УДК 336.38

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Назирова Яхи Ибраемевна
Чеченский государственный университет
доцент кафедры налоги и налогообложение

Аннотация
В статье обобщены особенности реализации деятельности в сфере услуг, обращенные на удовлетворение потребностей замкнутого региона.

Ключевые слова: региональная инфраструктура, региональная экономика


REGIONAL PECULIARITIES OF DEVELOPMENT SERVICES

Nazirova Yaha Ibraemevna
Chechen state University
Candidate of economic Sciences Associate Professor of the Department of taxes and taxation

Abstract
This article summarizes the features of the implementation of activities in the sphere of services directed at meeting the needs of a closed region.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Назирова Я.И. Региональные особенности развития сферы услуг // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/8026 (дата обращения: 30.09.2017).

В современном постиндустриальном обществе происходит­ переход от ранее существовавшего доминирования производства материальных благ к доминированию предоставления услуг и генерирования информации. Это было отмечено как тенденция еще в известной книге А. Тоффлера. С точки зрения обменных процессов это отражает всеобщую тенденцию восхождения: вещество – энергия – информация.

Различия между индустриальными и сервисными технологиями.
Невещественная сфера сервиса и особенно сфера производства информации в развитых странах – это самые важные и самые доходные сектора экономики. А движение в этом направлении остальных стран можно понимать как экономический мейнстрим современного мира.

Сервис – эта наиболее притягательная ныне область эксклюзивного обслуживания, где производство услуги и ее потребление не только взаимосвязаны, но и персонифицированы. Общая закономерность развития экономики ХХ века с точки зрения структуры спроса – переход от массового и недифференцированного спроса к эксклюзивному и предельно дифференцированному – здесь достигает апогея. Сервисный бизнес всегда шел по пути кастомизация (от customer­ – потребитель) и шел к индивидуализации, но этого не происходило бы, если бы данный тип проса не стал сегодня еще и экономически выгодным. Сейчас именно он создает фирмам в сфере сервиса преимущества в конкурентной среде. Чем больше ценность услуги для клиента, тем выше цена.

Но, по сути, мы имеем тут дело не со старой «сферой услуг», а с «сервисной фабрикой» – сегодня это новый принцип ведения бизнеса. Его иногда называют сервисным императивом и подразумевают при этом подход к удовлетворению потребностей отдельного клиента как идеал взаимодействия «поставщик услуг – клиент».

Главные технологии экономики сервиса – это поставка услуг и безупречная работа материально-сервисных связок. Основные признаки «сервисной экономики» – это стремление повысить полезность за счет ориентации на удовлетворение эксклюзивных потребностей заказчика и задачей здесь является максимизация степени их удовлетворения. Процедурно это происходит как «опекание» – во все более интерактивном режиме и имеет форму непрерывного отслеживания отношений с потребителем. Отсюда и новый тип управления, который отличается нарастающей быстротой принятия решений,­ все большей гибкостью и невозможной ранее свободой маневрирования.

Сервисный продукт и новый тип менеджмента
Отмеченные отличия сферы сервиса и промышленности очевидны, но дело не только в них. Дело в том, что на самом деле здесь мы имеем здесь новый тип менеджмента – сервисный (Р. Норманн) и управляет он созданием сервисного продукта – отдельной услуги (или овеществленного продукта + услуги). В них очень важен характер индивидуального использования а также высокий уровень совершенства продукта.[1]

Очевидно, что эти процессы в новом менеджменте коррелируются с возрастанием сетевой связанности всего сегодняшнего мира, который уже немыслим без множества форм интернета, систем сотовой связи, спутниковой навигации и т.д. Управление глобализируется и ускоряется. Современный менеджмент работает уже по принципу сборки из множественного, когда финансирование он находит в одной точке планеты, проект и экспертизу делает в других, производство рассредотачивает по частям еще где-то на других континентах, а клиент может жить хоть через улицу, хоть на обратной стороне планеты.

Эта линия нарастания глобальности, множественности и ускоренности стала главной для менеджмента сегодня­ и привела к изменению мировоззрения современных управленцев. Для достижения успеха в «цивилизации сервиса» им требуется новый менталитет, иные, чем раньше, способности и применение новых форм организованности – нередко без организации.

Сказанное здесь о тенденциях цивилизации сервиса добавляет немало специфических черт в рассмотренную ранее в общем виде ситуацию, в которой работает современный менеджер. Суть управления в сфере обслуживания с позиций организованности – его главной функции – заключается в удержании обозначенных установок в процессах выработки и принятии решений.[3,4] Менеджер прежде всего управляет поведением клиента. Он координирует работы во внутренней и внешней среде, управляет качеством и рисками, всеми факторами влияния на рынок. И еще он сегодня занят непрерывным развитием своего персонала – основного инструмента в достижении целей современного сервисного менеджмента.

Специфичным для нового типа сервиса является то, что функция использования приносит клиенту больше удовлетворения, чем ранее значимый факт владения товаром. Отсюда ведущая роль таких стимулов к совершению покупки, как комфортность, внимание к индивидуальности клиента, доброжелательность­ как дух среды контактов и т.п. Если в этом процессе и участвует овеществленный продукт, то он выступает только условием оказания услуги. Заказчик услуги – это не просто центр внимания, его предпочтения, их оттенки и направленность генезиса – это священная корова для сервиса. Хотя всегда в какой-то степени сохраняется возможность воздействовать на поведение потребителя, и вообще на рынок.

Итак, сервисный менеджмент ориентируется на максимально возможное удовлетворение специфических потребностей конкретного клиента путем предоставления ему сервисного продукта, обладающего качествами, ценимыми данным потребителем. Как менеджмент в организации, он обязан создавать комплекс условий для производства столь ценимого и дорогого продукта: обеспечить персоналом, ресурсами, технологиями и т.д. Как менеджмент в надсистеме, он несет обязанности по увязыванию целей и интересов клиентов, своей организации и т.д.

В основании развития рассмотренной выше новой сферы лежал опыт менеджмента ряда весьма известных сервисных фирм: SAS (авиаперевозки), Club Med (гостинично-туристический бизнес), Arthur Andersen Consulting (консультации и аудит), Federal Express (логистика), Wal-Mart (розничная­ торговля). Но то, что существовало внутри них в начальной форме и по частям, сегодня синтезировано и приобрело черты очередной тотальности.
Всеобщим стал организационный подход, который сделал основным движителем бизнеса качество услуги, которую клиент должен воспринять как эксклюзивную ценность – и купить.

По утверждениям аналитиков, наиболее интенсивные процессы изменения структуры занятости идут не в тех отраслях, которые традиционно считались сферой услуг – бытовых, торговых и транспортных, а несколько в других. Но развитие экономики в мире происходит неравномерно. Поэтому для стран БРИКС описанная выше философия сервиса – это скорее будущее, более-менее отдаленное. Это не значит, что в них нет своей сферы сервиса, она есть, и мы ее сейчас рассмотрим. Это значит, что она пока просто другая и представляет из себя более ранний вариант развития этой же системы.
Сначала определимся с наиболее общими признаками разделения услуг на разновидности. И начнем с одного из предельных способов деления, предлагаемого в литературе [2]: это деление сферы услуг на бинарном основании (материальное – духовное).

Состав­ сферы обслуживания населения.

С нашей точки зрения, в этом подходе много спорного. Трудно понять, почему связь, скажем, удовлетворяет материальные потребности людей, а социальное обеспечение относится к «духовным запросам». Может лучше пойти по признаку формы удовлетворения услуг. Мы предлагаем деление услуг по трем типам обменных процессов. Классификации услуг сводились к установлению связи вещественно-энергетического типа и их градуировке: услуги дифференцируются от чистой услуги до услуги, связанной с материальным продуктом. Но что есть «чистая услуга»? С нашей точки зрения, это вся область энергетических обменных процессов. Энергия – такая же разновидность материи, как и вещество, и она в принципе не существует без присутствия вещественно-материальных объектов и невещественных потоков информации. Просто пропорции связки вещества и информации у разных типов услуг разные. Поэтому можно выделить специфические предельные зоны услуг по этой связке ВЭИ:

- услуга с опорой на вещественный носитель, связанная с ним (В-Э),

- услуга равновесного типа, где главное – сам обмен­ энергиями;

- услуга преимущественно информационного типа (И-Э).

Например, возникновение информационной экономики с этой точки зрения можно вообще трактовать, как восхождение от более грубых и сильных энергий, связанных с веществом (в индустриальной экономике) к слабым управляющим энергиям в постиндустриальной, инновационной экономике знаний. И выход в мировые лидеры сервиса именно компаний, изготовляющих софт (типа Майкрософта, но не он один), доказала, что главное отнюдь не «железо», т.е. вещество компьютера, главным оказалась информационная (И-Э) услуга, позволяющая лучше и быстрее оперировать.
Можно рассмотреть также тенденцию двух пределов в потреблении услуг: нарастающая автоматизации и деперсонализации массовых услуг, осуществляющихся без участия человека (автомат, механизм) и на другом полюсе – максимальной персонализации (я стригусь только у Зверева и т.п.). Здесь основанием является стратификация общества, а «массовые и дешевые» и «дорогие и эксклюзивные» – это характеристики потребительских пределов в рамках данной стратификации. Основная часть сферы услуг пока что располагается посередине и, что характерно, перемещение массы­ работающих именно в эту сферу, особенно в развитых странах, было связано с выводом из этих развитых стран большинства видов индустриального производства. В этом процессе в Европе и Америке исчезали целые классы – например, резко снизился процент индустриального пролетариата.

Сфера сервиса – это совокупность видов деятельности, производящих и реализующих услуги. Здесь фигурируют следующие разновидности: бытовые, жилищно-коммунальные, пассажирского транспорта, связи, физической культуры и спорта, медицинские и санаторно-оздоровительные, учреждений культуры, ветеринарные, правового характера, банков, системы образования и прочие – согласно Общероссийскому классификатору услуг. Это так называемые классические разновидности направлений, по которым у нас в стране оказывали и оказывают услуги.


Библиографический список
  1. Большаков А.С.Шлафман А.И.Михайлов В.И. Современный менеджмент организаций: теория и практика. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2011. -270 с
  2. Морозова, Е.Я. Государственное регулирование экономической деятельности организаций культуры и искусства: дисс.. канд. эконом. наук/Е.Я. Морозова. -СПб., 2000. -150 с.
  3. Хольнова Е.Г. Воспроизводство основных фондов в промышленности посредством лизинга: автореф. дис. … канд. экон. наук/Е.Г. Хольнова. -СПб., 1998. -24 с.
  4. Шлафман А.И. Законодательное регулирование предпринимательства, теоретические основы государственного регулирования препринимательской деятельности//Российское предпринимательство. 2009. № 1-1. С. 25-29.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: