В последнее время в социальной работе все большую популярность набирает арт-терапевтический метод реабилитации. В рамках этого метода образовалось множество направлений, каждое из которых предлагает свой набор методик, обладающих реабилитационным потенциалом. К одному из таких направлений относится куклотерапия. Ее применяют в работе с разными целевыми группами, в том числе и при работе с детьми, имеющими ОВЗ. Использование данного арттерапевтического направления в работе именно с указанной группой имеет огромное значение, так как у детей с ОВЗ существуют проблемы как физиологического, так и психологического характера. Реабилитационный потенциал же куклотерапии достаточно широк: она направлена на развитие моторики, коммуникации и т.д.
Проанализировав имеющиеся определения этого понятия, выведем свое, взятое за основу в данной работе.
Куклотерапия – это метод арт-терапии, который в качестве основного приема психокоррекционного воздействия использует куклу.
При проведении занятий куклотерапии, могут быть использованы разные куклы. Существуют целые классификации кукол.
Наиболее полная классификация кукол приведена Ю. Лотманом [1]. Он разделил их на две группы:
1. Куклы-игрушки. К ним относятся:
- куклы-игрушки;
- театральные куклы;
- обрядовые куклы;
- куклы для шествий;
- утилитарные куклы.
2. Кукла-модель. Включает в себя:
- интерьерно-экстерьерные куклы;
- витринные куклы – манекены;
- сувенирные куклы;
- коллекционные куклы;
- музейные куклы.
Чаще всего для проведения куклотерапии используются театральные куклы.
Однако, кукла-скрутка, которую можно отнести к группе обрядовых кукол тоже может быть использована в реабилитационных целях. В настоящее время ее назначение несколько поменялось. Сегодня кукла-скрутка редко используется в целях совершения обряда и в качестве оберега в семье. Ее изготавливают на уроках технологии и труда в школе с целью развития творческого воображения, формирования представлений о традициях родной культуры, воспитания любви к народному искусству. Она же может активно применятся при реабилитации людей с ОВЗ и людей, имеющих какие-либо психические отклонения. При проведении куклотерапии людям и, особенно детям, с ОВЗ эффективно, на наш взгляд, предлагать сделать именно куклу-скрутку, так как ее изготовление безопасно, она не требует шитья, проста в изготовлении и, традиционно, скручивается из ткани.
Результаты теоретического анализа были апробированы на практике. 3 декабря 2013 года был реализован проект «Организация и проведение арттерапевтического занятия куклотерапии среди детей с ОВЗ в рамках организации КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (пос. Сибирский)» «Радуга». Цель данного проекта заключалась в способствовании психологическому оздоровлению и преодолению трудностей в общении у детей с ОВЗ, путем проведения занятия куклотерапии. Основной этап проекта включал в себя следующие мероприятия:
1) Организация выезда волонтеров в КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (пос. Сибирский)» «Радуга»;
2) Проведение лекции на тему «История появления тряпичной куклы»;
3) Проведение обучающего мастер-класса по изготовлению куклы-скрутки;
4) Организация игры с использованием изготовленных кукол.
В куклотерапии принимало участие восемь детей с ОВЗ и четверо волонтеров. Все задачи, запланированные этапы и мероприятия проекта были выполнены. Отзывы о проведенном занятии у детей и специалистов центра исключительно положительные. На этапе мастер-класса по изготовлению куклы-скрутки, а также во время игры с использованием изготовленных кукол дети активно взаимодействовали и общались друг с другом. Большинство изъявили желание самостоятельно изготовить куклу-скрутку в дальнейшем. Таким образом, можно сказать, что поставленная в проекте цель была достигнута.
Итак, на основе теоретических данных и их практической апробации, можно сделать вывод о том, что использование куклы-скрутки при проведении куклотерапии также возможно и эффективно, как и использование кукол театральных.
Библиографический список
- Куклы мира: энциклопедия / вед. ред. Е. Ананьева. – М.: Аванта+, 2003. – 184 с.