СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И НЕСТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА

Горбунов Валерий Николаевич1, Михайлина Юлия Михайловна2, Дмитриева Татьяна Николаевна3, Дунаев Антон Викторович4
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством»,
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, аспирант кафедры «Экономика, организация и управление производством»,
3Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, старший преподаватель кафедры «Экономика, организация и управление производством»,
4Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент

Аннотация
В статье рассмотрены особенности стратегических и нестратегических барьеров входа на рынок строительных услуг региона. Показано, что отраслевые особенности строительной сферы могут привести к созданию ограничений конкуренции на рынке строительных услуг региона. Ограничения конкуренции приводят к появлению возможностей для создания конкурентных преимуществ у членов саморегулируемой организации и выгодам от недобросовестного поведения участников строительного рынка. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: барьеры входа, государственное вмешательство, механизм управления, недвижимость, отрасль, рыночная инфраструктура, саморегулирование, строительство


STRATEGIC AND NON-STRATEGIC ENTRY BARRIERS TO THE MARKET FOR CONSTRUCTION SERVICES IN THE REGION

Gorbunov Valeriy Nikolaevich1, Mihajlina Julia Mihajlovna2, Dmitrieva Tatiana Nikolaevna3, Dunaev Anton Viktorovich4
1Penza state university of architecture and construction, candidate of economics, associate professor of the Department «Economics, organization and management of production»,
2Penza state university of architecture and construction, post-graduate student of the Department «Economics, organization and management of production»,
3Penza state university of architecture and construction, lecturer of the Department «Economics, organization and management of production»,
4Penza state university of architecture and construction, student

Abstract
The peculiarities of strategic and non-strategic barriers to entry into the market of building services in the region. It is shown that industry-specific features of the construction sector could lead to restrictions of competition in the construction market in the region. Restriction of competition give rise to opportunities to build competitive advantage members self-regulatory organization and the benefits of misconduct construction market participants. This problem is a multi-faceted.

Keywords: barriers to entry, construction, government intervention, industry, market infrastructure, mechanism for management, real estate, self-regulation


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Горбунов В.Н., Михайлина Ю.М., Дмитриева Т.Н., Дунаев А.В. Стратегические и нестратегические барьеры входа на рынок строительных услуг региона // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/06/7220 (дата обращения: 01.11.2024).

Уменьшение ограничений конкуренции на рынке строительных услуг региона может способствовать созданию эффективных механизмов управления в строительной сфере [1, 2]. Деятельность саморегулируемых организаций, направленная на устранение барьеров входа или уменьшения их значимости, создает условия, при которых строительные компании не имеют стимулов к объединению в картель и осуществлению ценового сговора [3]. Уменьшение ограничений конкуренции приводит к тому, что конкурентные преимущества членов саморегулируемой организации превышают выгоды от недобросовестного поведения участников рынка [4]. В ходе исследований ограничений конкуренции выявлены барьеры входа и выхода с рынка строительных услуг Пензенской области.

Рассмотрим основные нестратегические барьеры рынка строительных услуг региона:

1. Экономический барьер, связанный с затратами, которые фирме необходимо произвести еще до начала своей деятельности. Это, прежде всего, взнос в компенсационный фонд, страхование гражданской ответственности, вступительный взнос в СРО, а также ежемесячные членские взносы в СРО. Кроме того, фирме необходимо закупить необходимое оборудование и инвентарь для осуществления работ, а также арендовать или приобрести в собственность офисное и производственное помещения.

2. Барьер, связанный с диверсификацией деятельности существующих фирм. То есть, данный барьер связан с тем, что многие фирмы выполняют строительство объектов для различных целевых рынков. Поэтому новой фирме трудно найти свою рыночную нишу и конкурировать с существующими игроками на рынке.

3. Барьер, связанный с неэластичностью спроса на строительную продукцию и ограниченным платежеспособным спросом. Эти факторы находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь, ограничивая их степень свободы в назначении цены.

4. Брендинг, то есть барьер, связанный с тем, что в сознании потребителей уже сложились представления о том, продукция каких фирм отличается высоким и стабильным качеством. Поэтому потребители с трудом переключаются на продукцию новой, еще не зарекомендовавшей себя фирмы [4].

5. Барьер, вызванный длительным циклом производства строительной продукции. Для строительства жилого дома или какого-либо другого крупного объекта необходимо несколько сотен миллионов рублей, которые на время строительства необходимо отвлечь из оборота.

6. Административный барьер, вызванный длительным оформлением разрешительной документации на строительство. Как правило, этот процесс занимает сейчас 2-3 года.

7. Барьер, связанный с высокой стоимостью земельных участков под строительство.

8. Барьер, связанный с особенностью территориального размещения участков застройки и прилегающих к ним инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры. Это связано с дефицитом свободных строительных площадок в черте города Пензы, в связи с чем предлагаемые участки под застройку расположены, как правило, вдали от существующих инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры, поэтому строительным организациям приходится нести большие затраты по их устройству, что в значительной степени влияет на себестоимость конечной продукции.

Основные стратегические барьеры, существующие на рынке строительных услуг Пензенской области:

1. Барьеры, обусловленные деятельностью вертикально-интегрированных организаций. Как правило, они объединяют наряду со строительно-монтажными работами, проектирование объектов, производство и изготовление сырья, строительной продукции и конструкций. Зачастую такие организации внедряют в свою деятельность обслуживание конечной строительной продукции. Поэтому такие организации, как правило, не нуждаются в услугах субподрядчиков, проектировщиков, производителей строительных материалов и т.д. [5, 6].

Вертикально интегрированная фирма имеет дополнительные конкурентные преимущества, так как она обладает большими резервами по снижению конечной стоимости продукции и может получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта [3, с. 51].

Главная опасность функционирования таких организаций на рынке строительных услуг обусловлена потенциальной возможностью её оппортунистического поведения [7, 8]. Например, при функционировании в условиях ограниченной конкуренции на рынке тех услуг, которые определяют её вертикальную интеграцию, такая организация может управлять ценами и договорными условиями на свою продукцию для конкурентов на рынке строительных услуг.

2. Барьер, связанный с дифференциацией продукции. Сейчас на строительном рынке Пензенской области компании предлагают разнообразную продукцию: квартиры эконом-класса, бинес-класса, элит-класса, пентхаусы, таунхаусы, загородное жилье, кирпичные и монолитные дома и т.п. [9] Новой фирме необходимо будет произвести значительные инвестиции в репутацию, чтобы убедить покупателей выбрать именно ее продукцию.

3. Барьер, связанный с подключением к инженерным коммуникациям. Этот барьер может возникнуть когда управление тепло-, электро-, газо-, водоснабжающими организациями переходит к частным лицам, руководителям строительных компаний. В данном случае ограничение конкуренции происходит когда владелец данной коммунальной инфраструктуры не дает разрешение другой строительной компании на подключение к его инженерным коммуникациям [9].

4. Административный ресурс, то есть получение администрацией, различными представителями государства взяток в явном и неявном виде в обмен на различного рода преференции [10].

Существующие барьеры входа в строительную отрасль Пензенской области являются серьезным препятствием для появления новых фирм на рынке, препятствуют формированию совершенной конкуренции, а также значительно повышают возможность создания картеля членами СРО. Поэтому необходимо принимать меры, способствующие устранению данных барьеров или уменьшению их значимости, а также создавать условия, при которых строительные компании не могли бы объединиться в картель и осуществить ценовой сговор.


Библиографический список
  1. Алейникова И.С., Евтюхов С.А., Лукьянов С. А. Определение входных барьеров в экономической теории и практике антимонопольной политики // Официальный сайт Новосибирского государственного университета URL: http://www.nsu.ru/exp/ref/ Media:23e2684ec85a134fbe03000011.pdf (дата обращения: 16.06.2014).
  2. Хрусталёв Б.Б., Горбунов В.Н. Развитие предприятий строительного комплекса на основе формирования эффективных зон деятельности // Региональная архитектура и строительство. – 2006. – №1. – С. 165-169.
  3. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 320 с.
  4. Дмитриева Т.Н. Проблемы и ограничения структурных преобразований в системе управления жилищно-коммунального комплекса // Актуальные проблемы развития инвестиционно-строительного комплекса: кол. монография / под. ред. Б.Б. Хрусталева, В.Н. Горбунова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 168 c. – С. 40-66.
  5. Горбунов В.Н., Ханьжов И.С. Исследование динамики основных показателей рынка строительных услуг Пензенской области // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 ноября 2013 г.: в 18 частях. Часть 10; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – 163 с. – С.47-49.
  6. Михайлина Ю.М., Горбунов В.Н. Экономическая оценка функционирования института саморегулирования в строительстве // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2011) / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина: труды Международной научно-практической конференции. 26 сентября – 2 октября 2011 года. Т.1. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – С. 478-487.
  7. Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ / П.В. Крючкова; Международная конфедерация обществ потребителей. – М.: ТЕИС, 2005. – 168 с.
  8. Крючкова, П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: автореферат дис. … доктора экономических наук: 08.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Москва, 2005. – 40 с.
  9. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оргин А.В. Научные аспекты формирования и развития эффективных зон деятельности предприятий строительного комплекса. – Пенза: Изд-во ПГУАС. – 2007. – 223 с.
  10. Хрусталёв Б.Б., Саденко С.М., Горбунов В.Н. и др. Стратегия развития строительного комплекса Пензенской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года (концепция, подходы, пути реализации): Монография / Под общ. ред. проф. А.И. Ерёмкина, проф. Б.Б. Хрусталёва, проф. С.М. Саденко. – Пенза: ПГУАС. – 2007. – 306 c.


Все статьи автора «Дунаев Антон»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: