УДК 60.561.322

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Заливанский Борис Васильевич
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий

Аннотация
В статье проанализированы современные подходы к проблеме повышения профессионализма муниципальных служащих. В качестве ключевого элемента решения данной проблемы рассматривается необходимость последовательной алгоритмизации процесса формирования информационно-коммуникативных компетенций. Предлагаются основные направления и возможные компоненты целостной системы развития компетенций муниципальных служащих.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, компетенции, муниципальные служащие


THE FORMATION OF INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCIES OF MUNICIPAL EMPLOYEES

Zalivansky Boris Vasilevich
Belgorod State National Research University
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Social Technologies Department

Abstract
The article analyzes modern approaches to the problem of increasing the professionalism of municipal employees. As a key element of the solution of this problem need of consecutive algorithmization of formation process of information-communicative competencies is considered. Basic directions and possible components of an integrated system to develop skills of municipal employees are suggested in the article.

Keywords: competence, information and communication technologies, municipal employees


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Заливанский Б.В. Формирование информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7711 (дата обращения: 29.09.2017).

В настоящее время большинство муниципальных служащих обладают недостаточным уровнем информационно-коммуникативной компетентности, в результате чего возникают проблемы с эффективным исполнением ими должностных обязанностей и обеспечением функционирования муниципальных органов власти. В связи с этим весьма актуальным представляется необходимость проведения анализа существующих механизмов формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности муниципальных служащих, выступающей ключевым фактором обеспечения необходимого уровня профессионализма.

Теоретическое обоснование направлений повышения профессионализма специалистов системы муниципального управления посредством формирования и развития информационной и компьютерной компетентности исследовалось в различное время отечественными учеными. Например, Л.В. Богданова под коммуникативной компетенцией муниципального служащего понимает «умение строить отношения с другими специалистами», а также – «умение довести необходимую управленческую информацию, обеспечить ее восприятие и реализацию в процессе профессиональной деятельности» [1, c. 122]. Автор подчеркивает, что основная роль в процессе формирования информационно-коммуникативных компетенций принадлежит вузам. Информационно-технологическая компетентность персонала организаций разного типа изучалась К.А. Васильевым [2], А.С. Карпеченко [3].  Тем не менее, в настоящее время, в отечественной науке нет разработанного алгоритма развития информационно-коммуникативных компетенций кадров муниципального управления, который, можно было бы, эффективно применять на практике.

Современный этап общественного развития характеризуется возрастающей ролью информационных технологий в процессе управления.

В связи с этим  профессионально значимые качества специалистов стали основываться не столько на объеме и полноте конкретного знания, сколько на способности  самостоятельно пополнять их, эффективно, а главное грамотно использовать имеющиеся в распоряжении информационные ресурсы, адекватно воспринимать поступающую из внешней среды информацию и  др.

В связи с эти, в условиях компьютеризации и информатизации всех подсистем общества, определяющим фактором результативности профессиональной деятельности муниципальных служащих становится уровень их информационно-коммуникативной компетентности.

Систематизация исследований различных авторов, дает возможность рассмотреть информационно-коммуникативную компетентность муниципальных служащих как совокупность следующих умений и навыков:

- умение специалиста в процессе профессиональной деятельности анализировать и формулировать свои информационные запросы;

- готовность и умение муниципального служащего оперировать различными источниками информации, осуществлять их сознательный, а главное грамотный выбор;

- способность свободно ориентироваться в большом информационном потоке, определять степень надежности получаемой информации;

- знание и самостоятельное использование на практике кадрами муниципального управления алгоритмов работы с информацией;

- способность создавать, обрабатывать, передавать, хранить, распространять информацию;

- навыки работы со средствами электронно-вычислительной, копировально-множительной, печатающей техники, устройствами, средствами факсимильной связи и другими устройствами, способствующими оптимизации профессиональной деятельности муниципального служащего.

Год за годом постоянно меняющаяся реальность выводит на рынок новые технологии, использование которых способствует оптимизации управления, как в коммерческом секторе, так и в органах государственного и муниципального управления. В скором времени карьерный рост муниципальных служащих будет зависеть от быстроты освоения этих технологий, что в свою очередь формирует у специалистов потребность в развитии информационной компетентности.

В наиболее общем представлении под развитием следует понимать изменение, направленное на приобретение и усвоение новых или совершенствование имеющихся характеристик. Данный процесс, характеризующийся преимущественно движением вперед можно отождествлять с прогрессом.

Так профессор В.С. Стешенко рассматривает развитие как интегральную характеристику достижений на пути прогресса и культуры как рост возможностей человека в процессе использования его собственных сил [4, c. 15]. В свою очередь, развитие информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих  представляет собой  целенаправленный процесс комплексного  совершенствования уже имеющихся, а также приобретение новых  информационных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную адаптацию кадров к постоянно меняющимся условиям административно-управленческой деятельности.

Развитие информационно-технологических и коммуникативных качеств должно представлять собой одновременное совершенствование нескольких элементов:

- познавательно-интеллектуального;

- технологического;

- информационно-коммуникативного;

- прогностического;

- эргономического;

- психологического;

- процессуального [5, c. 136].

Основными существующими формами развития информационной компетентности муниципальных служащих являются:

- повышение квалификации в ВУЗе;

- дистанционное обучение на рабочем месте;

- обеспечение специальной литературой;

- получение второго высшего профессионального образования;

- обучение в аспирантуре.

Повышение квалификации предусматривает прохождение специализированных курсов на базе высших учебных заведений. Учебно-образовательная программа подобных занятий должны включать дисциплины, направленные на совершенствование уровня компьютерной и информационной грамотности специалистов. Однако, в большинстве случаев, на практике, данные курсы направлены в основном на совершенствование и пополнение сугубо профессиональных знаний, умений и навыков. Компьютерные и информационные технологии в их рамках изучаются в самом общем виде, чего, безусловно не достаточно для воспитания информационно грамотного специалиста, способного в полной мере эффективно выполнять задачи, касающиеся информационно-технологической стороны профессионально-управленческой деятельности.

Дистанционное обучение на рабочем месте предполагает повышение уровня  профессиональной грамотности, в том числе и компьютерных и информационных умений и навыков. В настоящее время подобная форма профессионального образования реализуется посредствам использования электронных учебно-методических комплексов.

Электронный учебно-методический комплекс  – это учебное электронное издание, программный мультимедиа-продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактически обоснованного процесса обучения, содержащий систематизированные теоретические, практические и контролирующие материалы, подготовленные в соответствии с принципами интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности [6. C. 53].

Таким образом, формирование профессиональных компетенций муниципальных служащих должно представлять собой долгосрочный процесс постепенного развития основных информационно-коммуникативных и технологических профессиональных качеств специалиста.

В целях оценки состояния информационно-технологических знаний, умений и навыков кадров муниципального управления в июне 2013 года было проведено социологическое исследование по оценке состояния информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих администрации города Белгорода (N = 50). Полученные результаты свидетельствуют о том, что знания большинства муниципальных служащих об информационной компетентности специалиста достаточно поверхностны, это подтверждается тем фактом, что  лишь некоторые респонденты указали в качестве элементов информационной культуры такие варианты как знание негативных возможных последствий работы с компьютерной техникой  (9,30%), понимание современной картины мира (6,98%), доступ к информации, составляющей государственную тайну (2,33%). При этом 88% опрошенных считают уровень своей информационной компетентности достаточным для успешного выполнения должностных обязанностей.

Социологическое исследование позволило установить, какая именно информация вызывает у специалистов наибольшие затруднения. В равной степени сложной для муниципальных служащих является работа с иконографической и фонетической информацией – 42,86%. На последнем месте по степени сложности оказались текстографические данные – 14,29%.

Основными недостатками существующей системы развития информационно-коммуникативных компетенций являются отсутствие единого механизма процесса развития информационной культуры, неэффективность большинства практических методик повышения уровня информационной и компьютерной грамотности, отсутствие действенных элементов мотивации муниципальных служащих.

Основываясь на результатах проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что процесс развития информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих должен проводиться  по следующим четырем направлениям.

  1. Непосредственная реорганизация самого процесса развития компетентности муниципальных служащих. Создание единой системы взаимоувязанных механизмов, методов, средств и форм повышения уровня компьютерной и информационной грамотности специалистов.
  2. Формирование у муниципальных служащих потребности к постоянному развитию информационной компетентности, повышение интереса к освоению новых информационных и коммуникационных технологий, интеллектуально-формализованных методик. Кроме того, необходимо мотивировать специалистов к систематическому целенаправленному  использованию вновь приобретенных знаний в практической профессиональной деятельности.  Немаловажное значение для реализации данного направления имеет воспитания у специалистов информационной рефлексии, т.е. профессионального свойства личности, заключающегося в осознании и анализе уровня информационной и компьютерной грамотности, информационной компетентности, информационных целей, потребностей, ценностных установок и др.
  3. Развитие умений и навыков кадров муниципального управления, проявляющихся в работе со средствами электронно-вычислительной и электронно-интеллектуальной техники, конечной целью которого должно стать увеличение количества специалистов, владеющих персональным компьютером на уровне уверенного пользователя. Это в свою очередь позволит повысить эффективность и динамичность процесса управления, сократить временные затраты на вызов и ожидание специалистов технического обеспечения, а также сократить финансовые затраты на содержание персонала отделов информатизации.
  4. Развитие умений и навыков, связанных непосредственно с технологической стороной деятельности муниципальных служащих. В ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров муниципального управления, необходимо уделять внимание дисциплинам, формирующим у специалистов навыки проведения поаспектного анализа текста, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа. Владение обозначенными интеллектуально-формализованными методиками позволит в значительной степени повысить эффективность профессиональной деятельности муниципальных служащих.

Практическое достижение цели, направленной на эффективное формирование информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих, связано с реализацией предлагаемого алгоритма, состоящего из четырёх блоков мероприятий: организационно-управленческого, ценностно-мотивационного, учебно-образовательного и контрольно оценочного.

Первый нацелен на создание и поддержание условий для беспрепятственной реализации целей и задач проекта. К ним относятся: назначение ответственных исполнителей, составление и распространение учебно-методических пособий, размещение информации о проекте на официальном электронном ресурсе муниципальной администрации, формирование учебных групп.

Содержание мероприятий ценностно-мотивационного характера состоит в ознакомлении муниципальных служащих со связанными с процессом развития информационной культуры мерами мотивации кадрового состава. Обозначенные формы могут носить как  моральный, так и материальный  характер практического воздействия.

Третий блок алгоритма состоит в непосредственной реализации учебно-образовательного процесса по повышению уровня информационной и компьютерной грамотности муниципальных служащих.

Заключительный этап развития информационной культуры связан с проведением контрольно-оценочных мероприятий, направленных на диагностирование полученных в ходе обучение характеристик состояния информационной компетентности специалистов муниципального управления администрации города Белгорода.


Библиографический список
  1. Богданова Л.В. Коммуникационная компетентность как компонент профессионализма и конкурентоспособности будущих менеджеров // Ученые записки (РГСУ). 2009. № 9. С. 121-126.
  2. Васильев К.А. Профессиональная компетентность персонала организации в сфере информационно-коммуникационных технологий // Экономика. Управление. Право. 2012. № 6. С. 16-19.
  3. Карпеченко А.С. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности // Электронный журнал «Наука и образование: электронное научно-техническое издание». 2011. № 11. URL: http://technomag.edu.ru/doc/273990.html (дата обращения: 25.08.2014).
  4. Стешенко В.С. Содержание понятий «демографическое развитие» и «человеческое развитие» тождества и различия // Демография и социальная экономика. 2013. № 1. С. 5-16.
  5. Диканская Н.Н., Худовердова С.А. Информационная культура личности // Вестник ставропольского государственного университета. 2009. № 62. С. 135-141.
  6. Воронов М.В., Толкачев В.А.  Интернет в современном образовании: проблемы перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 8-9 С. 53-54.


Все статьи автора «Заливанский Борис Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: