ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЛЮДЕЙ С ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПБ ГБУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»)

Иосифова Анна Викторовна1, Румянцева Татьяна Владимировна2
1Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр», преподаватель
2Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр», заведующая отделением по подготовке специалистов промышленных специальностей

Аннотация
Статья посвящена опыту работы последних трёх лет в СПб ГБУ "Профессионально-реабилитационном центре" для инвалидов, профессии "Художник росписи по дереву" (группы ИХИ16, ИХИ17).

Ключевые слова: ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, Профессионально-реабилитационный центр, техникум для инвалидов


PROFESSIONAL GROWTH AND DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSONALITY OF PEOPLE WITH DISABILITIES (FROM THE EXPERIENCE OF TEACHERS SPB GBU "VOCATIONAL REHABILITATION CENTER")

Iosifova Anna Viktorovna1, Rumyantseva Tatyana Vladimirovna2
1St. Petersburg State budget special rehabilitative educational institution of secondary vocational education - college for disabled "Vocational Rehabilitation Center", teacher
2St. Petersburg State budget special rehabilitative educational institution of secondary vocational education - college for disabled "Vocational Rehabilitation Center", Head of the Department for training industrial specialties

Abstract
Article focuses on the experiences of the past three years in St. Petersburg SBD "Vocational rehabilitation center" for disabled people and on profession of "Artist painting on wood" (group IHI16, IHI17).

Keywords: disabilities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Иосифова А.В., Румянцева Т.В. Профессиональное становление и развитие творческой личности людей с ОВЗ (из опыта работы преподавателей СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр») // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6886 (дата обращения: 01.03.2024).

В настоящее время происходит закономерное возрастание внимания не только государственных институтов, но и общественных организаций к роли профессионального и самодеятельного творчества в системе адаптации и интеграции в общество людей с ограничениями жизнедеятельности. Феномен творчества ставит под сомнение не только слово «инвалид» как определение категории людей, недееспособных в той или иной области, но и даже понятие «человек с ограниченными возможностями», так как в области творчества возможности человека безграничны.

Вопросы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов занимают существенное место в политике государства на современном этапе. Они нашли своё отражение в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике». Данный документ утвердил комплекс мер, направленных на создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов и обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов на 2012-2015 годы, их финансовое обеспечение.
В Санкт-Петербурге проживает 730,8 тысяч лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Большое количество таких лиц, особенно людей с психическими нарушениями развития изолированы от общества не имея возможности заниматься социально значимой деятельностью. Целью деятельности ПРЦ является профессиональная реабилитация людей с ограниченными возможностями и интеграция их в общество. Каждому человеку дарована от Бога способность к творческой деятельности. В ПРЦ существует отделение, где люди с ОВЗ, увлекающиеся искусством и народным творчеством, не только могут себя творчески проявить, но и при этом получить профессию «Художник росписи по дереву». Так и в ПРЦ на отделении по подготовке промышленных специальностей одни продолжают развивать эту способность, вторые только раскрывают её. Народная роспись по дереву, с её многовековой историей, предоставляет благодатную почву для развития творческого потенциала. Реабилитанты ПРЦ не только осваивают образовательные программы, овладевают профессией, а живут активной внеучебной жизнью. Обучающиеся по профессии «Художник росписи по дереву» – люди творческие, для которых видеть, чувствовать красоту и прекрасное, не пафосные слова. Из года в год устойчиво растет число людей с ограниченными возможностями, которые начинают серьезно заниматься творчеством. Творчество – это путь к свободному единению людей через Любовь. Общаясь, люди объединяются, чтобы совместно выполнять дела, обмениваться при этом информацией, ресурсами, эмоциями, своими творческими задумками. Общаясь, люди с ОВЗ помогают друг другу развиваться личностно и духовно, преодолевать многие негативные ситуации, находить истину, которая рождается в диалоге. А Творчество только помогает пониманию и сближению людей.
Главная наша задача, как преподавателей отделения – заинтересовать, убедить обучающихся в необходимости активной внеучебной деятельности, связанной с творческой реализацией. Занятия творчеством, оказывают большое влияние на реабилитацию, интеграцию и социализацию людей с ОВЗ, изменение психоэмоционального состояния и повышение самооценки.
Существует проблема среди этой категории петербуржцев – не так много мероприятий, творческих конкурсов, проектов, c разработанными положениями мероприятий, где люди с ОВЗ могут себя проявить, реализовать свои творческие способности. Слабое взаимодействие между сотрудниками реабилитационных центров и работников отделов социальной защиты, от которых зависит информированность о предстоящих мероприятиях и недостаточность информированности обучающихся о реабилитационных мероприятиях средствами культуры и искусства.
За последние три года, в группах ИХИ16 и ИХИ17 активизировалась внеучебная деятельность обучающихся, и, как и должно быть, главная направляющая сила лежит за преподавателями отделения.
Уже четвёртый год в сентябре, обучающиеся ПРЦ активно участвуют в городском проекте «Нарисуйся в Эрарте», который проводит Музей и галереи современного искусства «Эрарта» на Васильевском острове. Участвуя в создании коллективной картины обучающиеся ПРЦ учатся договариваться, взаимодействовать в команде, слышать и слушать друг друга. Находясь в социальном пространстве, участвуя в таком престижном молодёжном социальном проекте, ощущать себя принадлежными к этому обществу.
Два раза в год совместно с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга в ПРЦ проводятся «Ярмарки вакансий» свободных рабочих и учебных мест для людей с ограниченными возможностями. Традиционно в них участвуют представители 70-80 работодателей. Для тех, кто ищет работу, это прекрасный шанс познакомиться с предприятиями и найти подходящее рабочее место. Являясь активными участниками «Дня открытых дверей», обучающие «Профессионально-реабилитационного центра» демонстрируют свой творческий продукт и помогают раскрыть образовательные и профессиональные возможности центра.
Обучающиеся группы ИХИ16 в мае 2012 года, ИХИ17-2 в мае 2014 года приняли участие в Международном фестивале изобразительного творчества людей с ОВЗ: «Царскосельский вернисаж». Обучающиеся групп не только смогли выполнить творческую композицию, на заданную тему, но и поучаствовать в выставке-вернисаже, побывать на замечательном семейном празднике любви и внимания к инвалидам.
За последние три года активизировалось взаимодействие двух коллективов: Санкт-Петербургского «Российского колледжа традиционной культуры» (РКТК) и коллектива ПРЦ.
В апреле 2013 года студенты ПРЦ на базе «Ресурсного центра» РКТК приняли участие в городской выставке художественного творчества «Мой Петербург» среди обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, посвящённой 310-летию Петербурга.
В феврале и апреле 2014 года обучающиеся приняли активное участие в двух выставках, организованных РКТК: открытого межрегионального конкурса декоративно-прикладного искусства «Мой родной край», посвящённого году Культуры в России и в выставке художественного творчества «Посвящение Эрмитажу» среди студентов профессиональных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, посвящённой 250-летию Государственного Эрмитажа. Самовыражение, индивидуальное видение предложенной темы, творческий подход к участию в выставках, не только повышает социальную значимость людей с ОВЗ, но и направляет эту деятельность на популяризацию их творчества. Для людей с ОВЗ участие в творческих выставках и конкурсах является способом активной жизни, средством самовыражения и осознания собственной личности. Реабилитация, осуществляемая через художественно-эстетическую деятельность, воздействует не только на людей с инвалидностью, но и на общество, в котором они живут.
Одним из основных способов развития творческих способностей реабилитантов является их участие в исследовательской деятельности, сопряжённой с творчеством. В апреле 2013 года обучающиеся ПРЦ в качестве слушателей участвовали в 3-ей Международной студенческой научно-практической конференции (МНПК), проводимой РКТК. В апреле 2014 года обучающиеся группы ИХИ17-2 выступили с докладами в 4-й МНПК: «Социокультурное и профессиональное становление личности в современном мире», проводимой тем же образовательным учреждением, которая была посвящена 250-летию Санкт-Петербургского Государственного Эрмитажа. Изучение шедевров Мировой живописи из коллекции Государственного Эрмитажа, увлечение искусством и творчеством вообще, исследовательский компонент, всё это проявилось в этой работе. Выступление людей с ОВЗ на мероприятиях международного уровня, заявляет о привлечение творческой молодёжи для реализации социально-значимых проектов.
Уже третий год в рамках Декады инвалидов обучающиеся ПРЦ принимают участие в Российском национальном конгрессе: «Человек и его здоровье», где они, в рамках выставки работ, так же могут показать деревянные расписные изделия высокого профессионального уровня, выполненных своими руками.
В декабре 2013 года обучающиеся ПРЦ группы ИХИ17-2 приняли активное участие в городской акции «Дорога к Солнцу», посвящённой Международному Дню инвалидов, проводимой Администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга. Студенты группы под руководством преподавателей Румянцевой Т.В., Иосифовой А.В. провели мастер-класс: «Роспись по дереву» и приняли участие в работе других мастер-классов. Невероятно увлекательно, с большой заинтересованностью и со знанием материала, обучающиеся рассказывали о народных промыслах России, показывали свои работы и мастерство, но и профориентировали юных участников акции. Обучающиеся ПРЦ почувствовали себя мастерами, наблюдать за этим процессом было очень трогательно и интересно. Праздник получился на славу! И мы надеемся, что он запомнился всем.
Второй год обучающиеся группы ИХИ17 под Новый год принимают участие в творческих вечерах «Меня коснулся луч незримый», проводимых коллективом библиотеки №4 Невского района Санкт-Петербурга. Так же обучающиеся ПРЦ демонстрируют свои творческие работы, читают свои стихи, слушают и играют свою музыку, общаются, смотрят и слушают творчество людей с ОВЗ.
Уже третий год в мае месяце обучающиеся ПРЦ групп ИХИ16 и ИХИ17, под руководством преподавателей участвуют в Международных выставках для людей с ограниченными возможностями: «Подарок Санкт-Петербургу» и «Вместе в будущее», проводимых культурно-выставочным центром «Евразия». Обучающиеся не только рекламируют изделия народного художественного творчества и реализуют своё творчество, но и являются активными участниками процесса. Этот опыт общения поможет им в дальнейшей социально-трудовой и социокультурной адаптации и трудоустройства.
Посещение Государственного Эрмитажа, Русского музея, Российского Этнографического музея и других музеев и выставочных центров Петербурга – это не только обязательный момент в учебной деятельности. Погружаясь в мир искусства, знакомясь с шедеврами старых мастеров, наши обучающиеся «выздоравливают». Психологические исследования подтверждают, что занятия искусством оказывают значительное влияние на развитие у людей с ОВЗ различных форм мышления. Люди действительно меняются «на глазах», в лучшую сторону.
Большим событием для наших обучающихся было посещение в мае 2013 года ОАО «Императорского фарфорового завода». Специалистами завода был проведён мастер-класс: «Технология нанесения росписи на фарфор», преподавателям и обучающимся были выданы фарфоровые изделия, которые расписали и получили свои шедевры в подарок. Всё проходило в очень располагающей обстановке, надеемся, что этот вечер многим заполнился.
Мы, преподаватели ПРЦ, по профессии «Художник росписи по дереву», во внеурочной деятельности, связанной с творческим потенциалом обучающихся ПРЦ, определяем для себя несколько задач, на наш взгляд очень актуальных и необходимых. Первое: необходимость реабилитации и социальной адаптации, обучающихся через занятия творчеством; улучшение условий реабилитации людей с ОВЗ средствами культуры и искусства. И второе: необходимость участия людей с ОВЗ в социально значимых проектах.
Профессиональная реабилитация людей с ОВЗ – комплексный процесс. Общие усилия преподавателей и специалистов реабилитационных служб направлены на достижение основной цели – интеграции человека в трудовую и социальную жизнь. В истории нашей специальности был и уникальный студент-самородок – Галаничев Иван, выпускник по профессии «Художник росписи по дереву», 2003 года. Воспитывался Иван в Болховском детском доме-интернате для инвалидов. За время пребывания в интернате часто приходилось лежать в больницах, перенёс очень много операций. Именно в больницах начал рисовать, копировать иллюстрации с детских книжек. В 2003 году поступил к нам в центр на реабилитацию. Благотворительная организация «Золотой Пеликан» помогла с пропиской в Санкт-Петербурге и именно благодаря их помощи, открылся реабилитационный центр «Душа ребёнка». В центре очень часто проводятся благотворительные акции и выставки для людей с ОВЗ. Хотя этот пример не носит массового характера, и всё же, это труд большого коллектива людей и, конечно же, талант и вера в свои силы человека с ОВЗ. В 2011 году коллектив ПРЦ награждён призом Благотворительного движения «Золотой Пеликан» «За милосердие и душевную щедрость». Широкая пропаганда достижений инвалидов в области культуры и искусства способствует формированию адекватного отношения в обществе к людям с ограничениями жизнедеятельности, признанию их полноценными и полноправными гражданами социума.
Процесс формирования и развития творческих возможностей людей с ограничениями жизнедеятельности должен носить устойчивый, непрерывный характер. Останавливаться в этом направлении, категорически недопустимо. Многие студенты ПРЦ, покидая наше ОУ, посещая районные реабилитационные центры, профориентируют на творческие профессии нашего центра. Часто приходят в ПРЦ, поделится с преподавателями своими творческими успехами и планами.
Творческий опыт, приобретённый обучающимися в процессе обучения в ПРЦ обязательно пригодится им в дальнейшем. И очень приятно, что к этому опыту мы, преподаватели ПРЦ, причастны.



Все статьи автора «Иосифова Анна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: