УДК 316

ИЗЪЯТИЕ РЕБЁНКА ИЗ СЕМЬИ КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ

Макарова Екатерина Евгеньевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
магистрант 1-го года обучения по направлению "Социальная работа"

Аннотация
В данной статье отражены современные тенденции семейной политики в России, раскрыто понятие «изъятие» или «отобрание» ребенка из семьи, представлены варианты ситуаций, в которых возможен возврат ребенка в кровную семью.

Ключевые слова: «изъятие» или «отобрание» ребенка из семьи, возврат ребенка в кровную семью., кровная семья, лишение и ограничение в родительских правах


REMOVAL CHILD FROM THE FAMILY AS A RESULT DIFFICULT SITUATION IN FAMILY

Makarova Ekaterina Evgenievna
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Undergraduate of the first year in the direction of "Social work"

Abstract
This article is about basic trends of social policy in Russia and situations when child can return home.

Keywords: deprivation of parental rights, parents, removal of the child from the family, returning children home


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова Е.Е. Изъятие ребёнка из семьи как результат неблагополучной семейной ситуации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8174 (дата обращения: 29.09.2017).

Увеличение асоциальных семей в стране, ослабление семейных связей, снижение ответственности у части родителей за содержание и воспитание детей способствует росту масштабов сиротства.

По данным Министерства образования и науки РФ на 31 декабря 2012 года в России проживает 24 934 822 детей, из которых 615687 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 94, 1% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1].

Невозможность семьи самостоятельно решить сложившуюся трудную жизненную ситуацию, усугубление проблемы дополнительными факторами, боязнь или нежелание обращаться за помощью к специалистам приводят к серьезным последствиям и, соответственно, к кардинальным мерам сотрудников органов опеки и попечительства: изъятию ребёнка из семьи. В региональных нормативно-правовых актах (например, Нижегородская область) для обозначения «изъятия» также применяется термин «отобрание» ребёнка.

В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области «О порядке отобрания ребёнка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью», отобрание осуществляется органами местного самоуправления при наличии непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений, стойких нарушений здоровья, или иного вреда здоровью ребенка, связанных с:

  • отсутствием полноценного ухода за ребенком, создающим угрозу его жизни или здоровью;
  • отказом законных представителей от лечения ребенка, имеющего заболевания, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • наличием признаков физического и/или психического насилия над ребенком;
  • нахождением родителей (законных представителей) в тяжелой степени опьянения;
  • наличием иных обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью ребенка, в том числе отказом или уклонением родителей (законных представителей) от лечения имеющихся у них опасных для здоровья ребенка форм заболевания (в том числе открытой формы туберкулеза, обострение психических заболеваний) [2].

После отобрания ребёнок помещается в специализированное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию несовершеннолетних, учреждение здравоохранения, семьи граждан в форме предварительной опеки (попечительства).

Следующим шагом в развитии семейной ситуации становится решение комиссии о направлении в суд иска о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

На конец отчетного периода 2012 года численность детей в Российской Федерации, чьи родители лишены родительских прав составила 52206 человек. Если сравнить с 2008 годом, в котором таких детей было 74492 человека. В Нижегородской области зафиксировано 1458 случаев лишения родительских прав за 2012 год и 1818 случаев в 2008 [1].

Противоположная ситуация складывается с ограничением родительских прав. В 2012 году по стране количество детей, чьи родители ограничены в родительских правах равняется 8827, что заметно больше, чем в 2008 году – 6865. В Нижегородской области на конец отчетного периода 2012 года – 112 случаев, а в 2008 – 78 [1].

Данные Министерства образования и науки РФ, отражают тенденцию постепенного роста числа ограничений в родительских на правах на фоне снижения числа лишений родительских прав, так как в настоящее время политика государства в сфере семейных отношений направлена на сохранение семьи. Особое внимание уделяется возможности воспитания ребенка в кровной или замещающей семье.

Одной из главных задач любого общества и государства является осуществление права ребенка на воспитание в семье [3]. Эти права детей зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН «О правах ребенка»), так и в российских законодательных актах. В Семейном Кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются права ребенка жить и воспитываться в семье, а также право на общение с родителями и другими родственниками.

Существование всех вышеперечисленных прав способствуют созданию ситуации возвращения ребёнка к кровным родителям.

Возврат ребёнка в кровную семью возможен на разных этапах жизни семьи и крайне вариативен. Приведём ситуации, вследствие которых ребёнок может вернуться к кровным родителям:

1. Родители не лишены родительских прав, но свои обязанности не выполняют. 

В данном случае ребёнок может находиться в социально-реабилитационном центре, в учреждении здравоохранения или под опекой ближайших родственников. Это «промежуточное состояние», при котором ставится вопрос о передаче ребенка в государственное учреждение или возвращение родителям при условии нормализации семейных отношений. Данную ситуацию еще можно считать благоприятной для сохранения семьи, так как родители обладают своими правами и имеют все шансы изменить положение в лучшую сторону.

2. Родители ограничены в родительских правах.

В данной ситуации ребёнок может находиться в детском учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, или под опекой ближайших родственников. Ограничение в родительских правах подразумевает реальный шанс для родителей, которые прилагают усилия для сохранения семьи,  восстановить родительские права.

Если же ситуация в семье не становится благоприятной для воспитания ребёнка,  судом принимается решение лишить родителей их прав.

3. Родители лишены родительских прав.

В данном случае органы опеки и попечительства направляют ребёнка в специализированное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом) или используют различные семейные формы устройства детей (опеку или попечительство ближайших родственников, приемная семья и др.). Это, пожалуй, самый сложный вариант, в котором может оказаться семья, поскольку к родителям были применены кардинальные меры.

Родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую способны воспитывать своих детей самостоятельно. Прохождение курса реабилитации, предполагающее изменения внутрисемейной обстановки, и наличие благоприятных тенденций в семье становится одним из пунктов в пользу принятия решения об отмене лишения родительских прав.

Изъятие ребенка из семьи – это радикальная и вынужденная мера, которую специалисты применяют в случаях опасности для жизни и здоровья ребенка. Данный процесс влечет за собой разлуку детей и родителей, помещение ребенка в незнакомую среду (например, в специализированное детское учреждение), а также влияет на родительские обязанности в случае лишения или ограничения их в правах. Эти последствия получат отражение на социализации ребенка и последующем функционировании семьи в целом.

Поэтому основной задачей государства является максимальное развитие потенциала детей и обеспечение адресной поддержки семей, нуждающихся в социальной помощи государства. Реализация этих основополагающих прав становится главной задачей профилактических программ социальной политики, направлением деятельности некоммерческих организаций, Фондов помощи семье и детям, а также деятельности социальных служб, оказывающих социальную поддержку семьям.

В настоящее время в Указе Президента от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 год» среди мер, направленных на профилактику изъятия ребёнка из семьи, социального сиротства, предлагается ввести «запрет на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями» [4].

Семейное неблагополучие и последствия, которые влечет за собой эта проблема, напрямую отражаются на развитии ребенка. В ситуациях, когда родители лишены родительских прав, необходимо развивать индивидуальный подход помощи семье. Сохранение контакта родителей с детьми и их активные действия по изменению сложившейся трудной жизненной ситуации должны лежать в основе реабилитации кровной семьи. В результате создания межведомственных команд специалистов, возврат ребёнка в кровную семью должен стать логичным завершением программы реабилитации.


Библиографический список
  1. Федеральная служба государственной статистики. Семейная политика детствосбережения. URL: http://www.gks.ru
  2. Постановление Правительства Нижегородской области от 03.09.2010 №574 «Об утверждении положения о порядке отобрания ребенка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью». URL: http://www.garant.ru
  3. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях//Составитель Мизулина Е.Б. и др./ ЧАСТЬ 1. М., 2013.
  4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”
  5. Гайсина Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт. – Уфа: Издательская кампания «АСТАРТА», 2013. 150 с.
  6. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 112 с.
  7. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей. Москва, 2011 г. URL: http://www.unicef.ru


Все статьи автора «Тимур Хусяинов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: