УДК 74.200.04

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фомичев Роман Сергеевич
Кемеровский государственный университет
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Аннотация
В статье исследуются особенности использования современных педагогических технологий в процессе модернизации общего образования, приведена классификация со-временных педагогических технологий. Автором сформулированы критерии и показатели эффективности реализации ряда современных педагогических технологий на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: критерии эффективности, модернизация общего образования, современные педагогические технологии


THE CRITERIA AND INDICATORS OF USE EFFECTIVITY OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCA-TION MODERNIZATION

Fomichev Roman Sergeevich
Kemerovo State University
Department of general and higher education pedagogy

Abstract
The article investigates the features of the use of modern pedagogical technologies in the modernization of public education, a classification of modern educational technologies. The au-thor defines the criteria and indicators of the effectiveness its implementation of modern educa-tional technology at the present stage of development of society.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Фомичев Р.С. Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий в процессе модернизации общего образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8352 (дата обращения: 28.09.2017).

Современный этап развития отечественного образования характеризуются активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.

Рассуждая на тему модернизации сферы образования, Э.Д. Днепров отмечает, что модернизация образования — это «комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования». [3, c.35]

В.В. Путин, также отмечает, что «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это — прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это — умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами» [2].

Таким образом, важной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного и познавательного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.

Эффективное решение данной задачи, опираясь на Федеральный Государственный стандарт общего образования, невозможно без осмысленной реализации педагогами в образовательном процессе школы современных педагогических (в т.ч. информационных компьютерных) технологий.

В то же время, изучение позиций педагогов средних общеобразовательных организаций позволяет утверждать, что, не смотря на достаточное количество теоретических обоснований и методических разработок, ни одна из существующих технологий в полной мере не удовлетворяет одновременно требованиям непротиворечивости и полноты, единства оснований.

По нашему мнению, на современном этапе развития общества актуальной является проблема разработки критериев и показателей эффективности реализации современных педагогических технологий, а также обеспечения условий, которые помогли бы педагогам эффективно применять эти технологии на практике.

Проблема упорядочивания и систематизации педагогических технологий рассматривалась такими учеными, как В. П. Беспалько, Е. В. Руденский, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, В. Т. Фоменко и др.,

В. П. Беспалько [1, с.76] предлагает классификацию педагогических технологий, которая базируется на типах взаимодействия педагога и обучающегося и выделяет ряд признаков этого взаимодействия. Сочетание этих признаков, по мнению Беспалько, позволяет определить ряд дидактических систем (технологий):

- классическое лекционное обучение;

- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

- система «консультант»;

- обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;

- система «малых групп»– групповая работа;

- дифференцированные способы обучения;

- компьютерное обучение;

- система «репетитор» – индивидуальное обучение;

- программное обучение, для которого имеется заранее составленная программа.

Правильно составленная классификация дает ясную картину всего многообразия классифицируемых объектов, позволяет удерживать их в едином мысленном каркасе, легко находить для каждого из вновь обнаруженных объектов расклассифицированной области наиболее конкретное и содержательное понятие, под которое он может быть подведен.

Анализируя опыт ученых, можно сделать вывод о том, что разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.

Обобщая опыт ученых, мы разработали современную классификацию педагогических технологий:

Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий

Название

Цель

Механизм реализации

Сущность

технологии

Технология проблемного обучения Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций. Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.

 

Технология модульного обучения Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения. Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе.
Технологии развивающего обучения Всестороннее развитие личности и ее способностей. Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Технология дифференцированного обучения Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса. Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения. Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.
Технология концентрированного обучения Адаптация структуры образовательного процесса к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия. Использование методов, учитывающих динамику работоспособности обучающихся. Углубленное изучение материала за счет объединения занятий в логические блоки.
Информационные технологии обучения Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения. Активное использование в образовательном процессе компьютерных и  Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др. Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения.
Технология деловой игры Обеспечение

личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений.

Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность. Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний.

По мнению Е.С.Полат [5, c.65-67], «проблема педагогических технологий – это проблема перехода от теории обучения, к ее методическим разработкам, системе педагогической деятельности, поскольку в построении педагогической технологии отражены все основные структуры процесса обучения, начиная от постановки цели, завершая диагностикой полученных результатов».

Таким образом, эффективность реализации педагогических технологий во многом зависит от выстроенной системы, в которой отражена взаимосвязь признаков педагогической технологии и показателей их реализации.

Эффективность реализации современных педагогических технологий  можно определить посредством ряда критериев, которые необходимо проверить в ходе экспериментальной работы.

В.П.Беспалько утверждал, что отсутствуют «критерии для оценки эффективности дидактического процесса в целом» [1, с.115]. Современное общество, мир выдвигают особые требования к качеству образования, которое получают в школе.

В связи с этим эффективность педагогической технологии может быть оценена по следующим критериям:

  • целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;
  • отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;
  • соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям учащихся;
  • информативность учебного материала;
  • многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
  • обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
  • универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
  • степень помощи преподавателя учащимся при организации их самостоятельной деятельности и т.п.

Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения педагогической технологии, вместе с тем они могут служить критерием оценки эффективности не только педагогической технологии, но и традиционного урока.

Проведенный анализ позволил нам сформулировать критерии эффективности реализации педагогических технологий:

  • технологическая культура педагога;
  • наличие собственного опыта использования педагогом педагогических технологий;
  • творческая «доработка» и преобразования технологии;
  • создание ситуации успеха в процессе совместной деятельности обучающихся и педагога при реализации технологии;
  • органическая взаимосвязь компонентов технологии;
  • возможности технологии в актуализации, саморазвитии обучающихся и педагога;
  • заметные изменения состояния учащихся (в их мотивации к деятельности, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.) в процессе реализации определенной педагогической технологии.

Для проверки и эффективности реализации педагогических технологий, необходимо определить показатели и индикаторы описанных выше критериев.

В таблице 2 представлены критерии эффективности педагогических технологий, показатели их эффективности, а также индикаторы, позволяющими утверждать о том, что определенный критерий действительно влияет на эффективность реализации той или иной педагогической технологии.

Таблица 2 – Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий

Критерий

эффективности

Показатели

эффективности

Индикаторы

Технологическая культура педагога - владение педагогом технологическими методами, приемами, средствами обучения, их использования в образовательном процессе. - периодическое использование педагогом современных педагогических технологий в процессе урока,

- умение педагога находить их взаимосвязь с классическими педагогическими технологиями.

 

Наличие собственного опыта - обобщение и систематизация практик по использованию современных педагогических технологий (далее – СПТ) в образовательном процессе; – умение анализировать и исправлять собственные ошибки (недочеты) в процессе использования СПТ - публикации: монографии, брошюры, книги, методические пособия, статьи;

- участие в семинарах, вебинарах, круглых столах по обмену опытом с коллегами

Творческая доработка и преобразование СПТ

- наличие или отсутствие использования педагогом в образовательном процессе качественных изменений определенной СПТ - наличие рецензированных методических разработок, преобразований определенной СПТ;

- наличие патентов на изобретения педагога

Создание ситуации успеха у учащихся в процессе использования СПТ

- реализация принципа обратной связи с учащимися в процессе урока;

- мотивирование обучающихся на успешное решение поставленных перед ними задач

- повышение уровня качественной успеваемости по предмету;

- увеличение числа участников конкурсного движения среди учащихся, их побед в конкурсах различных уровней

Взаимосвязь компонентов технологии

- очевидная и периодично реализующаяся в образовательном процессе связь различных компонентов избранной педагогом технологии - проведение занятий, в которых раскрываются и эффективно используются взаимосвязи компонентов СПТ

 

Технология как фактор саморазвития участников образовательного процесса

- постановка педагогом целей и задач, направленных на саморазвитие,

развитие личности обучающихся, их познавательных способностей

- переход на новый уровень взаимодействия участников образовательного процесса – «сотрудничество» педагога и обучающихся;

- тьюторство

Позитивные изменения в состоянии учащихся

 - положительные изменения общего состояния учащихся  - повышение уровня успеваемости;

- повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад, НПК по предмету и т.д.)

- повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование);

- укрепление здоровья учащихся (отзывы родителей, отчеты школьного врача)

Следует отметить, что указанные критерии не охватывают всего разнообразия педагогических технологий, однако, как мы предполагаем, позволяют оценить эффективность реализации ряда современных педагогических технологий на современном этапе модернизации российского образования. Описанные выше критерии и показатели эффективности в настоящее время проходят опробацию в ряде образовательных организаций г. Кемерово и Кемеровской области.


Библиографический список
  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126
  2. Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ruevents/284.html
  3. Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.
  4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.


Все статьи автора «Roman_Fomichev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: