Увеличение асоциальных семей в стране, ослабление семейных связей, снижение ответственности у части родителей за содержание и воспитание детей способствует росту масштабов сиротства.
По данным Министерства образования и науки РФ на 31 декабря 2012 года в России проживает 24 934 822 детей, из которых 615687 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 94, 1% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1].
Невозможность семьи самостоятельно решить сложившуюся трудную жизненную ситуацию, усугубление проблемы дополнительными факторами, боязнь или нежелание обращаться за помощью к специалистам приводят к серьезным последствиям и, соответственно, к кардинальным мерам сотрудников органов опеки и попечительства: изъятию ребёнка из семьи. В региональных нормативно-правовых актах (например, Нижегородская область) для обозначения «изъятия» также применяется термин «отобрание» ребёнка.
В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области «О порядке отобрания ребёнка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью», отобрание осуществляется органами местного самоуправления при наличии непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений, стойких нарушений здоровья, или иного вреда здоровью ребенка, связанных с:
- отсутствием полноценного ухода за ребенком, создающим угрозу его жизни или здоровью;
- отказом законных представителей от лечения ребенка, имеющего заболевания, требующие срочного медицинского вмешательства;
- наличием признаков физического и/или психического насилия над ребенком;
- нахождением родителей (законных представителей) в тяжелой степени опьянения;
- наличием иных обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью ребенка, в том числе отказом или уклонением родителей (законных представителей) от лечения имеющихся у них опасных для здоровья ребенка форм заболевания (в том числе открытой формы туберкулеза, обострение психических заболеваний) [2].
После отобрания ребёнок помещается в специализированное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию несовершеннолетних, учреждение здравоохранения, семьи граждан в форме предварительной опеки (попечительства).
Следующим шагом в развитии семейной ситуации становится решение комиссии о направлении в суд иска о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
На конец отчетного периода 2012 года численность детей в Российской Федерации, чьи родители лишены родительских прав составила 52206 человек. Если сравнить с 2008 годом, в котором таких детей было 74492 человека. В Нижегородской области зафиксировано 1458 случаев лишения родительских прав за 2012 год и 1818 случаев в 2008 [1].
Противоположная ситуация складывается с ограничением родительских прав. В 2012 году по стране количество детей, чьи родители ограничены в родительских правах равняется 8827, что заметно больше, чем в 2008 году – 6865. В Нижегородской области на конец отчетного периода 2012 года – 112 случаев, а в 2008 – 78 [1].
Данные Министерства образования и науки РФ, отражают тенденцию постепенного роста числа ограничений в родительских на правах на фоне снижения числа лишений родительских прав, так как в настоящее время политика государства в сфере семейных отношений направлена на сохранение семьи. Особое внимание уделяется возможности воспитания ребенка в кровной или замещающей семье.
Одной из главных задач любого общества и государства является осуществление права ребенка на воспитание в семье [3]. Эти права детей зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН «О правах ребенка»), так и в российских законодательных актах. В Семейном Кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются права ребенка жить и воспитываться в семье, а также право на общение с родителями и другими родственниками.
Существование всех вышеперечисленных прав способствуют созданию ситуации возвращения ребёнка к кровным родителям.
Возврат ребёнка в кровную семью возможен на разных этапах жизни семьи и крайне вариативен. Приведём ситуации, вследствие которых ребёнок может вернуться к кровным родителям:
1. Родители не лишены родительских прав, но свои обязанности не выполняют.
В данном случае ребёнок может находиться в социально-реабилитационном центре, в учреждении здравоохранения или под опекой ближайших родственников. Это «промежуточное состояние», при котором ставится вопрос о передаче ребенка в государственное учреждение или возвращение родителям при условии нормализации семейных отношений. Данную ситуацию еще можно считать благоприятной для сохранения семьи, так как родители обладают своими правами и имеют все шансы изменить положение в лучшую сторону.
2. Родители ограничены в родительских правах.
В данной ситуации ребёнок может находиться в детском учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, или под опекой ближайших родственников. Ограничение в родительских правах подразумевает реальный шанс для родителей, которые прилагают усилия для сохранения семьи, восстановить родительские права.
Если же ситуация в семье не становится благоприятной для воспитания ребёнка, судом принимается решение лишить родителей их прав.
3. Родители лишены родительских прав.
В данном случае органы опеки и попечительства направляют ребёнка в специализированное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом) или используют различные семейные формы устройства детей (опеку или попечительство ближайших родственников, приемная семья и др.). Это, пожалуй, самый сложный вариант, в котором может оказаться семья, поскольку к родителям были применены кардинальные меры.
Родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую способны воспитывать своих детей самостоятельно. Прохождение курса реабилитации, предполагающее изменения внутрисемейной обстановки, и наличие благоприятных тенденций в семье становится одним из пунктов в пользу принятия решения об отмене лишения родительских прав.
Изъятие ребенка из семьи – это радикальная и вынужденная мера, которую специалисты применяют в случаях опасности для жизни и здоровья ребенка. Данный процесс влечет за собой разлуку детей и родителей, помещение ребенка в незнакомую среду (например, в специализированное детское учреждение), а также влияет на родительские обязанности в случае лишения или ограничения их в правах. Эти последствия получат отражение на социализации ребенка и последующем функционировании семьи в целом.
Поэтому основной задачей государства является максимальное развитие потенциала детей и обеспечение адресной поддержки семей, нуждающихся в социальной помощи государства. Реализация этих основополагающих прав становится главной задачей профилактических программ социальной политики, направлением деятельности некоммерческих организаций, Фондов помощи семье и детям, а также деятельности социальных служб, оказывающих социальную поддержку семьям.
В настоящее время в Указе Президента от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 год» среди мер, направленных на профилактику изъятия ребёнка из семьи, социального сиротства, предлагается ввести «запрет на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями» [4].
Семейное неблагополучие и последствия, которые влечет за собой эта проблема, напрямую отражаются на развитии ребенка. В ситуациях, когда родители лишены родительских прав, необходимо развивать индивидуальный подход помощи семье. Сохранение контакта родителей с детьми и их активные действия по изменению сложившейся трудной жизненной ситуации должны лежать в основе реабилитации кровной семьи. В результате создания межведомственных команд специалистов, возврат ребёнка в кровную семью должен стать логичным завершением программы реабилитации.
Библиографический список
- Федеральная служба государственной статистики. Семейная политика детствосбережения. URL: http://www.gks.ru
- Постановление Правительства Нижегородской области от 03.09.2010 №574 «Об утверждении положения о порядке отобрания ребенка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью». URL: http://www.garant.ru
- Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях//Составитель Мизулина Е.Б. и др./ ЧАСТЬ 1. М., 2013.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”
- Гайсина Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт. – Уфа: Издательская кампания «АСТАРТА», 2013. 150 с.
- Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 112 с.
- Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей. Москва, 2011 г. URL: http://www.unicef.ru