В. В. Путина, и таким образом происходит агитация фанатов спортивной борьбы голосовать именно за данного кандидата, т. е. за В. В . Путина. Яркий пример симбиоза политики и спорта наблюдаем на сайте sambo.ru, где содержится объявление о проведении с 6 по 8 июля в Москве соревнований по самбо между странами СНГ и Балтии за Кубок Президента Российской Федерации. Таким образом, снова наблюдаем пиар президента В. В. Путина в спортивных СМИ.

Итак, мы можем говорить о том, что спорт превращается в важнейший фактор политического процесса, борьбы за политическую власть, становится одним из самых эффективных рычагов избирательных кампаний, всё более используется политиками с целью повышения своих рейтингов и формирования положительного имиджа. Сегодня политические и государственные деятели сознательно принимают активное участие в развитии спорта, закладывая мощный фундамент для собственной популярности (как в частности В. В.Путин в развитии самбо, в результате чего проводятся соревнования между командами из стран СНГ, посвящённые Путину, что значительно повышает его имидж, как внутренний, так и внешний). Очень часто спортивные деятели используют победы в спорте с целью консолидации людей с разными политическими интересами. Спорт всё больше политизируется, становится ареной борьбы между странами за престиж и лидерство на международной арене, что означает прежде всего лидерство на политической арене.


Библиографический список
  1. Люлевич А. Образ спорта в отечественных СМИ: социокультурный анализ. М., 2006.
  2. Стровский Д. Журналистика и политическая культура: к вопросу о взаимодействии // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 1999. Вып. 5-6.
  3. Степовой П. Спорт, политика, идеология. М., 1984.
  4. Ислямов Д. Олимпийские игры современности: бизнес, политика или спорт? // Педагогико-психолические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.  2007. Т. 1. № 2.
  5. Курбанов М. Спорт и политика, или политика и спорт? URL: http:// http://www.sports.ru/tribuna/blogs/fox1980/288035.html?comments=1
  6. Житарюк М. Великий спорт і мас-медіа. Львів, 1997.
  7. Guldenpfenning S. Gewerksschaftliche Sportpolitik. Koln, 1979.
  8. Люшен Г. Взаимосвязь между спортом и культурой // Спорт и образ жизни: сборник статей.  М., 1979.
  9. Булкина Н., Калабин В. Гуманистически ориентированное олимпиское образование детей и молодёжи // Олимпийский спорт, физичекая культура, здоровье нации в современных условиях. Луганск, 2008.
  10. Hamelin G.  Le sport comme continuation de la politique. URL: http:// http://www.archipel.uqam.ca/2560/1/M11161.pdf‎
  11. Mandela  N. Lo sport come politica di inclusione sociale. URL: http:// http://www.mandelaforum.it/notizie.php?ID=38‎
  12. Sbetti N. Sport e Politica. URL: http: //http://www.sport.sky.it/tag/sport /sport_e_politica_1.html
  13. Giulianotti R. Sport e politica: identita nazionali e locali nella societa moderna.  URL: http: // http://www.treccani.it › Enciclopedia‎
  14. Santo C., Mildner G. Sport and Public Policy. URL: http:// http://www.humankinetics.com/…/sport-and-public-p
  15. Aguirre І. Funciones político-ideológicas de la cultura física y el deporte.URL: http: // http://www.efdeportes.com/…/funciones-politico-i...
  16. Баранов В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы: 90-е годы. М., 2001.
  17. Кость С. Історія української журналістики (західноукраїнська преса першої половини ХХ ст.: структура, проблематика). Львів, 2008.
  18. Ковпак В. Українська спортивна періодика Галичини 20-30 рр. ХХ ст.  Львів, 2008.
  19. Fernandez J. Los goles del marketing  // Imagen, comunicación y deporte. Una aproximasion teorica. Madrid, 2009.
  20. Ronan D. Le football comme forme du politique.URL: http:// www. contretemps.eu/…/football-comme-forme-…


Все статьи автора «Sazonova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: