УДК 371

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАРСКОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОГИМНАЗИИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Дементьева Эльвира Шарипзяновна1, Сулимов Вадим Сергеевич2
1Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, кандидат филологических наук, доцент кафедры экономики, управления и права
2Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
В публикации рассматривается деятельность Тарской женской прогимназии перед Первой мировой войной. До описываемого периода прогимназия прошла полувековой этап становления и развития. Учебно-воспитательный процесс был отлажен. В прогимназии проводились все значимые праздники исследуемого периода, что способствовало разностороннему воспитанию учащихся.

Ключевые слова: женская прогимназия, патриотическое воспитание, праздник древонасаждений, религизно-нравственное воспитание, школьное образование


ACTIVITY TARA WOMEN'S GYMNASIUM ON THE EVE OF THE FIRST WORLD WAR

Dementieva Elvira Cherepanova1, Sulimov Vadim Sergeevich2
1Tobolsk state social and pedagogical Academy. DI Mendeleev, candidate of philological Sciences, associate Professor, Department of Economics, management and law
2Tobolsk state social and pedagogical Academy. DI Mendeleev, candidate of historical Sciences, associate Professor, Department of Economics, management and law

Abstract
The publication discusses the activities of Tara women's gymnasium before the First world war. Up to this period gymnasium half a century has passed the stage of formation and development. The educational process was established. In secondary school was conducted of all important holidays of the study period, which contributed to the comprehensive education of students.

Keywords: Patriotic education, religiozno and moral education, school education, the feast of the estimates, women's gymnasium


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Дементьева Э.Ш., Сулимов В.С. Деятельность Тарской женской прогимназии накануне Первой мировой войны // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7595 (дата обращения: 16.09.2020).

История светского женского школьного образования в Таре началась с открытия училища, учрежденного в 1860 году. Наряду с данным училищем, женские учебные заведения открывались в середине XIX в. также в Тюмени, Ишиме, Кургане [1; 2; 3; 4]. В 1872 г. училище становится прогимназией, просуществовав в этом качестве до 1917 года. Перед Первой мировой войной в прогимназии проводились различные преобразования, произошла смена начальницы учебного заведения, не была решена проблема с постройкой нового здания школы. Отдельным периодам работы прогимназии ранее посвящены некоторые публикации автора [5; 6; 7]

Со второй половины 1911 г. при Тарской женской прогимназии были закрыты младшее отделение приготовительного класса и 1-й параллельный класс. Из учениц прогимназии 10 проживали в сиропитательном заведении имени Немчинова, остальные у родителей или лиц заступающих их место. 22 декабря 1911 г. была уволена по болезни начальница прогимназии Е.И. Сосунова, вместо нее назначена К.П. Никулина [8, л. 581].

В течение 1911 г. Тарская прогимназия содержалась на средства из сумм госказначейства – 2250 руб., от города – 1000 руб., сбора за учение – 2000 руб., на членский взнос и пожертвования членов попечительного совета – 70 руб., единовременное пожертвование члена попечительного совета К.В. Балыкова – 100 руб [8, л. 581-581об.].

Прогимназия помещалась в собственном доме. В 1911 г. здание подвергалось ремонту на сумму 192 руб. 90 коп. Была проведена внутренняя побелка помещения, поправка дверей и пола, перекладка печей и поправка классной мебели. Здание не удовлетворяло требованиям гигиены, так как было очень ветхо и тесно с неправильным освещением и недостаточным кубическим содержанием воздуха. Отсутствовали рекреационный зал, помещения для библиотеки и рукоделий. Во время перемены часть детей оставалась в классах, так как коридор был слишком тесен. По этой причине правильная вентиляция классов нарушалась. Квартира для начальницы при прогимназии отсутствовала, и потому в свободное от занятий время помещение оставалось на попечении сторожа и горничной [8, л. 581].

По примеру прошлых лет в школах Тобольской губернии продолжали проводиться праздники древонасаждений [9; 10; 11; 12]. В Тарской женской прогимназии 5 июня 1911 г. обсуждался вопрос о древонасаждении. Председатель педсовета Ф.И. Сеньков в исполнение предложения попечителя ЗСУО от 17 марта представил протокол заседания педсовет от 27 мая по вопросу об устройстве праздника древонасаждения. Принимая во внимание, что устройство праздника древонасаждения вело к ослаблению вредного влияния уничтожения лесов и служило полезным средством к воспитанию в детях здравых понятий о лесе, необходимости бережного отношения к местным богатствам, накопленным природою в течение долгих лет, и любви к лесу, педсовет нашел весьма желательным устроить праздник древонасаждений для учениц прогимназии [13, л. 416].

На педсовете обсуждались следующие вопросы:

1) Какое место в городе предназначить для посадки деревьев.

2) Где приобрести посадочный материал.

3) Средства необходимые для празднования.

4) Каким должен быть праздник древонасаждения.

В результате педсовет постановил:

1) Просить Тарскую городскую управу отвести одну из ближайших к прогимназии площадь города для посадки деревьев и принять на себя расходы на постройку ограды около площади и охрану ее.

2) Просить чинов лесного ведомства о бесплатном отпуске для праздника посадочного материала в количестве 400 экземпляров.

3) Просить попечительный совет устроить подписку по сбору пожертвований на покрытие расходов по устройству праздника древонасаждения.

4) При благоприятном условии, если место будет отведено городом, и посадочный материал отпущен лесным ведомством, праздник провести по следующей программе:

а. Молебен.

б. Слово законоучителя.

в. Речь на тему о пользе и вреде, наносимом лесу людьми.

г. Знакомство учащихся с посадкой деревьев.

д. Знакомство учащихся с посадкой деревьев.

е. Посадка деревьев учащимися на ранее определенном каждой ученице месте под пение стихотворений духовного содержания.

ж) Угощение учащихся.

и) Устройство литературного утра по программе соответствующей этому празднику [13, л. 416-416об.].

Отмечалось в прогимназии 50-летие освобождения крестьян от крепостной зависимости и 200-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. 19 февраля 1911 г. в прогимназии состоялось торжественное празднование 50-летия со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости. 8 ноября 1911 г. прогимназия праздновала юбилей рождения М.В.Ломоносова, совпавший с днем открытия прогимназии и актом раздачи наград ученицам [8, л. 582об., 584].

Из необязательных предметов в Тарской прогимназии преподавались французский и немецкий языки, пение. Языки имели право изучать ученицы нормальных классов за отдельную плату. Пение проводилось общее и по классам. Ему обучались все ученицы нормальных классов. Пение преподавал священник о. Павел Князев [8, л. 583].

Работа прогимназии регулярно проверялась учебным начальством. 30 апреля 1911 г. Тарскую прогимназию посетил директор училищ Тобольской губернии Г.Я. Маляревский. Он присутствовал на уроках французского и немецкого языков.

Умственное и нравственное воспитание зависело от пополнения библиотеки. В 1911 г. библиотеки прогимназии были пополнены книгами и журналами. Кроме того, было приобретено множество географических и исторических карт, другие учебные пособия [8, л. 584].

Ученическая библиотека к 1 января 1913 г. имела 707 названий в 843 томах на сумму 574 руб. 25 коп. Книги ученической библиотеки были распределены по классам, в соответствии с развитием учениц, и выдавались по одному разу в неделю, каждому классу в определенный день недели [14, л. 324].

В прогимназии обучались иногородние ученицы. В 1912 г. 44 иногородние ученицы жили на частных квартирах, а 7 беднейших учениц находились в приюте имени Немчинова, что составляло около 20 % от общего количества учащихся [14, л. 324об.].

На заседаниях педсовета рассматривались вопросы о питании нуждающихся учениц, о древонасаждении, о программе празднования юбилея Отечественной войны 1812 года, о запрещении ученицам запрещать кинематограф, о возможности преподавания домоводства, о поднятии религиозно-нравственного чувства в учащихся [14, л. 325].

В целях воспитания в ученицах религиозного и патриотического чувств в воскресные и царские дни, под наблюдением дежурных учительниц, гимназистки ходили в церковь. В торжественных случаях в здании прогимназии устраивались богослужения – всенощное бдение, молебен, панихида. Учительница русского языка Никулина устраивала в воскресные дни чтения русских писателей с разбором их произведений [8, л. 584-584об.].

Весной и осенью в хорошую погоду дежурными учительницами, во время перемен во дворе прогимназии устраивались игры, а зимой учениц водили гулять по городу. Устройство игр и гимнастики в здании было невозможно вследствие тесноты. Врач при гимназии в 1911 г. отсутствовал [8, л. 584об.].

Таблица 1. Состав учениц Тарской женской прогимназии по вероисповеданию и сословию

Вероисповедание

1912 г.

%

1913 г.

%

Православное

246

93,9

226

94,2

Римско-католич.

4

1,5

2

0,8

Иные христиане

2

0,8

2 0,8
Иудейское

9

34

9 3,8
Магометанское

1

0,4

1 0,4
Сословие
Потомственные дворяне

4

1,5

2

0,8

Лич. дворяне и чиновники

29

11,1

29

12,1

Духовного звания

6

2,3

8

3,3

Почет. граждан и купцов

3

1,1

3

1,3

Мещан

96

36,7

104

43,3

Казаков и солдат

1

0,4

29

12,1

Крестьян

123

46,9

55

22,9

Прочих сословий

-

-

10

4,2

Всего

262

100

240

100

К 1 января 1913 г. в прогимназии обучались 262 ученицы. Православного вероисповедания 246, римско-католического – 4, иных христиан – 2, иудейского – 9, магометанского – 1. По сословиям: потомственных дворян – 4, личных дворян и чиновников – 29, духовного звания – 6, почетных граждан и купцов – 3, мещан – 96, казаков – 1, крестьян – 123 [14, л. 326]. Затем происходит незначительное уменьшение количества учениц.

Из необязательных предметов в 1913 г. преподавались французский и немецкий языки, рисование и пение. Языки имели право изучать ученицы нормальных классов за отдельную плату. Французский изучали 34 человека, немецкий язык – 53. Пению и рисованию обучались все ученицы прогимназии, кроме учащихся приготовительного класса. Пение бывало общее и по классам. Экскурсий не проводилось [15, л. 997].

Таблица 2. Источники финансирования Тарской женской прогимназии

Источники финансирования 1912 г. 1913 г.
Государственное казначейство 2000 2000
От города 1000 1000
Сбор за учение 2609 руб. 50 коп. 3200 руб. 50 коп.
Проценты с капитала 19 руб. 95 руб.
Единоврем.пожерт. К. Балыкова 100 100
Из спецсредств и капитал. МНП 800 750
Из разных источников 531 руб. 83 коп. 142 руб. 26 коп.
Из остатков спецсредств - 571 руб. 54 коп.
Всего 7050 руб. 33 коп. 7859 руб. 30 коп.

Финансирование прогимназии оставалось стабильным. Существенную часть финансирования школы составлял сбор за право учения. Плата за учение в 1912 г. в зависимости от класса варьировалась от 5 до 15 руб. в год. Средняя стоимость обучения одной ученицы равнялась около 27 руб. [14, л. 326об.-327]

В годы перед Первой мировой войной учебно-воспитательный процесс в Тарской женской прогимназии проходил в рамках общероссийских тенденций. Существенно на деятельность учебного заведения влияло тесное помещение, в котором располагалась прогимназия. Основу финансирования школы составляли средства, полученные от сбора за учение, государственного казначейства и городского самоуправления.


Библиографический список
  1. Сулимов В.С. Светская школа Ишима (1817–1917 гг.). Тюмень: ТОГИРРО, 2010. 204 с.
  2. Сулимов В.С. Провинциальная школа России XIX – начала ХХ в. На примере города Ишима. Deutschland: LAP, 2011. 218 с.
  3. Сулимов В.С. Гимназии Ишима во второй половине XIX – начале XX веков. Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 208 с.
  4. Сулимов В.С. Развитие светского женского образования в Тобольской губернии середины XIX века // Политика, государство и право. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/08/1822 (дата обращения: 10.08.2014).
  5. Сулимов В.С. Открытие женского училища в Таре // Социально-экономическое развитие и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья. Материалы VI региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.В. Ваганова (г. Тара). Омск, 2012. С. 212–217.
  6. Сулимов В.С. Тарская женская прогимназия в годы I мировой войны // Социально-экономическое развитие и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья. Материалы VI региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.В. Ваганова (г. Тара). Омск, 2012. С. 217–220.
  7. Сулимов В.С. Тарская женская прогимназия перед Первой мировой войной // Всерос. научно-практич. конф. «Малые города России: история и современность». Тара, 2012. С. 108–112.
  8. Государственный архив Томской области (далее – ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2800.
  9. Сулимов В.С. Праздники древонасаждений на Южном Урале рубежа XIX–XX веков // Аграрный вестник Урала. Екатеринбург, 2011. № 10. С. 19–20.
  10. Сулимов В.С. Организация праздников древонасаждения в Шадринском уезде Пермской губернии на рубеже XIX–ХХ веков // История и археология Восточной Европы. Материалы I Международ. научн. конф. «Проблемы аграрной истории и археологии Восточной Европы». Брянск, 2011. С. 177–179.
  11. Сулимов В.С. Участие учащихся школ Кургана в празднике древонасаждения в начале ХХ века // Тобольск научный – 2011: Материалы VIII Всерос.науч.-практич. конф. Тобольск, 2011. С. 227–229.
  12. Сулимов В.С. Праздник двевонасаждения в Кургане в начале ХХ века // IX Зыряновские чтения: Материалы Всерос. научн.-практич. конф. Курган, 2011. С. 230–231.
  13. ГАТО. Ф. 126. Оп.2. Д. 2710.
  14. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2936.
  15. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3002.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дементьева Эльвира Шарипзяновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация