Достаточно серьезной проблемой для властей являлись депортированные народы – они требовали к себе пристального внимания, так скажем, с ними было много возни. Одну из постоянных проблем в данном контексте представляли собой крымские татары [1].
Советское руководство по-своему пыталось снять напряжение, возникшее из-за того, что крымским татарам было отказано вернуться в регионы их раннего проживания. В ответ на письмо 1956 г. коммунистов – крымских татар в ЦК была направлена записка, в которой описывались обстоятельства, в которых существовали крымские татары в Средней Азии, и перечислялись принимавшиеся меры со стороны ЦК КП Узбекистана, направленные на сохранение собственной национальной культуры и улучшению среди них массово-политической работы.
Работники ЦК КПУ в декабре 1956 г. и январе 1957 г. имели встречи с уполномоченными от крымских татар. Конкретных результатов они не принесли. Как следствие, областные и районные комитеты партии получили указания привлекать крымских татар к деятельности общественных организаций, выдвигать их в состав региональных властных структур и т.п. В записке подчеркивалось, что в республике на радио проводятся программы на языке крымских татар, образованы крымско-татарский ансамбль и секция крымско-татарской литературы при Союзе писателей Узбекистана. В 1957 г. в республике началось издание газеты «Ленинское знамя» на языке крымских татар.
Хотя уполномоченные крымско-татарского народа настойчиво пытались выйти на прямой контакт с представителями самого высокого руководства страны, последние не спешили. Как правило, все ограничивалось уровнем отдела союзного или республиканского ЦК партии. Причем, узбекский Центральный комитет обязан был регулярно отчитываться перед центром о положении дел. Как правило, информация «наверх» поступала несколько далекая от реальности, зато вполне благополучная и не вызывавшая особого беспокойства.
После отставки Н.С. Хрущева активные деятели крымско-татарского движения усилили свою деятельность, главным образом, в плане «атаки» на высшие органы руководства страны.
Стремясь не допустить возвращения крымских татар в Крым, и осознав неубедительность прежней аргументации, начинается формирование «нужного» общественного мнения. В 1966 г. появляются письма руководителей партизанского и подпольного движения, в которых на основе личных воспоминаний, с привлечением обширного архивного материала показывалась коллаборационистская деятельность крымских татар в годы Великой Отечественной войны. На основании чего, делался вывод о нежелательности их возвращения. Все положительные моменты истории депортированного народа замалчивались.
В основе политики советского руководства в отношении крымских татар, по их мнению, лежали следующие положения:
«1. Крымские татары являются историческим врагом России и тяготеют к Турции.
2. Крымские татары не являются самостоятельной нацией.
3. Крымские татары не составляли и не составляют большинства населения в Крыму.
4. Крым занимает важное стратегическое положение.
5. Крым – это всесоюзная здравница, или представляет общегосударственный интерес, и Крым – перенаселен» [2, л. 54].
В принципе крымские татары верно расценили позицию властей. Так, в своей докладной в ЦК партии первый секретарь ЦК Украины П. Шелест, утверждал об отсутствии необходимости пересмотра вопроса о невозвращении татар в Крым, поскольку: «во-первых, бывшая Крымская АССР являлась многонациональной республикой, а не автономией одних крымских татар; во-вторых, «возвращение татар к прежнему месту жительства и связанная с этим необходимость переселения из Крыма большого числа нынешнего населения причинили бы громадный ущерб государственным интересам и были бы огромной несправедливостью в отношении сотен тысяч граждан сегодняшнего Крыма»; в-третьих, «переселение татар в Крым отрицательно сказалось бы как на экономике тех районов, где они сейчас проживают, так и на их собственном благосостоянии»; в-четвертых, изменой Родине в Великой Отечественной войне [3, с. 162].
В 1966 г. была создана комиссия ЦК партии по вопросу крымских татар (М. Георгадзе, Н. Захаров, И. Капитонов, В. Павлов, Р. Руденко, Н. Савинкин, В. Степаков и т.д.).
В 1967 г. (5 сентября) были приняты Указ и Постановление Президиума Верховного Совета СССР. Хотя в циркулярах было зафиксировано, что граждане татарской национальности, раньше обитавшие в Крыму и их домочадцы, имеют право, как другие советские граждане, жить в любом месте СССР по положениям действовавшего закона о трудоустройстве и нормам паспортного режима [4, с. 72], все же, различным властным органам и общественным структурам предлагалось вести профилактическую работу, направленную на предупреждение антиобщественных проявлений, к инициаторам подобных действий рекомендовалось применять разные меры влияния.
В регионах представители партийных работников, включая и членов ЦК КПСС, в Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Таджикистане проводили массовую разъяснительно-агитационную работу среди крымских татар в отношении Указа и Постановления.
Самовольное переселение крымских татар продолжалось. В служебной записке о состоянии паспортного режима в Крымской области от 1 октября 1973 г. Н. Кириченко требовал распространения действия постановления Совета Министров СССР № 700 (8 сентября 1969 г.) «о мерах по усилению паспортного режима и ограничению прописки граждан в городе Севастополе» и п. 3 постановления Совета Министров СССР № 658/211 (15 августа 1966 г.) «Об укреплении паспортного режима в городах Москве, Ленинграде и Московской области» на Крымскую область. Н. Кириченко настаивал на предоставлении местным административным органам права «производить выселение за пределы области в административном порядке злостных нарушителей паспортных правил и членов их семей к прежнему месту жительства» [5, л. 26].
Информационная записка председателя КГБ Ю.В. Андропова (27 июня 1977 г.) содержала обширный материал о распространении «автономистами» клеветнических материалов и подстрекательской деятельности по вопросу массового переселения крымских татар. Органы безопасности вели серьезную работу по «предупреждению и недопущению … антиобщественных акций» со стороны крымскотатарских лидеров [6, л. 2-3].
Специфика судебных дел крымских татар заключалась в том, что эти дела по сути своей являлись политическими, тогда как формальное обвинение сводилось к нарушению паспортного режима. Однако приговор был максимально строгим.
В августе 1978 г. было принято постановление № 700 Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по укреплению паспортного режима в Крымской области». Постановление определяло, что лица, прибывшие в Крымскую область в неорганизованном порядке, не прописанные там, должны были удаляться из области органами внутренних дел или выселяться за пределы области на срок до двух лет и т.д. Граждане, владельцы домов, наниматели или поднаниматели жилых помещений, допускавшие проживание других лиц у себя без паспортов, без прописки или регистрации, могли быть даже выселены за пределы Крымской области на срок до двух лет. Хотя постановление непосредственным образом не адресовано крымским татарам, однако, его действие напрямую затронуло их.
Следует согласиться с О. Волобуевым, считавшим, что «определенную роль в отрицательном отношении к крымским татарам сыграла информация, а точнее, дезинформация КГБ, изображавшая крымскотатарское движение за возвращение в Крым как сугубо экстремистское» [3, с. 168].
Библиографический список
- Мебадури С.З., Королев А.А., Королева Л.А. Крымские татары в СССР: из истории депортированных народов // История и археология. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/07/1070 (дата обращения: 10.10.2014).
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 62. Д. 2.
- Волобуев О. Крымскотатарский вопрос по документам ЦК КПСС (Вторая половина 50-х – середина 80-х гг. ХХ в.).) // Отечественная история. 1994. № 1.
- Так это было. Национальные репрессии в СССР. 1919-1952 годы. М.: Инсан, 1993. Т. III.
- РГАНИ. Ф. 4. Оп. 66. Д. 107.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 73. Д. 1878.