УДК 93

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭЛИТОЛОГИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Евдокимов Артем Владимирович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
аспирант

Аннотация
Статья посвящена исторической элитологии как новой области знания в исторической науке. Дается ее определение, структура и отмечаются перспективы дальнейшего развития.

Ключевые слова: историческая элитология, история, контрэлита, кризис, общество, системология, элита, элитология


HISTORICAL ELITOLOGY: DEFINITION, STRUCTURE, PROSPECTS OF FURTHER DEVELOPMENT

Evdokimov Artem Vladimirovich
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
postgraduate student

Abstract
The article is devoted to historical elitology as a new field of knowledge in historical science. Gives its definition, structure and denotes the prospects of further development.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимов А.В. Историческая элитология: определение, структура, перспективы развития // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8339 (дата обращения: 29.09.2017).

Начало XXI века ознаменовалось масштабным и многоплановым кризисом в социально-гуманитарной сфере. Одной из его составляющих является проблема развития науки и возможностей познания человека и общества. В нашей стране после 1991 года особенно остро ощущается теоретический и методологический вакуум, образовавшийся после крушения монополии марксизма и формационной теории в качестве объяснительных моделей для истории и современного развития нашего общества.

За последние 20–25 лет применялись разные теории и подходы. Кто-то продолжает использовать формационную теорию. Другие исследователи разрабатывают цивилизационный подход. Активное распространение получила теория модернизации и ряд других подходов. Но, несмотря на все это, на наш взгляд, до сих пор не найдено и не предложено теории, которая смогла бы в полной мере объяснить нашу историю и современность, причем используя такие понятия и дисциплины, которые были бы адекватны именно русскому (а также советскому) обществу, а не являлись имитацией западных понятий и дисциплин, имеющих ограниченное поле применения.

Естественно, что в рамках одной статьи невозможно полностью изложить такую теорию, а точнее комплекс теорий в социально-гуманитарной сфере. Мы затронем лишь одну из областей. Речь пойдет о такой междисциплинарной науке как элитология. Приведем ее краткое определение, которое дал основатель российской элитологии профессор Г.К. Ашин: «Это наука об элитах и элитном, о высшем слое в системе социально- политической стратификации…» [1, с. 27].

Элитология объединяет в себе такие науки как социологию, политологию, философию, культурологию, психологию и историю. Обычно изучение элит происходит в рамках социологии и, особенно, политологии, реже в других науках. В этом ключе написана не одна сотня статей и монографий. Уже упомянутый нами профессор Г.К. Ашин рассматривает элитологию в основном с позиций социологии и философии [1, с. 35]. При этом историческая наука и ее место в структуре элитологии остаются вне поля зрения многих исследователей.

В этом отношении шагом вперед стала работа П.Л. Карабущенко «Введение в элитологию истории», в которой автор выявляет точки соприкосновения истории и элитологии, а также предлагает структуру элитологии истории. Говоря о методологическом соединении истории и элитологии автор справедливо отмечает, что «обе эти научные дисциплины выиграют в плане расширения поля применения своего научного потенциала и усиления средств изучения роли выдающейся личности в истории» [2, с. 34].

П.Л. Карабущенко выделяет следующую структуру элитологии истории: «Элитология истории является одним из важнейших разделов современной элитологической науки и входит в структуры ее аналитического раздела. Она является составной частью исторической науки, в которую помимо элитологии истории входит еще и история элитологии (которая в, свою очередь, подразделяется на: а) историю элитологических идей и теорий и б) историю элит – историю развития конкретных элитных групп). Эти две «истории» являются составными частями исторической элитологии и представляют собой единый комплекс историко-элитологического знания» [2, с. 36–37].

Исследователь выделяет также объект, предмет и методы элитологии истории: «в качестве ее объекта мы могли бы определить элитарное историческое мышление; в качестве предмета – воздействие элиты на исторические процессы и сам характер и содержание исторической науки. К числу наиболее востребованных методов следует отнести такие, как диалектический, персоналистический (биографический), герменевтический метод, метод системного анализа, статистический метод» [2, с. 37].

Нам представляется, что П.Л. Карабущенко удалось определить объект, предмет, методы и структуру элитологии истории. Однако в дальнейшем автор сводит элитологию истории к «историческому неоперсонализму» [2, с. 38]. К тому же, в статье не приведено четкого определения элитологии истории, его составляющие разбросаны по всему тексту.

На наш взгляд, понятие «элитология истории» может применяться, но мы предлагаем использовать понятие «историческая элитология». Вот какова может быть структура этого раздела исторической науки:

1) История элитологических учений;

2) Историческая элитология (изучает наиболее общие закономерности зарождения, развития и крушения элит в различных обществах);

3) История конкретных элит (например, история российских элит и элит в других странах в различные исторические периоды; история наднациональных структур, например, история различных транснациональных корпораций, банковских структур, которые оказывали и продолжают оказывать влияние на ход истории).

4) Сравнительно-историческая элитология (где должны быть выработаны критерии, применимые для сопоставления элит в разных обществах).

Нельзя сказать, что в России не ведется исследований в рамках исторической элитологии. Весомый вклад в ее развитие вносят ведущие российские историки С.В. Куликов и Ф.А. Селезнев. С.В. Куликов детально изучил российскую бюрократическую элиту в годы Первой мировой войны, предложив свою теорию [3]. Ф.А. Селезнев активно разрабатывает проблематику элит и контрэлит в России в годы Первой мировой войны, рассматривая также с этих позиций старообрядчество [4]. Также следует отметить докторскую диссертацию С.А. Кислицына, посвященную изучению большевистской политической элиты 1920–1930 гг [5]. Достигнутые результаты показывают перспективность и актуальность проводимых исследований, так как взгляд на элиты с позиций истории позволяет понять как они сформировались, развивались и к чему пришли в настоящем. Например, именно историческая элитология смогла бы объяснить почему разрушилась сначала Российская империя, а затем и СССР. Это имеет значение не только для изучения прошлого, но и для понимания современности и будущего развития.

Предложенная нами структура исторической элитологии может быть применена не только в научных исследованиях, но и в учебном процессе. Историческая элитология могла бы стать обязательной дисциплиной для студентов всех социально-гуманитарных специальностей. Надо сказать, что мало создания одной исторической элитологии. Перед исследователями встает задача создания новой социальной науки, которая преодолела бы узкую специализацию в рамках социально-гуманитарных наук. В связи с этим элитология вообще и историческая элитология в частности являются элементами социальной и исторической системологии. Эти науки еще предстоит создать. Как верно заметил историк и обществовед А.И. Фурсов, «одна из задач нынешнего этапа развития рационального знания об обществе – разработка области знания, посвященной закрытым структурам как особому историческому субъекту, синтез эпистемологического поля… создание полноценной многомерной науки без «белых пятен» и признаков когнитивной инвалидности» [6, с. 5].

Хорошей базой для такой области знания станет системный подход, который является общенаучным. Его применение позволило бы сгладить противоречия между так называемыми «технарями» и «гуманитариями», создать основу для понимания друг друга с одной стороны, и подчеркнуть сохраняющуюся специфику социально-гуманитарных и естественнонаучных исследований с другой стороны.

Таким образом, историческая элитология – это новый раздел исторической науки, который изучает  историю элитологических учений, наиболее общие закономерности зарождения, развития и крушения элит в различных обществах, а также историю конкретных элит (национальных и наднациональных). Ее определение отражает структуру, в которую можно добавить сравнительно-исторический аспект. На показанных примерах мы можем убедиться, что историческая элитология является актуальным и перспективным направлением в науке. Именно историческая наука с помощью исторической элитологии способна дать мощный импульс не только собственному развитию, но и обогатить элитологию в целом.


Библиографический список
  1. Ашин Г.К. Элитология в системе общественных наук // Вестник МГИМО Университета. 2009. № 6.
  2. Карабущенко П.Л. Введение в элитологию истории // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2006. № 5(34).
  3. Куликов С.В. «Революции неизменно идут сверху…»: Падение царизма сквозь призму элитистской парадигмы // Нестор № 11. Журнал истории и культуры России и Восточной Европы. Смена парадигм: современная русистика. Источники, исследования, историография. СПб., 2007.
  4. Селезнев Ф.А. Старообрядчество как контрэлита // Российская история. 2014. №4.
  5. Кислицын С.А. Большевистская политическая элита 20-30-х гг.: Личность и власть: Автореф. … дис. д-ра ист. наук. Ростов н/Д, 1994.
  6. De Conspiratione / О Заговоре. Сборник монографий. М., 2014.


Все статьи автора «Евдокимов Артем Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: