УДК 65.01

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Заболоцкая Кристина Владимировна1, Популо Анастасия Андреевна1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
Работа посвящена исследованию особенностей бухгалтерского учёта в организациях, занимающихся инновационной деятельностью. Выявлены важнейшие проблемы, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета по НИОКР. Подробно представлены ограничения налогового учета по сравнению с бухгалтерским при учете расходов. Выделены и обоснованы экономические рычаги стимулирования развития инноваций.

Ключевые слова: контроль, оптимизация решений, организация, планирование, процесс управления, руководство, функциональный менеджмент


ACCOUNTING IN ORGANIZATIONS INVOLVED IN INNOVATIVE ACTIVITIES

Zabolotckaia Kristina Vladimirovna1, Populo Anastasia Andreevna1
1Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
The article is devoted to the research and description of basic management functions: planning, organizing, leading and controlling. Here is shown the correlation of these functions. Implementation of functions was analyzed by the example. It is found and described the necessity of attention to the managing functions.

Keywords: controlling, functional management, leading, management process, optimal decision making process, organizing, planning


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Заболоцкая К.В., Популо А.А. Функциональный менеджмент как метод оптимизации принятия и реализации управленческих решений // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7903 (дата обращения: 27.05.2017).

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Особенностью менеджмента является то, что он координирует и объединяет рабочую деятельность других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной.

Описание работы менеджера – задача непростая. Как не бывает двух совершенно одинаковых организаций, так не бывает и совершенно одинаковых видов деятельности управленческого персонала. С точки зрения функционального подхода менеджеры, координируя деятельность своих сотрудников, для поддержания существования организации, для реализации корпоративных целей выполняют четко определенные обязанности,называемые функциями. Данная тема очень актуальна, поскольку как раз функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, типа, формы собственности, сферы деятельности, назначения и т.д.) той или иной организации. Целью работы является определение значимости основных функций менеджмента и анализ реализации этих функций на конкретных примерах.

Каковы же эти функции? Впервые состав функций управления предложилфранцузский промышленник АнриФайоль. Еще в начале 20го века он предположил, что все менеджеры выполняют пять основных управленческихфункций: планирование, организация, руководство, координация и контроль. [5]

Со временем количество функций сократилось до четырех: планирование, организация, руководство и контроль.Каждая функция управления имеет целевую направленность и различные особенности, но в то же время все они взаимозависимы и представляют собой определенную связанную систему. Лишь совокупностьэтих функций полностью отражает процесс управления, следовательно, выполнение этих функций обеспечивает комплексное, полное, системное управление и эффективность деятельности организации.Давайте кратко определим, что означает каждая из этих функций управления. Управленческие функции каждого блока характеризуются своей логикой и иерархией следования.[1,4]

• Функция планирования

Поскольку компании существуют для того, чтобы достичь некоторой цели,кто-тодолжен четко определить эту цель и способы ее достижения. Этим “кто-то” является управленческий персонал. Функция планирования включает в себя определение целей организации, установление общей стратегии для их достижения, а также разработку всесторонней иерархической структуры планов для объединения и координации разных видов деятельности компании. [1]

Компания Harley-Davidson известна во всем мире своими мотоциклами. Однако спрос на мотоциклы Harley какое-то время значительно превышал предложение, и потребителям нередко приходилось подолгу ждать, пока они смогут приобрести ту или иную популярную модель. Что происходит, когда потребитель разочаровывается на столько, что покупает средство передвижения у конкурента компании? Возможно на данном этапе менеджерам компании следовало уделить больше внимания планированию.

Анализ показателей эффективности в организациях, планирующих свою деятельность, обычно свидетельствует о его позитивном воздействии. Для достижения высоких результатов  и повышения эффективности работы организации необходимо четко выделять круг работы и устанавливать цели и задачи, стоящие перед компанией.

• Функция организации

Менеджеры отвечают также за определение и создание структуры компании.Эта функция называется организацией. Она включает в себя определение заданий, которые необходимо выполнить; назначение служащих, распределение обязанностей; группировка заданий; создание структуры отчётности; распределение ресурсов и того, на какомуровне будут приниматься различные решения. [1]

Вспомним пример – конвейер, созданный в начале XX века Г.Фордом. Форд смог производить автомобили с невероятной скоростью, разбив производственный процесс на отдельные стандартные задачи. Хороший пример качественной организации.

• Функция руководства

Управленческая работа заключается в объединении и координировании отдельных видов деятельности сотрудников. В этом состоит функция руководства. Когда менеджеры мотивируютдеятельность подчиненных, направляют действия других лиц, выбирают наиболее эффективные каналы взаимосвязи или решают конфликты среди работников, они руководят. [1]

• Функция контроля

И наконец, последняя функция, которую выполняют менеджеры, заключается в контроле. Даже после того, как цели определены, планы разработаны, выбрана и создана структура компании, нанят и обучен персонал и обеспечена его мотивация, что-то может по-прежнему не получаться. Чтобы обеспечить надлежащий ход событий, менеджеры должны контролировать качество выполнения работ. При этом фактическоекачество работы необходимо сравнивать с поставленными целями. Обнаруживая любые существенные отклонения, именно управленцы обязаны вернуть процесс в нужную колею. Такой процесс отслеживания рабочей деятельности, направленный на то, чтобы гарантировать, что она ведется в запланированном порядке, включающий и корректировку отклонений и называется функцией контроля.Лучше понять воздействующие на организацию силы и вовремя решить возникшие проблемы помогает внимательный контроль за изменениями во внутренней и внешней среде. В феврале 2003 года произошла авария при запуске космического корабля Columbia, причиной которой стало игнорирование некоторых проблем менеджерами. Контроль важен потому, что он выступает заключительным звеном в цепи управленческой деятельности. Это единственный способ для менеджера узнать, достигаются ли  организационные цели.[1]

Конечно, в реальном мире то, чем занимается управленческий персонал,  далеко не всегда случается в этой логической последовательности. Однако это вовсе не умаляет важности этих базовых функций, выполняемых менеджментом. Менеджмент необходим компаниям любых типов и размеров, нужен на всех организационных уровнях и во всех сферах деятельности любой организации. В любом случае, в любой обстановке менеджеры будут планировать, организовывать, руководить и контролировать.Подход к описанию работы управленческого персонала с точки зрения функций и процесса сохраняет свою популярность, потому что он отличается простотой и четкостью. Успешность решений зависит от профессионализма самого менеджера и эффективности реализации функций управления.

В категории «функция» отражается и количественная сторона зависимости, и качественная — как способность содействовать сохранению системы. Функциональный подход способен охватить имеющиеся теоретические разработки в целях построения общей теории фирмы прикомплексном обеспечении ее микроэкономической надежности.[3]

В качестве примера применения функционального менеджмента рассмотрим формирование управляющей надсистемы процесса распределения на зерновом рынке (см. рис.).[2]

Таким образом, проведенное исследование показало, что управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ или функций управления. В свою очередь, процесс управления является общей суммой всех функций. Основа любой управленческой деятельности – это рациональное сочетание менеджером основных общих функций: планирования, организации, мотивации, контроля.Связями между функциями являются процессы принятия решений и взаимодействие отдельных уровней организации.Анализ указанных направлений позволяет сделать вывод онеобходимости пристального внимания к управленческим функциям. Функциональный подход до сих пор считается самым удобным для концептуализации работы менеджера.


Библиографический список
  1. Стивен П. Роббинз, Мэри Коултер, Менеджмент, 8-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательсский дом «Вильямс», 2007. – 1056 с.
  2. Бойко Д.А.Интегрированный подход к функциональному логистическому менеджменту на рынке зерна:ТЕRRА ECONOMICUS,2012, Том 10,часть 3. – С. 64-67.
  3. Дрогобыцкий И.Н. В поиске теоретической основы организационного менеджмента// Экономика образования. – 2012. – № 1. – С. 131–152.
  4. Маринцев Д. А. Системно-функциональная теория фирмы как основа совершенствования менеджмента, 2010. – 3с.
  5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Вильяме, 2011. – 672 с.


Все статьи автора «Заболоцкая Кристина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: