УДК 378

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА

Нигматзянова Гульнур Халимовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
магистр

Аннотация
Данная статья посвящена раскрытию структуры и содержания базовой общекультурной компетенции студента. Автор анализирует некоторые из существующих определений «общекультурных компетенций» студента и предлагает собственную трактовку. В статье представлены и различные подходы к определению структуры изучаемого объекта.

Ключевые слова: «человек культуры»., базовая компетентность, компонент, общекультурная компетенция, структура


THE STRUCTURE AND CONTENT OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS

Nigmatzyanova Gulnur Halimovna
Kazan (Volga Region) Federal University
master

Abstract
This article focuses on discovery of the structure and content of the basic general cultural competence of the student. The author analyzes some of the existing definitions of "general cultural competence" of the student and offers his own interpretation. The article presents and different approaches to determining the structure of the object being studied.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/5851 (дата обращения: 26.03.2019).

Исследователи отмечают, что «культуро­логическая» ориентация  образования отражает и новые возможности для определения путей обновления, обога­щения, пересмотра содержания   высшего образова­ния. Ядром модели выпускника по любому направлению подготовки высшего профессионального образова­ния являются универсальные (общекультурные) компетентности.

А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция –  широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен,  а именно  познание и опыт деятельности в области  национальной и общечеловеческой культуры;  духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. [5, с.115].  Общекультурные  компетенции относится к ключевым компетенциям, согласно классификации А.В. Хуторского,  которая включается в метапредметный уровень содер­жания образования. Поэтому формирование общекультур­ных компетенций осуществляется в рамках каждого пред­мета, реализующего содержание общего образования [4, с.59].

Л.С. Троянская определяет  общекультурная компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловлен­ная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов как критериев оцен­ки при решении проблем познавательного, мировоззрен­ческого, жизненного характера» [2, с.30].  Данное определение ориентирует на сущностные характеристики компетентности как личностного качества, а именно способность учащихся самостоятельно  действовать при решении актуальных для них проблем.

Таким образом,  изучив  некоторые из существующих  определений  общекультурных компетентности,  мы предлагаем собственное определение. Общекультурные компетенции – это базовая компетентность личности,  обеспечивающая вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение  профессиональных знаний и умений  в практической деятельности,   овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться  в социуме.

С.Л. Троянская определяет трехкомпонентную  структуру общекультурных компетенций. Когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты входят в ее состав. Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения  продуктов культуры, как изучение, понимание. В разнообразных определениях культуры мы замечаем ее «знаниевую» характеристику: «комплекс знаний», «совокупность интеллектуальных элементов».

Ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей». Коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество. Это закреплено в определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системы хранения и передачи социального опыта [3, с. 20].

О.Е. Лебедев предлагает следующую структуру  общекультур­ных компетенций студента. Прежде всего, формирование общекультурных компетенций предполагает ориентацию в первоисточ­никах культуры — произведениях художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусст­ва, музейных экспозициях, произведениях если не научной, то хотя бы научно-попу­лярной литературы. Этот перечень видов можно продолжить. В реальной образовательной практике подавляющее большин­ство учащихся ограничивается знаком­ством с немногими первоисточниками, в основном, с некоторыми произведениями художественной литературы.

Для перехода от реального к желаемо­му результату необходимо скорректиро­вать требования к результатам высшего профессионального образования. Определение этих требований связано с выбором планируемого резуль­тата, который может заключаться либо в поверхностной информированности о большом числе первоисточников культу­ры, либо в глубоком знании небольшого их числа.

Другой компонент общекультурных компетенций – способность ориентироваться в источниках информации, отби­рать их для решения познавательных за­дач по определенным критериям, в том числе по критерию достоверности инфор­мации.

Третий компонент — способность объяснять явления действительности, по крайней мере, те, с которыми люди встре­чаются в повседневной жизни, с позиций науки. При этом речь идет не только о на­учном понимании таких явлений, но и о способности объяснять их другим людям.

Четвертый компонент — способность ориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни (в сути проблем, причинах их возникновения, мнениях о путях решения). Было бы важно, чтобы каждый выпускник высшей школы мог привести примеры проблем, которые ста­ли предметом общественного обсуждения, и определить свой взгляд на предлагае­мые пути решения этих проблем.

Пятый компонент — способность ориен­тироваться в мире социальных, нравствен­ных и эстетических ценностей, что предпо­лагает умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с опреде­ленной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле.

Исключительно важным компонентом общекультурных компетенций является речевая культура учащихся. Каждый из перечисленных компонентов общекуль­турной компетентности может быть рас­смотрен как относительно самостоятель­ная цель общего образования, реализуе­мая в процессе изучения всех учебных дисциплин и в процессе внеучебной деятельности [1, с.111-112].

Таким образом,  базовым компетентностям относят общекультурную компетентность будущего специали­ста. Безусловно, ее формирование в становлении специалиста нового типа приобретает особую значимость. Первоначально общекультурная компетентность в составе базо­вых компетентностей выступает некой фундаментальной составляю­щей для профессио­нальной   компетентности и для становления таких образований как  про­фессионализм, мастерство и др. Если  не уделить внимание формированию общекультурных ком­петенций студента, то он впоследствии не сможет  в полной мере овладеть коммуникативными, информационными,  профессиональными и др. компетенциями.

Общекультурные ком­петенции в отличие от других компетенций имеют постоянный характер. Так, если профессиональные компе­тенции могут быть недолговечными, то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, при этом эти компетенции помогают специалисту в приобретении новых  компетенций, которые в свою очередь позволяют ему развиваться и достигать новых высот в своем профессиональном становлении.

В современном мире происходят глобальные социальные, политические и экономические  изменения в мире и в частности в  россий­ском государстве, также усиление роли международных отношений,   возникновения интереса к национальным корням, пробуждение национального самосознания народов, что   ак­туализируют потребность в высококультур­ном специалисте.    В этих условиях проис­ходит смена приоритетов, становится воз­можным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый идеал студента — «человека культуры», облада­ющего общекультурной компетентностью. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутрен­ний мир и отношения с социумом.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Лебедев О.Е. Культурологические основы образовательных стандартов современной школы // Педагогика. – 2008- № 2.
  2. Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ижевск, 2004 -23 с.
  3. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. №2. С.19-23.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm .
  5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «gulnur»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация