ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Смирнов Владимир Петрович1, Зверева Наталья Евгеньевна2
1Дальневосточный федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента
2Дальневосточный федеральный университет, студент

Аннотация
В статье рассмотрено содержание стратегического управления коммерческой организацией. Дана оценка состоянию внешней и внутренней среды. Определены недостатки организационной и управленческой деятельности.

Ключевые слова: внешняя и внутренняя среда, задачи, персонал, стратегическое управление, структура, технологии, цели


DETERMINATION OF THE STRATEGIC MANAGEMENT OF A COMMERCIAL ORGANIZATION

Smirnov Vladimir Petrovich1, Zvereva Natalia Evgenevna2
1Far Eastern Federal University, PhD, Associate Professor, Department of Management
2Far Eastern Federal University, student

Abstract
The paper considers the content of the strategic management of a commercial organization. The rating of the external and internal environment is given. Disadvantages of organizational and managerial procedures defined.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнов В.П., Зверева Н.Е. Определение содержания стратегического управления коммерческой организацией // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/09/7827 (дата обращения: 26.02.2024).

Любая коммерческая организация функционирует в рамках внешней и внутренней среды. Эти рамки предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на управленческие действия. Эти действия компании возможны только в том случае, если среда допускает их осуществление.

Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду (среду прямого влияния на предприятие), которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

- макросреду, влияющую на предприятие и на его микросреду; она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.

Результаты анализа внешней среды компании, занимающейся добычей и переработкой рыбы и морепродуктов в бассейнах Охотского, Берингового и Японского морей,  посредством PEST-анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты PEST- анализа внешней среды компании

Факторы

Значения влияния

Критический синтез

Социальные

- уровень безработицы;

-

Формирование рациональной кадровой структуры
- мобильность населения;

+

Совершенствование системы стимулирования труда
-старение населения

-

Повышать квалификацию персонала старшего поколения
-уровень образования

+

Поддержание уровня профессиональной подготовки кадров

Технологические

- получение (закупка) материала, ЗИПа из разных стран

+

Контроль за потреблением поставляемой продукции
-расширение использования иновационных технологий

+

Использование новых технологий для повышения качества работы
- модернизация оборудования

+

Расширение влияния на рынке
Экономические
- увеличение конкурентных фирм

-

Разработка маркетинговых программ
- сезонность

-

- растущий уровень инфляции

-

Регулярный финансовый анализ
- колебания курса валют

-

Анализ курса валют

Политические

-изменение налогового законодательства

-

Отслеживание изменения законов
- изменение законов о безопасности мореплавания

+

- экономика рынка

+

Страхование поставок, стимулирование партнеров

Из таблицы видно следующее:

- изменение законодательства позволяет компании воспользоваться благоприятными возможностями для завоевания ниш на рынке, расширения сферы деятельности;

- экономическая нестабильность в стране является угрозой для таких предприятий, как исследуемая компания;

-  географические расположение  отрицательно влияет на деятельность предприятия;

-  темп оттока населения существенно вырос за последние три года; этот фактор отрицательно влияет на работу предприятия;

- образование является возможностью для компании получать в свое распоряжение высококвалифицированных сотрудников, которые могут грамотно и в кратчайшие сроки достигать намеченных целей.

Результаты SWOT- анализа, который позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия, его текущие возможности, потребности, потенциальные угрозы, представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Матрица SWOT-анализа компании

Сильные стороны

- повышение уровня услуг;

- наличие комплекса услуг на одной территории;

- поддержание длительных взаимовыгодных отношений с зарубежными партнерами;

- ориентация на потребителя;

- увеличение ассортимента товара

Слабые стороны

- расположение предприятия;

- несоответствие затрат и сложившихся цен;

- ограниченность финансовых ресурсов;

- недостаток специалистов;

-несовершенство системы сбора и обработки информации;

- недостаточно эффективный

менеджмент;

- слабая мотивация персонала в развитии предприятия

Возможности

- выход на новые рынки;

- рост емкости целевых рынков;

- интеграция;

- создание новых технологий;

- получение государственных заказов.

Угрозы

- ликвидация;

- уменьшение емкости целевых рынков;

- неблагоприятная правительственная и региональная политика;

- усиление конкурентного давления зарубежными компаниями;

- изменения предпочтения потребителями.

По данным матрицы видно, что предприятию в настоящее время при всех его сильных и слабых сторонах, возможных угрозах и благоприятных возможностях необходимо пересмотреть существующую стратегию развития, изменить организационную структуру. Это будет первым и самым важным шагом в направлении стабилизации положения предприятия на рынке. Грамотно проработанная стратегия будет способствовать реализации поставленных задач и повышению эффективности функционирования организации.

Поскольку одна из главных целей коммерческой организации – получение прибыли на рынке, она должно планировать и управлять процессом маркетинга. Маркетинг – это специфический элемент системы управления предприятием. Его главными задачами являются:

- получение необходимой информации о рынке и его участниках;

- планирование выпуска и реализации продукции (услуг);

- разработка системы ценообразования;

- организация поставок и распределения готовой продукции;

- составление прогноза расширения сбыта и увеличения сферы охвата рынка.

Отдела маркетинга в компании нет, поэтому управление маркетингом в компании в целом и во всех ее подразделениях осуществляют отдел реализации и планово-экономический отдел. Эти отделы занимаются планированием и организацией сбыта, разработкой сбытовой и рыночной  политики, важным составным элементом которой является ценовая стратегия, включающая методы и формы расчетов с потребителями и заказчиками, условия платежей. Они также разрабатывают предложения по совершенствованию управления и организации производства.

Из широкого спектра маркетинговых функций в компании выполняется весьма ограниченный круг: изучение товарного рынка, реклама, сервисное обслуживание заказчиков, проведение ценовой политики. Маркетинговые исследования должны проводиться в любой организации для получения специфической информации, которая позволяет снизить финансовые риски для фирмы, получить конкурентные преимущества, координировать стратегию, оценивать эффективность деятельности предприятия. Однако в компании маркетинговые исследования не проводятся должным образом.

Задачами компании  в области маркетинга являются:

- завоевание популярности и доверия у заказчиков;

- утверждение на рынке;

- оказание дополнительных услуг заказчикам;

- расширение клиентской базы.

Для привлечения потенциальных клиентов используется реклама. Особое значение придается следующим аспектам:

- схеме распространения (территория Дальнего Востока России, ближайшие зарубежные страны);

- потенциальным покупателям (фирмам, приобретающим продукцию компании для последующей переработки);

- проведению рекламных компаний (изготовление  рекламной атрибутики – календари, книги, открытки, участие в международных выставках).

При создании маркетинговой структуры в компании  необходимо соблюдение ряда принципов ее построения, таких как единство целей, простота маркетинговой структуры, эффективная система связей между подразделениями, единоначалие, малозвенность маркетинговой структуры, гибкость и приспособляемость. Базовыми целями являются: объем продаж, прибыль, отношение прибыли к объему продаж, доход на одну акцию, доля предприятия на рынке, структура капитала. При этом цели не должны исключать друг друга. Простота и четкость построения «дерева целей» способствует более легкому приспособлению к ней персонала предприятия, его активному участию в реализации целей. Эффективная система связей между подразделениями должна обеспечивать четкую передачу информации и обязательно иметь обратную связь. Каждый служащий должен получать приказы только от одного начальника. Чем меньшим количеством звеньев характеризуется структура, тем менее длительной оказывается передача информации снизу вверх и распоряжений дирекции сверху вниз. Координацию ответственности должно осуществлять высшее руководство службы маркетинга. Под влиянием быстрого изменения потребительского спроса, высоких темпов научно-технического прогресса, роста масштабов и усложнения производства, а также действия других факторов, изменяются характер и направление целей предприятия, способы их достижения. Маркетинговые структуры могут считаться гибкими только в том случае, если они способны менять свои организационные формы при изменении стратегии предприятия. Для того, чтобы маркетинговые структуры были гибкими, предприятие должно постоянно располагать текущей информацией о внутреннем состоянии дел и внешней среде. В настоящее время компания не располагает развитой маркетинговой структурой. На ее создании и необходимо сосредоточить усилия руководства компании.

Внутренняя среда организации – это ее части, ситуационные факторы внутри нее, состав и взаимосвязи системы (цели, структура, задачи, технологии, люди).

Развитие компании невозможно без высоких технологий. Для достижения поставленных задач необходимо наличие компетентного персонала с высокой мотивацией, способного извлекать пользу из ресурсов, действовать в интересах предприятия и клиентов. Обучение на базе учебно-технического центра компании молодых производственных рабочих будет способствовать повышению производительности труда и в перспективе обеспечит предприятие квалифицированными кадрами. Это приведет к снижению текучести кадров и к увеличению рабочих мест.

Организационная структура компании носит линейный характер. Каждое подразделение возглавляет руководитель, осуществляющий в его пределах единоличное руководство. Выбор данного типа организационной структуры был обусловлен необходимостью единства и четкости распорядительства, согласованности действий исполнителей, простоты управления, четко выраженной ответственности и оперативности в принятии решений. Однако в современных условиях линейная организационная структура представляется устаревшей. В компании установлены четко определенные и поставленные на исполнение цели и задачи, поскольку именно хорошо поставленная цель будет влиять на эффективность функционирования предприятия.  Это относится к предприятию в целом. Однако без успешной деятельности всех его подразделений общей цели не достичь. Поэтому необходимо, чтобы каждое подразделение предприятия поставило для себя определенную цель, которая в совокупности с другими поможет добиться общей цели. Для  достижения целей предприятия каждое подразделение выполняет соответствующие задачи, что отражается на внутренней структуре предприятия. Однако существующая технология принятия и исполнения решений не позволяет доводить задачи верхнего уровня (в отношении прибыли, реализации продукции, экономии ресурсов) до всех низовых подразделений.

Руководство компании перевело ряд производств на внутренний хозяйственный расчет, понимая, что от эффективности  структурных подразделений будет зависеть общая эффективность функционирования предприятия. Однако и эта мера не дала положительных результатов.

На предприятии наблюдаются недостатки в проведении кадровой политики практически во всех подразделениях. Главная проблема – отсутствие действенной системы  подготовки и переподготовки кадров. При этом ссылки руководства предприятия на недостаток оборотных средств представляются необоснованными, так как потери от недостаточной квалификации сотрудников  выливаются в гораздо большие суммы.

Нерационально используются квалифицированные кадры. Проблема использования высококвалифицированных кадров усугубляется низким уровнем оплаты труда. Так, оплата ведущего технолога, ведущего конструктора, ведущего специалиста по особо опасным объектам, начальника отдела технической диагностики составляет 10000-12000 рублей. Такая ситуация имеет место не только с ведущими специалистами. В результате работники предприятия вынуждены искать приработок на стороне. Соответственно, отвлечение сил и знаний от исполнения своих непосредственных обязанностей на предприятии приводят к резкому снижению культуры производства, нарушению технологии принятия решений, ухудшению исполнительской дисциплины.

В целях предотвращения текучести кадров и обеспечения производственной программы руководству компании необходимо принять меры для привлечения и удержания высококвалифицированных работников.

В ходе перестройки управления компанией должны быть учтены особенности внешней и внутренней среды. При этом должен быть применен предпринимательский подход [1, с. 17]. При внедрении системы стратегического управления в компании [2] необходимо учитывать ранжирование ее целей и задач.


Библиографический список
  1. Смирнов В.П. Направления развития современного предпринимательства / Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 10 (22). С. 16-24.
  2. Смирнов В.П., Зверева Н.Е. Предпринимательский подход к стратегическому управлению коммерческой организацией // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5202 (дата обращения: 01.08.2014).


Все статьи автора «Смирнов Владимир Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: