УДК 378.172:371.315.21

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наговицын Роман Сергеевич
Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко
Заведующий кафедрой

Аннотация
Процесс формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения будет эффективным, если будет разработана концептуальная модель. В исследовании с помощью моделирования образно показана целостная система формирования физической культуры студентов в аспекте определения структурных составляющих и их содержательного наполнения: целевой, методологический, содержательный, уровневый и результирующий.

Ключевые слова: Концептуальная модель, мобильное обучение, образовательное пространство гуманитарного вуза, физическая культура студентов


CONCEPTUAL MODEL OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE LIBERAL ARTS COLLEGE ON THE BASIS OF MOBILE LEARNING

Nagovitsyn Roman Sergeevich
Glazov Korolenko State Pedagogical Institute
Head of the Department

Abstract
The process of formation of physical training of students in the educational space liberal arts college on the basis of mobile learning will be effective only if it developed a conceptual model. In a study by simulation shows the integrated system figuratively formation of physical training of students in terms of the definition of the structural components and their substantive content: target, methodological, substantive, and the resulting level.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Наговицын Р.С. Концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7481 (дата обращения: 15.09.2020).

Введение. В настоящее время актуальной проблемой профессиональной педагогики становится мобильное обучение студентов с использованием мобильных устройств и инновационных образовательных Internet-технологий. Формирование физической культуры студента в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения обеспечивает качество подготовки будущего специалиста, как в спортивно-педагогической, так и в частно-методической профессионализации [4].

Однако разработка основ формирования физической культуры студентов в вузе на основе инновационных подходов, таких как мобильное обучение по специальной системе физкультурно-оздоровительных физических упражнений с учетом развития профессионально важных качеств студентов различных специальностей, не осуществлена до настоящего времени. Наш научный интерес заключается в разработке концептуальной модели формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза [6].

Цель исследования – разработать концептуальную модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения.

Гипотеза исследования: процесс формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза будет эффективным, если будет создана и реализована концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения.

Организация исследования. Моделирование в образовании имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое обучающиеся должны усвоить, и моделирование как  учебное действие, средство, без которого невозможно монолитное обучение. Модель (лат.  modulus – мера, образец) трактуется, с одной стороны, как образ, схема, изображение, описание какого-либо процесса в природе, обще­стве, т. е. упрощенное, приближенное описание объекта,  с другой – как аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности. В свою очередь, есть мнения, что модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [1].

Моделями образования являются сформированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги (логические конструкты), схематично отображающие образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты. Модели образования подразделяются на три вида: описательные, дающие представление о сути, структуре, основных элементах образователь­ной практики; функциональные, отображающие образование в системе его связей с социальной сферой; прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образовательной практики [8, с. 29]. Главным видом моделирования можно считать мысленный эксперимент, когда исследователь на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их с определенной динамической моделью, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании. Для нашего исследования это было актуально в связи с важностью учета и попытки отразить в построении структурной модели формирования физической культуры студента, так как системная целостность формирования культуры личности заключается в непрерывности развития, идущего, в свою очередь, от цели к результату [9].

Научно обоснованную попытку представить содержание образования как многоуровневую педагогическую модель социального заказа впервые в отечественной педагогической науке предпринял В.В. Краевский. В зависимости от специфических уровней педагогической реальности используются всевозможные модели [3].

В педагогической науке выработаны исходные положения общей модели оптимального функционирования педагогических систем. К составным частям общей модели оптимального функционирования педагогических систем Ю.П. Сокольников относит: 1) обоснование логики выдвижения образовательно-воспитательных задач на основе выделения среди них ведущих и раскрытия их взаимосвязи с другими задачами деятельности воспитателей; 2) выявление и обоснование педагогических условий, необходимых для решения в деятельности коллектива воспитательных задач – при осуществлении логики их выдвижения; наиболее общее, главное и ведущее среди них – оптимальное социальное развитие коллективной деятельности [7]. В педагогическом моделировании чаще всего используются структурно-функциональные модели, при построении которых объект рассматривается как целостная система, включающая составные части, компоненты, элементы, подсистемы [2, с. 109].

На основе анализа отечественной и зарубежной теории и практики профессиональной подготовки студентов в гуманитарном вузе показано, что вышеназванным  закономерностям и принципам может удовлетворять система профессионально-педагогической подготовки, построенная как система организации целенаправленного процесса формирования физической культуры студентов на основе мобильного обучения [9].

Организация такого образовательного процесса невозможна без научно обоснованного моделирования его как системы профессиональной подготовки, так и процесса формирования физической культуры студента [5]. Процесс моделирования состоял из следующих этапов:  определение основ модели, построение схемы, получение характеристик каждого элемента схемы. Моделирование процесса формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза осуществлялась посредством  конструирования модели, состоящей из целевого, методологического, содержательного, критериального и результативного блоков. Концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения

Концептуальная модель отражает систему специфической организации процесса педагогического образования, центральным звеном которой становятся принципы, методологические подходы и авторская методика, обеспечивающие формирование физической культуры студента от низкого до высокого уровня по этапам.

Целевой блок модели уточняет:

- социальный заказ – сохранение и укрепление здоровья и повышение физического развития студента на основе формирования физической культуры;

- цель исследования –  формирование физической культуры студента на основе мобильного обучения.

Методологический блок модели показывает:

- процесс формирования физической культуры посредством определения систем теоретических аспектов физической культуры: медико-биологические, психологические, педагогические, философские, социологические, профессионально-интегративные и культуроведческие;

- реализацию методологических подходов к исследованию: культурологический, системно-деятельностный, инновационно-технологический, компетентностный и личностно-ориентированный;

- принципы культуросообразности, синергии интеллектуального и деятельностного составляющих физкультурной деятельности, самоформирования обучающегося на основе решения внутренних противоречий личности, индивидуализации и дифференциации физкультурной деятельности, интегративности содержания, развития творчества как конечного результата сформированности физкультурной компетентности, доступности мобильных технологий каждому обучающемуся, генерализации учебной информации, перевода виртуальной в реальную физкультурную деятельность, интенсивного физкультурного самосовершенствования с помощью мобильных устройств, персонифицированности физкультурной подготовки;

- комплекс педагогических воздействий для эффективного формирования физической культуры студента, состоящий из системы взаимообусловленных организационно-педагогических, методико-технологических и частно-специфических условий.

Содержательный блок модели раскрывает:

- основу профессиональной подготовки за счет интеграции содержания учебных дисциплин «Физическая культура» и физкультурно-формирующих дисциплин («Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и ЗОЖ», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»),

- методику формирования физической культуры студентов, состоящую из следующих обучающих блоков: мобильный контент, национально-региональное содержание обучения, теоретический, теоретико-методический и практическая подготовка;

Уровневый блок модели показывает:

- компоненты формирования физической культуры студента: мотивационный, деятельностный, когнитивный;

- уровни сформированности физической культуры студента: низкий, средний, высокий.

Результирующий блок определяет результат экспериментальной работы, заключающийся в сформированности физической культуры студента.

Таким образом, в исследовании с помощью моделирования образно показан процесс формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения в аспекте определения структурных составляющих и их содержательного наполнения: целевой, методологический, содержательный, уровневый и результирующий.


Библиографический список
  1. Богатырев, А. И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность / А. И. Богатырев, И. М. Устинова. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev% 20a.i..doc.htm.
  2. Викулина, М. А. Педагогическое моделирование как продуктивный метод организации и исследования процесса дистанционного образования в вузе / М. А. Викулина, В. В. Половникова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 3. – С. 109–112.
  3. Краевский, В. В. Моделирование в педагогическом процессе: введение в научное исследование по педагогике / В. В. Краевский. – М.: Просвещение, 1988. – 120 с.
  4. Наговицын, Р. С. Основы формирования физической культуры личности студента гуманитарного вуза / Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов // Фундаментальные исследования.  – 2012. – № 11. – Часть 6. – С. 1390-1394.
  5. Наговицын Р. С. Культурологический подход к формированию физической культуры личности будущих педагогов // Современные научные исследования и инновации. – Январь 2014. – № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30612 (дата обращения: 05.01.2014).
  6. Наговицын, Р. С. Инновационный подход к формированию физической культуры личности // Гуманитарные научные исследования. – Март 2014. – № 3. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/5869 (дата обращения: 28.02.2014).
  7. Сокольников, Ю. П. Понятийный аппарат педагогики / Ю. П. Сокольников, С. Ю. Сенатор, Г. Н. Григорьев. – Чебоксары: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: Акад. пед. и соц. наук, 2006. – 210 с.
  8. Тарновская, А. С. Формирование психологической готовности студентов университета к педагогической деятельности в школе: дис. … канд. пед. наук / А. С. Тарновская. – Киев, 1991. – 154 с.
  9. Тутолмин, А. В. Становление и развитие творческой компетнентности будущего учителя: учеб. пособие для студ. пед. вуза / А. В. Тутолмин. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2009. – 256 с.

 

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Romanagovitsin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация