КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЯПОНИИ

Эпова Марина Алексеевна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
Статья посвящена особенностям культурной дипломатии Японии на современном этапе. Особое внимание уделено эволюции культурной дипломатии в стране с начала 50-х гг. ХХ века.

Ключевые слова: культурная дипломатия, Япония


THE CULTURAL DIPLOMACY OF JAPAN

Epova Marina Alekseevna
Transbaikal State University

Abstract
The article is devoted to cultural diplomacy of Japan at the present stage. Special attention is paid to the evolution of cultural diplomacy in the country since the beginning of the 1950 of XX century

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Эпова М.А. Культурная дипломатия Японии // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/02/5861 (дата обращения: 22.02.2024).

В наш век существует несколько центров политической силы, стремящихся расширить свое влияние. Любое государство желает видеть себя в роли мировой державы, которая принимает решения за все человечество. Каждый стремится получить желаемое разными способами, кто- то путем распространения контроля  и захвата силой, кто-то, используя свой авторитет, ищет возможность сделать мир более безопасным мирными способами, тем самым снизить риск возникновения возможных конфликтов, оградить граждан от угрозы, вместе с этим занять желаемое место в современном мире.

В настоящее время мировое сообщество старается урегулировать возникающие конфликты через диалог. Межцивилизационный диалог становится последней надеждой на спасение мира от конфликта. Такой диалог не возможен без культурной дипломатии. Сейчас культурная дипломатия стала задачей номер один в списке внешнеполитических задач. Любое государство стремится к популяризации своей культуры, к изучению своего языка за рубежом, распространению достижений страны. Целью культурной дипломатии является укрепление позиции государства, а так же решение задач, касающихся внешней политики и экономики страны.

Активным актором на этом поле являются японцы. Под культурной дипломатией в Японии понимают использование культурных средств для повышения политического влияния страны.

Прежде всего, рассмотрим какой национальный образ, Япония стремилась заложить в основу своей культурной дипломатии. Здесь исследователи выделяют несколько этапов эволюции национального образа Японии. С начала 50-х гг. XX в. цель японской дипломатии – изжить из представлений людей образ Японии как милитаристской страны и представить страну как миролюбивое государство. Например, в рамках выбранной концепции, в 1951 году Япония вступила в ЮНЕСКО, приняла самую миролюбивую конституцию, ко которой государство не может иметь армию, а только отряды гражданской обороны. Сюда же можно привести факт о том, что после Второй мировой войны Япония стала продвигать за рубежом  такие культурные достояния  как чайная церемония, икебана, картины вишни в цвету, заснеженные горы Фудзи, символизирующие спокойствие и уравновешенность.

В конце 60-70 гг. акцент в культурной дипломатии переместился на образ мирной и экономически развитой страны. В этот период культурная дипломатия была направлена на продвижение идеи о том, что японская экономика отказывается от дешевого экспорта и выходит на новый уровень развития. Примером работы новой культурной дипломатии может послужить факт вступления Японии в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а так же создание Японского экономического фонда в 1972 г., что является свидетельством позитивной культурной дипломатии. В этот период японские студенты стали выезжать в США с целью изучения основ американской экономики, данные исследования сделали большой вклад в развитие экономики Японии.  Однако  сближение Японии и Запада было раскритиковано странами Юго-Западной Азии. В это время в Азии Японию стали сравнивать с бананом. Поскольку имеют  желтое обличие – цвет кожи, и белую мякоть – внутренние устремления страны. Япония, обеспокоившись реакцией стран Азии, активизировала политику в азиатском направлении. Стали создаваться школы японского языка в Китае, проводился обмен опытом в области экономического развития.

Следующий период развития культурной дипломатии начался с 80- х гг. Задача, которую государство ставило в этот период, заключалась в вопросе позиционирования Японии как ответственного партнера на международной арене. Культурная дипломатия стала важным инструментом во внешней политике. Основными целями были поддержание мира, процветание, оказание экономической помощи. В рамках задуманной концепции Япония стала поставлять в развивающиеся страны записывающее оборудование, витрины для музеев, мебель. Цель подобных мероприятия заключалась в сохранении культурного наследия развивающихся стран. В это время Япония стала активно продвигать идею о межгосударственных обменах, в частности, в области образования, что говорит о возможных попытках Японии интегрироваться в новые организации, установить и развивать всесторонние связи с другими государствами.

С целью подчеркнуть свое желание и готовность установить партнерские отношения, в 1991 году Япония совместно с США создали Центр глобального партнерства (Center for Global Partnership). Содействие сотрудничеству между Японией и США, Выполнение общих глобальных обязанностей и улучшение благосостояния в мире- основные цели организации. По средствам сотрудничества в рамках данного объединения государства стремятся расширить диалог и обмен между японскими и американскими гражданами и тем самым улучшить двусторонние отношения стран. Кроме сотрудничества в рамках данного соглашения, Япония и США выработали общий план действий по сотрудничеству в глобальной перспективе, что включало объединение человеческих и финансовых ресурсов  для реализации совместных проектов, например, демократизация в Сальвадоре, сохранение коралловых рифов в Тихом океане. Рост сотрудничества между США и Японией можно рассматривать как часть общественной дипломатии Японии для борьбы с мнениями об опасности успехов японского экономического развития. Таким образом, политика Японии была направлена на расширение и углубление контактов с международным сообществом.

В середине 90-х гг. Японии пришлось адаптировать свою дипломатию под новую эру. Мир интегрировался в процесс глобализации. К этому времени Япония уже имела большой опыт в ведении культурной дипломатии, а на фоне других быстроразвивающихся  стран Азии выступала как модель экономического развития, была образцом для других государств, что, несомненно,  является достижением культурной дипломатии. Таким образом, культурная дипломатия приобрела большое значение. Однако, образ Японии как экономически развитой страны быстро мерк на фоне других быстроразвивающихся стран Азии, нужно было вырабатывать новую стратегию, новый образ.

Сегодня Япония сталкивается с новыми вызовами, например, сложность мобилизации финансовых ресурсов. Спонсоры ждут от любых культурных программ немедленных выгод. Сейчас Япония делает ставку на культуру. Культура любого государства самобытна и уникальна по своей сути. Япония активно продвигает свою культуру по средствам аниме, манга, известность набирают произведения Харуки Мураками, японская кухня. «90-е годы сами японцы называют “потерянным десятилетием» — из-за затяжного экономического кризиса. Но именно тогда случился прорыв в креативе: японская культурная матрица в виде комиксов (манга) и мультфильмов (аниме) буквально завоевала весь мир», — говорит Елена Катасонова, доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института востоковедения РАН. Поклонники японских комиксов и мультфильмов объединяются в круги, проводят встречи. В 2012 году в городе Тоттори прошел Международный саммит Манга, в котором участвовала Россия.

Японская кухня также становится все более популярной, роллы и суши стали уже не экзотическим блюдом,  японское меню есть в большинстве ресторанов.

Однако, Япония зримо присутствует и в других сферах жизни, формируя имидж на всех уровнях – от технического до информационного.  По образному выражению М. Аллена и Р. Сакамото: «Массовая культура Японии сумела заключить союз с глобализацией и поэтому обеспечивает возможность своего присутствия по всему миру».

 Оглядываясь на развитие культурной дипломатии в Японии за последние полвека, основная тенденция очевидна. Японская культурная дипломатия всегда стремилась развеять негативные образы Японии. Основной идеей было закрепить в сознании людей утверждение о том, что Япония изменилась и стала лучше.

 В настоящее время Япония работает над распространением, накопленных веками, традиций и просвещает человечество. Однако, культура не должна быть частью имиджа , она должна быть вкладом в обогащение человечества, поддержание глобального мира и культурного разнообразия.


Библиографический список
  1. Скрипкарь М.В.  Формирование ценностных ориентаций молодежи // Аспирант: труды молодых ученых, аспирантов и студентов: прил. к журналу «Вестник ЧитГУ», 2010. – № 2 (8).  – С. 57-59
  2. Скрипкарь М.В.  Влияние социально-культурных факторов  на специфику японской общественно-политической мысли // Аспирант: труды молодых ученых, аспирантов и студентов: прил. к журналу “Вестник ЧитГУ”, 2011. – №1. – С.52-56


Все статьи автора «Мария Скрипкару»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: