ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ 4 ЛЕТ

Абрамов Николай Николаевич
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
студент

Аннотация
В статье рассматриваются особенности представлений о добре и зле у дошкольников 4 лет. Анализируются результаты экспериментального исследования сформированности представлений о добре и зле у детей 4 лет.

Ключевые слова: добро, дошкольник, зло, нравственность


THE PARTICULAR IDEAS ABOUT GOOD AND EVIL IN PRESCHOOL CHILDREN 4 YEARS

Abramov Nikolai Nikolaevich
Yelets State Ivan Bunin University
student

Abstract
In article features of ideas about good and evil in preschool children 4 years. Analyzed are the results of experimental study of formation of ideas about good and evil in children 4 years.

Keywords: evil, good, morality, preschooler


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Абрамов Н.Н. Особенности представлений о добре и зле у дошкольников 4 лет // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/07/7265 (дата обращения: 21.02.2024).

Российская психология и педагогика рассматривают нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Идейной основой теории нравственного воспитания является  этика – учение о нравственности (морали), ее специфике, законах развития. Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения, которые проявляются в поступках людей, их поведении. Любовь к Родине, добросовестный труд на благо общества, коллективизм, взаимопомощь, другие нормы нравственности, характерные для современного общества – это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений, корни которых лежат в общественно-экономических закономерностях нашего общества [4].

В условиях современного общества под влиянием целенаправленного воспитания положительные внешние формы поведения человека все более и более отражают его внутреннюю позицию, ее гуманную и общественную направленность.

Проблемой изучения нравственности занимались  Р.С. Буре, В.Я. Воронова, Р.И. Жуковская, В.Ф. Кушина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская, И.В. Сушкова,  Л.М. Таджибаева и др.

Роль дошкольного детства в понимании личностью категорий  «добро» и «зло»  чрезвычайно велика, именно в этот период ребенок начинает оперировать этими понятиями   не только в соответствии с требованиями взрослых, но и в силу образовывающихся у него нравственных представлений [1].

Дети в сюжетно-ролевых играх могут дать  оценку хорошим и плохим поступкам, понимают нравственные нормы добра и зла [2]. В ДОУ дошкольники могут получать нравственные представления, овладевать нормами и правилами поведения, устанавливать положительные взаимоотношения, учиться поступать справедливо, оказывать друг другу помощь. Инициативность, стремление  сделать окружающим добро,  справедливость, взаимопомощь в совместной деятельности, неприятие зла  – вот то, что  представляет нравственную активность ребенка уже в дошкольном возрасте.

Экспериментальное исследование предполагало выявление  сформированности представлений у  детей 4 лет о добре и зле в повседневной жизни. В эксперименте участвовало 20 детей и 10 воспитателей ДОУ.

На первом этапе нашего исследования мы проводили диагностику начал нравственного сознания детей 4 лет, с помощью методики опроса, разработанного И.В. Сушковой [3].

Анализ результатов беседы с детьми о нравственном содержании понятий добро и зло показал, что на вопрос «Тебе нравятся добрые люди?» все дошкольники ответили утвердительно. Но только одна девочка смогла ответить на вопрос «О ком говорят добродушный?» остальным детям это понятие незнакомо. Дети  понимают, что такое доброе дело, для кого это дело можно сделать. Все они выразили желание быть добрыми.  На вопрос «Что такое  зло?» все дети группы приводили разные примеры, которые показывали, что они четко себе представляют, зло – это плохо. Дошкольники хорошо понимают, почему не любят злых людей, что злым быть плохо. На вопрос «Что такое злиться?»  один ребенок ответил, что это кататься по полу и плакать, другие дети говорили, что это кричать, кусаться, ругаться.

В процессе работы мы использовали ситуативные задачи с целью выявления умений использовать понятия добро и зло при решении воображаемых ситуаций. Были составлены 10 ситуативных задач. Каждая ситуативная задача отражала вопрос о добре и зле. Решение ситуативных задач требовало от детей умения в воображаемом плане поставить себя на место другого человека, активизировать представления о добре и зле.  Результаты индивидуальных бесед с дошкольниками и результаты решения ситуативных задач взаимно дополняли друг друга и позволяли получить объективную картину уровня воспитанности детей.

Анализ результатов ситуационных задач с детьми показал, что в ситуации №1 из 19 обследуемых детей, 14 человек сбежались на  просьбу о помощи и попытались поднять мальчика, 5 человек спокойно оставались на месте. В данном случае взаимопомощь проявило 73% детей, а 27% осталось равнодушными к беде товарища.

В ситуации №2  из 18 наблюдаемых детей 13 человек заступилось за обиженную девочку, 5 – засмеялись и убежали играть. За справедливость выступило 72 % детей, а 28 % – проигнорировали ситуацию.

В ситуации №3  все 100% детей хорошо понимают, что такое грубость и что грубить нехорошо, а грубить взрослому плохо вдвойне.

При решении ситуативной задачи №1 мы обращали внимание не только на ответы детей, но и на эмоциональные реакции, на воображаемые ситуации. Дошкольники прореагировали в основном одинаково. Им всем было жалко Сережу, и очень не понравилась Лена. Дети по-разному оценивали поступок Лены, говорили, что она недобрая, злая, плохая девочка. Когда был задан вопрос о том, как нужно было поступить, все дети ответили, что нужно было пожалеть больного мальчика. Они оценили поступок девочки,  мотивируя свою оценку правильными этическими представлениями.

Решение ситуативной задачи №2 показало, что большинство дошкольников правильно понимают, что нужно играть по – справедливости («Нужно было другим дать водить», «Нужно другим уступить», «Нужно другим детям  дать поиграть», «Я бы дала всем девочкам и мальчикам поводить», «Девочке нужно было поделиться с другими»). Факт понимания детьми ситуации говорит о том, что между ними сформированы взаимоотношения на основе справедливого отношения друг к другу.

Решение ситуативной задачи №3 показало, что дети  осознают, что нужно помогать другим. Они правильно оценили поступок ребят, не выполняющих правила игры. Эта оценка была выражена словом «плохо». А почему эти дети так поступают, все дошкольники ответили по-разному. Так, например, было сказано, что дети плохие, вредные, не хотели помочь другим, делают воспитателю назло, делают назло детям. Обобщив ответы дошкольников, мы сделали вывод, что они понимают, как нужно вести себя в игре, чтобы никому не причинить зла.

Решение ситуативной задачи №4  по игре «Два Мороза» не составило труда. Все дошкольники без запинки отвечали, что злые в игре Морозы, а играющие дети – добрые.  Эта задача четко показала, что они хорошо различают понятия «добро» и «зло», умеют дать верную оценку добрым и злым героям.

Решение ситуативной задачи №5 показало, что дошкольники 4-го  жизни очень хорошо  и четко представляют, как нужно себя вести в игре, чтобы никому не было обидно и чтобы другие дети чувствовали себя  хорошо. Они понимают, что мальчики поступили неверно и причинили другим зло.

По решению задачи №6 дети решили единогласно, что Витя злой и плохой мальчик, он неправильно поступал в отношении своих друзей. Ему нравилось мучить слабых, таким образом, общее решение было: «Витя – злой ребенок».

В задаче №7 мнения разделились. Некоторые дети подумали, что девочка не нарочно сломала овощи, и поэтому простили её. Они не могли понять, что Оля сделала это специально и поэтому не ругали проказницу. Остальные дошкольники решили, что ломать игрушки – это плохо, такой человек причиняет только зло.

В решении задачи №8 все дети заступились за воспитательницу, решив, что она поступила правильно и справедливо. Ведь это плохо – мешать другим в игре, поэтому поведение  девочки все назвали плохим, а девочку вредной и непослушной.

При решении задачи №9 дети отметили, что Влада причиняла всем боль, а значит, поступала плохо. С этим единодушно согласились все. Так поступать нельзя ни с кем. Дети в задаче поступили верно, что отказались играть с такой девочкой.

В задаче №10 каждый высказал свое мнение, что нужно помочь человеку в беде. Дошкольники проявили добрые чувства и понимание того, что если человеку физически плохо, значит, человек попал в беду и ему нужно помочь.

Также проводилось наблюдение за детьми в игре, с целью определения наличия проявления позитивных (добрых) и негативных (злых) действий, поступков, выражений в реальной игровой деятельности детей.

Анализ наблюдения за игровой деятельностью дошкольников показал, что 40% детей проявляют позитивные эмоции по отношению к партнёрам. Вежливо и спокойно приглашают в игру, проявляют снисхождение к другим детям при проявлении ими настойчивости при выборе роли, сюжета. Спокойно разъясняют ход, правила игры, уступают мнению партнёров в процессе обсуждения атрибутов игры.

60% детей в процессе организации игры могли употреблять негативные (злые) высказывания, угрозы в адрес других детей  типа «я всем скажу, чтобы с тобой никто не  играл», «если у тебя нет такой игрушки ты с нами не можешь играть», не хотели уступить ту или иную роль, иногда грубо отталкивали тех детей с которыми не хотели играть.

В ходе игры 15 детей были способны проявлять и оказывать помощь как словесно «я тебе помогу», успокаивали «не плачь, мы заново построим», могли разрешать конфликты «девочки давайте не ссориться». Эти дошкольники обращались с разъяснениями правил игры к партнёрам: «мы же договорились, что будем сначала суп варить, а потом пойдём в магазин», «мы же хотели сначала дорогу построить, а потом мост». Данная категория детей охотно принимала в игру других ребят, испытывая при этом позитивное отношение к новым партнёрам.

65% детей в процессе игры, очень жёстко контролировали действия партнёров, возникали конфликты из-за атрибутов, которые они пытались отнять у других детей. В случае несогласия этих детей с действиями партнёров они их или исключали из игры, либо предупреждали об исключении («если ещё раз будешь мне мешать, то я тобой играть не буду»). Только в исключительных случаях эти дети могли принять в игру других ребят, им не нравилось, что они пытались изменить установленные правила, негативно реагировали на эти факты.

С целью выявление использования в педагогической работе методов и приёмов формирования представлений о добре и зле у детей 4 лет была проведена беседа с воспитателями.

Анализ результатов опроса воспитателей показал, что практически все опрашиваемые педагоги считают необходимой проведение работы по формированию представлений о добре и зле у дошкольников.

На вопрос «В каких моментах образовательного процесса Вы реализуете работу по формированию представлений о добре и зле у детей Вашей группы?» 3 воспитателей проводят  такую работу в основном в режимных моментах, 4 включают элементы формирования понятий добро и зло в процесс реализации образовательных областей, 3 педагогов проводят индивидуальную работу  с детьми по формированию данных представлений.

Работу по формированию  представлений о добре и зле у детей воспитатели проводят в процессе реализации областей «Социально-коммуникативное развитие»  и «Познавательное развитие».

Для формирования у дошкольников представлений о добре и зле 2 воспитателей используют чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций; 4 педагогов используют анализ и разбор детьми практических ситуаций, разнообразные игры; 4 воспитателей используют словесные, наглядные и практические методы в комплексе.

Педагоги используют разнообразные приёмы формирования  представлений о добре и зле у детей: поощрения, наказания, убеждения, внушение, примеры, анализ трудных ситуаций и др. В игровой деятельности они используют оценку действия детей, замечания, поощрения, опору на положительные качества ребёнка, и др.

В качестве наглядных методов формирования представлений о добре и зле у детей воспитатели применяют иллюстрации, сюжетные картинки, вывешивают картинки добрых персонажей в группе, детские книги в «Центре книги».

Практические методы формирования  представлений о добре и зле применяемые опрашиваемыми воспитателями уже и включают в себя разбор и анализ с детьми тех ситуаций, которые возникли у них в группе со сверстниками.

Они отмечают способность детей группы различать добро и зло в повседневной жизни детского сада (группы), но не во всех случаях. Это зависит от индивидуальности ребёнка и его воспитания в семье.

В работе по формированию  представлений о добре и зле у детей  группы нет чёткой системы. На данную тему отводится несколько занятий, остальная работа проводится в режимные моменты.

Проанализировав и сравнив нравственные представления детей 4 года жизни, а также степень ориентированности в нравственно-оценочных понятиях, мы выяснили, что 40% детей группы и находятся на высоком уровне развития представлений. Эти дети самостоятельно понимают нравственное содержание материала, правильно оценивают поступок героя и достаточно полно и верно обосновывают собственную оценку; собственное отношение к обсуждаемому проявляется у дошкольников эмоционально. Они приводят примеры из собственного опыта, используют весь диапазон лексики.

Средний уровень развития представлений составил 50% детей группы. Такие дети нравственное содержание материала понимают самостоятельно или с небольшой помощью экспериментатора, но в общем, а не в деталях. Они не высказывают собственное отношение и не всегда отвечают адекватно, ответы у таких детей не развернуты, не эмоциональны.

Низкий уровень развития представлений составил 10% детей группы. Такие дети содержание материала понимают примитивно. Они с трудом или неправильно оценивают поступок действующего лица; у детей нет никаких эмоций, их лексика однообразна.

Следовательно, результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы по формированию представлений о добре и зле у дошкольников 4 лет.


Библиографический список
  1. Подольская, О.А., Абрамов Н.Н. Психолого-педагогический аспект развития нравственности у детей дошкольного возраста // электронный научный журнал  «APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки». – 2014.- №3. – С. 25.
  2. Подольская О.А., Клокова А.В. Особенности социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // Психология, социология и педагогика. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3059 (дата обращения: 07.06.2014).
  3. Сушкова И.В. «Чувствую! Знаю! Поступаю!»: экспериментальная программа и методические рекомендации по формированию начал нравственного сознания у детей 6-7-го года жизни. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005.
  4. Сушкова И.В. Как объяснить дошкольнику, что такое «добро» и «зло» // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. – №10. – С. 124-133.


Все статьи автора «lesik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: