УДК 304.2

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Сатрачева Марина Зейтуновна
Краснодарский государственный университет культуры и искусств
аспирантка

Аннотация
В статье рассматривается, как влияют условия глобализации на поликультурное пространство Кабардино-Балкарии.

Ключевые слова: глобализация, Кабардино-Балкария, Кабардино-Балкарская Республика, поликультурное пространство, Северный Кавказ


MULTICULTURAL SPACE OF THE KABARDINO-BALKAR REPUBLIC IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Satracheva Marina Zeytunovna
Krasnodar State University of Culture and Arts
PhD student

Abstract
This article explores how globalization affects the conditions on the multicultural space of Kabardino- Balkaria

Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Сатрачева М.З. Поликультурное пространство Кабардино-Балкарской Республики в условиях глобализации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8272 (дата обращения: 31.05.2017).

Актуальность изучения данной проблематики подтверждает современная мировоззренческая ситуация, связанная с противоречивыми процессами глобализации, которая с ежедневно нарастающей силой унифицирует культуры различных народов.

В условиях глобализации кардинально меняются факторы развития уникальности, универсальности и самобытности всех сфер культуры народов. Главенствие прагматичной стороны в общественном быту и социокультурной деятельности ведет к разрушению ценностей, что приводит к вопросу самого существования культуры и общества. Каждый народ стремится сохранить, возродить, передать другим поколениям уникальность и неповторимость своей культуры. В настоящее время практически невозможно найти этническую группу, которая бы не испытала на себе воздействие какого-либо иного народа.

Северный Кавказ всегда был регионом высокоразвитой духовной культуры и местом взаимодействия множества культур. Этническое самосознание тут связано с их историей и культурой. Народы Кавказа воспитаны в рамках «этикета гор»: уважение к памяти предков, почитание старших, бережное отношение к культуре своего народа, исторические предания, эпос, особенности социального и культурного развития – все это неотъемлемая составляющая, без которой не обходится ни один народ Кавказа.

Для поликультурного пространства, такого как Северный Кавказ, межэтническое культурное взаимодействие, понимаемое как процесс передачи этнического культурного наследия, при помощи сохранения культурной идентичности в рамках доминирующей культуры, имеет особое значение. Динамика современного развития направленна на сотрудничество между культурами, на адаптацию человека к другой культуре без отказа от своей собственной.

Содержание и результаты межкультурных контактов зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в свою очередь, определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, господствующими в той или иной культуре ценностями. Изучение культурных памятников Северного Кавказа дало возможность выявить особенности и взаимодействия культур в рамках этнических образований. Исследования подтверждают, что этнические сообщества Северного Кавказа основаны по принципу локальных, сбалансированных культур, где не формируется доминирующая центральная культура. Этнокультурный плюрализм, основанный на принципах равенства и братства, объясняет механизм и схему межэтнического взаимодействия на Северном Кавказе. Взаимодействие этничных культур – специфический процесс, включающий в себя внутриэтнические, межэтнические и надэтнические отношения. Тесные межэтнические отношения порождают аккультурацию, то есть заимствование более развитой материальной культуры, реже  – духовной. Интернациональные явления в сфере взаимодействия  этнокульутр интерпритируются в контексте изменений в культурно-бытовой сфере, проявляются в вытеснении традиционных универсалий модернизированными. Поэтому основным условием сохранения этнокультурной целостности и защиты этнической культурной самобытности от воздействий со стороны иных этносов, является способность к пониманию чужой культуры, признание чужой культурной самобытности, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс.

В истории культуры, этнографии и культурантропологии, изучение истории и национальной культуры народов Кабардино-Балкарии является одним из активно развивающихся направлений. У общества возрастает интерес к историческому и этнокультурному наследию, к своей традиционной культуре. В условиях глобализации и универсализации, рост к познанию и изучению исторического прошлого, социальному и культурному опыту предшествующих поколений, является острым вопросом, стоящим перед каждым народом.

В условиях, диктуемых глобализацией, сохранение традиционных ценностных ориентаций народов Кабардино-Балкарии способствует возрождению национальной культуры региона. Проявляя толерантность к культуре других народов, есть возможность добиться диалога и взаимообогащения культур. В процессе глобализации, благодаря толерантности и этикету, культуры Кабардино-Балкарии в основе своей все же сохранили и не потеряли свою уникальность. Культурно-воспитательные центры Кабардино-Балкарской Республики является основным субъектом работы по возрождению традиционных основ национальной культуры, сохранению языка и традиций народов.

Сейчас все национальные республики сталкиваются с важнейшими задачами трансформации прежнего культурного достояния, его приспособления к требованиям современной жизни. Нарастающее смещение акцентов социального развития на региональный уровень в современных российских условиях радикально меняет факторы, определяющие развитие сферы культуры. Целесообразность освоения культурного поля разных народов, населяющих Российскую Федерацию, продиктована общественно-исторической природой этнических культур, способностью сохранять и удерживать в себе общественно значимые достижения социума. Обращение к историческому прошлому, богатому культурному наследию представляет интерес с точки зрения анализа межкультурных взаимовлияний и взаимодействий, а так же для более глубокого изучения художественного пространства народа. [1, с.3]

Национальная культура занимала и занимает особое место в жизни республики. В современных условиях, замечается европейское влияние на национальную культуру. В основном, это проявляется через СМИ. Так, в Кабардино-Балкарии транслируются основные российские и зарубежные телеканалы, доступны десятки радиостанций на разных языках мира.  Зарубежные СМИ  наиболее сильно воздействуют на подрастающее поколение, оказывают влияние на формирование их взглядов на жизнь, убеждений, эстетических вкусов, увлечений, занятий, норм поведения и этикета.

Для большинства молодого поколения, зарубежная культура не имеет достойного конкурента. Считая свою национальную культуру отсталой, несовременной, выдвигают европейскую на первый план, считая ее наиболее приемлемой для них и современной. Усвоение и вовлечение зарубежной культуры в повседневную жизнь – процесс неконтролируемый и весьма неоднозначный. В целом, под «европеизацию» попадают лишь представители молодого поколения, но именно от них и зависит будущее каждой культуры. На данный момент уместно говорить лишь о некоторых элементах, усвоенных и вовлеченных в национальную культуру. И нельзя допустить, чтоб эти элементы переросли в норму.

В условиях глобализации, национальная культура Кабардино-Балкарии также находится в постоянном движении – забываются красивые обычаи, забываются нормы национального этикета. Сохранение этносов и этнокультур является очень сложной задачей, требующей вмешательства государства, образования, науки и религии. Утрата традиционных культур грозит дальнейшему существованию самих культур.

Сохранение культурного наследия является важной задачей культурного процесса в Кабардино-Балкарии. Вопрос о сохранении своей этничности непосредственно связан с вопросом об управлении в сфере культуры. Необходимо заинтересовать молодежь народной культурой, создавать все условия для изучения своей культуры, сохранения национального языка, обмена культурными ценностями с другими культурами. Все это будет способствовать усилению интереса к своей культуре и будет способствовать развитию национального самосознания. Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных задач, поставленных перед образованием.  В рамках этих целей образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны,  человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Обособленное существование народов и культур сейчас становится невозможным, так как увеличение числа этнически смешанных семей, образование многочисленных многонациональных коллективов значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия [2, с. 35].

Нынешнее время требует возрождения и обновления национальной культуры каждого народа в ее исторических традициях, моральных ценностях человечества, для передачи их будущим поколениям в рамках развития цивилизации. Широкое обсуждение проблем сохранения нематериального культурного наследия  должно способствовать созданию всевозможных условий для дальнейшего развития традиционной культуры народов Кабардино-Балкарской Республики.

В условиях глобализации этническая культура перестает представлять собой автономную систему, но, тем не менее, остается основой культуры народов, его ядром. Без этого ядра невозможно говорить о своеобразии культуры, так как своеобразие не есть механическое сочетание признаков, а производное от корня, системы вырабатываемой веками. Любое общество, какую бы сложную структуру оно ни имело, всегда обладает неким ядром культуры, состоящим из общих для большинства культур фрагментов картины мира [3, с. 138].

Таким образом, для современного поликультурного пространства Кабардино-Балкарии, в условиях глобализации, характерен новый подход к использованию традиционных ценностей культуры, включающий в себя активное изучение культурного наследия и религиозных ценностей.  В современном обществе этническая роль культуры и искусства возрастает, приобретая характер органичного взаимодействия этнических, межэтнических и общечеловеческих компонентов. Само время наступившего XXI века и потребности народов требуют возрождения и обновления национальной культуры в ее исторических традициях, моральных ценностях человека, для передачи их будущим поколениям в рамках демократического развития народов Кавказа.


Библиографический список
  1. Базиева Г.Д. Художественная культура Кабардино-Балкарии в полиэтническом пространстве России [Текст] / Г.Д. Базиева . – Нальчик Изд.во «КБИГИ, 2010. – 296 с.
  2. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности [Текст] / Т.В. Поштарева // Педагогика.-2005.-№ 3.-с. 35-42.
  3. Базиева Г.Д. Глобализация и проблемы развития этнической культуры (на материале Кабардино-Балкарской Республики Российской Федерации) [Текст] / Г.Д. Базиева // Кавказ и глобализация.-2008.-№ 1.т.2.- с. 133-138.


Все статьи автора «Марина Сатрачева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: