УДК 130.2:62

НАРЦИССИЗМ В ЭПОХУ HI-TECH

Дедюлина Марина Анатольевна1, Датченко Сергей Александрович2
1Южный Федеральный университет, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии
2Южный Федеральный университет, аспирант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
В статье исследуются проблемы нарциссизма в эпоху высоких технологий. Исследования среди пользователей сети Facebook показали, что большинство из них, по своему психотипу, являются нарциссами, и самое интересное не скрывают это в сети. Он-лайн сайты социальных сетей, показали совершенно новый метод самопрезентации.

Ключевые слова: нарциссизм, он-лайн, пользователи, самопрезентация, селфи, социальные сети


NARCISSISM IN THE ERA OF HI-TECH

Dedyulina Marina Anatolevna1, Datchenko Sergey Aleksandrovich2
1Southern Federal University, PhD in Philosophy Science, Associate professor of the Department of Philosophy
2Southern Federal University, post-graduate student of the Department of Psychology and a Security of Ability to Live

Abstract
The article studies the problem of narcissism in the era of information and Hi-Tech technologies. Research among users of Facebook have revealed that most of them, in its contemplative philosophy are daffodils, and the fun didn't hide it on the network. Online social networking sites showed a whole new method of self-presentation.

Keywords: narcissism, on-line, self-presentation., selfie., social networks, users


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Дедюлина М.А., Датченко С.А. Нарциссизм в эпоху hi-tech // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7401 (дата обращения: 16.09.2020).

Нарциссизм в современном мире постепенно переместился в социальную сеть. Исследования социологов среди пользователей сети Facebook показали, что большинство из них по своему психологическому типу являются нарциссами, и самое интересное не скрывают это в сети. Так, в исследованиях российского психолога С.Соколова можно увидеть осмысление термина «здоровый нарциссизм». Под здоровым нарциссизмом в данном случае подразумевается, что он является важной составляющей самосознания личности в современном социуме. Нарциссизм поддерживает целостность личности [1, c. 205-212]. Хотя, мы знаем, что в первоначальном понимании, под нарциссизмом, всегда осмысливалась, болезненная самовлюбленность. Тогда, почему в современном мире появляется термин «здоровый нарциссизм».

Предварительные исследования по данной проблеме показали, что впервые проблема поднимается в мифологии, в греческом мифе о Нарциссе. Так у Овидия читаем, что остановившись у ручья и увидев в нем свое отражение, юноша влюбляется в самого себя и впоследствии от этой любви и скуки умирает [2, c. 144-165].

Только после осмысления данного термина с позиций неоплатонизма, миф о юноше Нарциссе используется как аллегория. С момента детального анализа этого мифа Ф. Бэконом под нарциссизмом стали понимать себялюбие. С введением З.Фрейдом психоаналитической трактовки нарциссизма, данное понятие стало осмысливаться через социальные отношения между людьми. Он показывает, что его можно осмысливать через аксиологию. В последующем появляется целый ряд психологических исследований, которые пытаются доказать, что нарциссизм, может быть своеобразной формой псевдонезависимости личности, которая, таким образом, опираясь на мир ценностей социума любыми средствами занимается собственной самопрезентацией. Э. Фромм определяет нарушенный нарциссизм, как такое психическое «состояние, при котором человек реально проявляет интерес только к собственной персоне, своим потребностям, своим мыслям и чувствам, своей собственности и т.д., нивелируя ценности других людей» [3, c. 73-108].Уже в работах Г. Маркузе культура нарциссизма приходит на смену репрессивной культуре, а в работах М.Фуко, К.Леш, Ж.Бодрийяра, Ж.Липовецки, З.Баумана и др. культура нарциссизма не просто очерчивается, а фиксируется как наша действительность.

Появление данной культуры обусловлено индивидуализацией современного социума. Частная жизнь индивида в мире повседневности находиться во власти меняющихся желаний и увлечений. Представители культуры нарциссизма живут только во времени настоящего. Их не интересует прошлое и будущее, их волнует то, что происходит «здесь и сейчас». Поэтому личности-нарциссы пытаются создать свой мир, не заимствуя чужой опыт и достижения. Фактически, они живут в мире страхов и недоверия. Поэтому их основным желанием становится исполнения своих гедонистических потребностей. С появлением Интернета и сетевых сообществ самопрезентация и нарциссизм стали активно использоваться. Стали даже говорить о так называемом «новом нарциссизме» [4, c. 15]. Например, изобилие на персональных страничках Facebook цифровых автопортретов. На веб-сайтах социальных сетей, как MySpace и Facebook, наши современные автопортреты оснащены фоновой музыкой, тщательно отретушированны фотографии. Они являются интерактивными, приглашая зрителей не только на коммуникацию, но и презентуя свою жизнь. Мы создаем их, чтобы найти дружбу, любовь и т.д.

Как художники постоянно ретушировали свои работы, мы изменяем, обновляем наши он-лайн автопортреты, но, как цифровые объекты они гораздо более эфемерны, чем холст. Хотя, сайты социальных сетей находятся в зачаточном состоянии, мы видим их влияние на нашу культуру: в языке (где, чаще всего, из частей речи, используется глагол), в политике (где одним из пиаровских ходов для президентских кандидатов, является возможность выложить свои достоинства на MySpace). Но мы только начинаем осознавать последствия нашего использования этих сайтов: для дружбы, и для наших представлений о конфиденциальности, достоверности, общества и личности. Если в античной философии существовал принцип: «Познай самого себя», то в пределах социальных сетей работает другой принцип: «Покажи себя». Он-лайн сайты социальных сетей, показали совершенно новый метод самопрезентации. В большинстве теоретических моделей нарциссизма, использование социальных отношений используется в целях регулирования самопрезентации. Нарциссы используют отношения, чтобы казаться популярными и успешными, и они ищут привлекательных людей более высокого социального и материального статуса как романтичных партнеров [5, c. 70]. Несмотря на поиски поверхностных, ни к чему не обязывающих отношений, нарциссы редко не выполняют эти обязательства в течение длительного периода времени. Недавние исследования показали, уровень нарциссизма у американских студентов, вырос за последние два десятилетия. Меж тем другие исследования показывают, что зарождается новая культура – “селфи-культура”. Что же такое селфи ? Селфи – это фотоснимок пользователя, который он сделал при помощи камеры смартфона, компьютера и т.д. Пользователей социальных сетей сегодня можно представить как нарциссов и тех, для котрых селфи – это возможность самовыразиться. Действительно, современные социальные сети дают возможность заниматься ее членам саморекламой.

Так американский журналист К.Томсон в работе “Умнее, чем вы думаете: как технологии меняют наши умы к лучшему” полагает, что селфи-нарциссизм есть новая человеческая потребность, которая раньше имела место только в различных видах искусства, а, сейчас, стала доступна каждому, кто имеет доступ в сеть и смартфон и или мобильный телефон с камерой. В будущем облачные технологии позволять сохранять наши фото-образы на века. Он пишет, что в лучшем случае, сегодняшние технологии мультимедиа помогают нам видеть больше, сохранить больше, больше общаться. В худшем случае они делают на жертвами манипуляции создателей и владельцев программного оборудования.

Однако сайты являются благодатной почвой для тех, кто работает в сети, либо использует сеть как рекламу, чтобы привлечь ваше внимание, а именно – спамеры, маркетологи, и политики и т.д.

В связи с вышеперечисленным исследователей дигитальных технологий можно разделить на оптимистов, которые верят, что высокие технологии приносят пользу и, наоборот пессимистов. Так к первым, относят Н. Негропонте, К. Келли, К. Ширки, К. Андерсона, Ст. Джонсона, Дж. Джарвиса и др. А к пессимистам можно отнести исследования Н. Карра, Дж. Килнера, Дж. Оуллета, Б. Худа и др.

Что же характеризует эти интернет-сообщества, в которых все большее число из нас тратят свое время? Энтузиасты социальных сетей утверждают, что эти сайты являются не просто развлекательными, они также наставляют, обучают пользователей правилам этики и этикета в сети.

Исследования психологов показывают, создание и показное потребление интимных деталей и образов своей собственной и чужой жизни является основным видом деятельности в он-лайн сети. Там нет места для недоговоренности, есть только откровение. Например, быстро посмотрев профиль человека, вы можете о нем узнать больше, чем за месяц знакомства в реальном мире. Кажется, что в нашей стремительной спешке, чтобы присоединиться к сайтам социальных сетей, многие из нас отказываются от одной из предполагаемых возможностей Интернета: обещание анонимности. А, опрос, проведенный в 2006 году исследователями, из Университета Дейтона, показал, что 40 процентов работодателей говорят, что они просматривают профиль на Facebook потенциального сотрудника фирмы, опираясь на данные из сети, часто отказывают в принятии на работу. Во многих отношениях, нравы и обычаи, которые уже существуют в мире он-лайновых социальных сетей позволяют предположить, что эти сайты создают образ того, что психиатр Роберт Джей Лифтон охарактеризовал как «Превращение себя». Испанская поговорка предупреждает: «Жизнь без друга, смерть без свидетелей». В мире социальных сетей, предупреждение может быть проще: «Жизнь без сотен он-лайн друзей является виртуальной смертью».


Библиографический список
  1. Соколов, С.Е. К вопросу о взаимосвязи нарциссических проявлений личности и развитии ее самосознания [Текст] / С.Е. Соколов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – № 105. – М., 2009. – 231 с.
  2. Назон, Публий Овидий. Метаморфозы. [Текст] / Публий Овидий Назон. – М., 1983. –144-165 с.
  3. Фромм, Э. Душа человека. Серия: Классики зарубежной психологии [Текст] / Э. Фромм. – М– Издательство: АСТ, 1998. –664 с.
  4. Rosen, Christine. Virtual Friendship and the New Narcissism. [The text ] / Christine Rosen // The New Atlantis. – Number 17. – Summer 2007. – 15-31p.
  5. Campbell, WK. Narcissism and romantic attraction. [The text ] / WK Campbell // Journal of Personality & Social Psychology. – 1999. – Number 77:1254. –70-100p.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Марина Дедюлина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация