УДК 37.061

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аниденкова Мария Михайловна
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы и уровни адаптации ребенка в школе.

Ключевые слова: младший школьный возраст, уровни адаптации ребенка, школьная адаптация первоклассника


SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE TO THE CONDITIONS OF THE SCHOOL ENVIRONMENT

Anidenkova Maria Mihailovna
Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovs

Abstract
In the article the basic problems and levels of adaptation of the child in school.

Keywords: levels of adaptation of the child, school adaptation of the first grader, younger school age


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Аниденкова М.М. Социальная адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной среды // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5359 (дата обращения: 26.05.2017).

В современном обществе остро встает вопрос как помочь будущему или нынешнему первокласснику благополучно адаптироваться к новым условиям школы. Как не странно, но на сегодняшний день обучение в школе является стрессовой ситуации для любого школьника, но в особенности первоклассника. Это может быть связано с новыми микросоциальными условиями.[1] Под микросоциумом можно понимать определенную территориальную общность, которая включает в себя соседство, семью, группы сверстников, различного рода государственные, религиозные, общественные, воспитательные и частные организации, и конечно же разнообразные неформальные группы жителей. Следовательно, любой детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью, ранимостью к разным микросоциальным средам. Поэтому, для ребенка первого класса играет важную роль в процессе адаптации его семья, ведь она всегда может ребенка поддержать, откликнуться и помочь в чем либо.

Таким образом, можно выделить основные положительные факторы семейной микросоциальной среды: многообразие явлений и предметов, которые окружают ребенка; положительное эмоциональное общение со всеми членами семьи, что ведет к индивидуальному вниманию его особенностей. Кроме положительных факторов, необходимо выделить и отрицательные факторы микросоциально среды: ошибка семейного воспитания ребенка; нарушение взаимоотношений и пониманий в семье; неумение вовремя выяснять необходимые моменты и другое. Все вышеперечисленные негативные факторы могут повлечь за собой к соматическим и психическим заболеваниям ребенка. Как показывает социологическое исследование на базе средних школ города Мурома, число детей болеющих соматическим заболеванием составляет 25%, психическим расстройством болеют 15% детей. Причинами заболеваний может служить то, что происходит жесткое обращение в сторону ребенка; коммуникативный барьер между отцом и ребенком, либо ограниченное влияние отца на семейное воспитание; негативные межличностные взаимоотношения между супругами; конфликтные ситуации в семье; несогласованность между родителями определенных требований в сторону ребенка и другое.

В период адаптации огромную роль играет кризис семи лет. В этот период у ребенка происходит переломный момент в его жизни, и что в следствии ведет к перелому эмоциональной неустойчивости. Поэтому, семья должна быть бдительна в этот период времени для ребенка.

Существует достаточно много классификаций адаптации, но самая оптимальная классификация на наш взгляд, это классификация по А.Л. Венгер.[3] Он рассматривает адаптацию ребенка к школе и выделяет три уровня адаптированности первоклассников: высокий, средний и низкий уровень адаптации. Высокий уровень адаптации характеризуется положительным отношением к школе, ребенок адекватно реагирует на требования учителя, хорошо овладевает программным материалом, ко всем заданиям относится с ответственностью. Средний уровень адаптации характеризуется тем, что ученик положительно относится к школьным заданиям, сверстникам, учителю, не вызывает отрицательных переживаний, но при этом он пассивен и немного растерян. К низкому уровню относятся такие дети, как с отрицательным поведением и отношением к школе, наблюдаются постоянные жалобы со стороны учителя, проявляет агрессивность, невнимателен.

Следовательно, на базе средних школ города Мурома было проведено исследование, где объектом явилось система социальной адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьной среды. Перед исследователем стояли ряд эмпирических гипотез, которые были в дальнейшем подтверждены. Итак, основные гипотезы были следующие:

  • личностная среда школьника является основным фактором адаптации;
  • наблюдается, что первоклассник адаптируется к учебной деятельности на недостаточном уровне;
  • степень адаптации детей к школьному режиму недостаточная.

    При исследовании, автором было использован метод интервьюирование, наблюдение и анкетный опрос для родителей.[2] В исследовательской программе было задействовано 150 человек, то есть исследование проводилось на базе трех образовательных учреждений города Мурома. По окончанию исследования, автором было сделаны следующие выводы:

  • ребенок первого класса предпочитает общаться на равных только со сверстниками 68%, с родителями ребенок общается только тогда, когда детям что – то потребуется 20%, оставшиеся дети хотят быть в стороне, не в чем не участвовать 12%.
  • дети женского и мужского пола предпочитают в большей степени общаться только с мамами, следовательно, в период адаптации многим детям не хватает отцовского общения.
  • учебная активность у детей проявляется сразу в начале учебного года. Они стремятся познакомится со сверстниками, найти общий язык с преподавателем.
  • смена школьного режима влияет на первоклассника отрицательно, так как, с самого утра они выглядят растерянно, но ближе к обеду они начинают быть активными в игровой форме.
  • Заболеваемость у детей прослеживается уже в середине учебного года, в частности прослеживается такие болезни, как психические расстройства организма, соматические заболевания, болезнь связанные с гастритом и с сердечной недостаточностью.

    Таким образом, начало школьной жизни у первоклассника является сложным этапом в его повседневной жизни. Для того, чтобы ребенок успешно прошел школьную адаптацию, необходимо, в образовательном учреждении организовать сотрудничество между специалистами школы и родителями. Поэтому можно предложить ряд рекомендаций, для улучшения взаимодействия между ними и самим ребенком в процессе школьной адатаптации.

  • Организовать кабинет психологической разгрузки, это поможет скорректировать индивидуальный подход не только к ребенку, но и членам его семьи.
  • Специалисту в школе необходимо создавать дневник наблюдений за детьми, это поможет конкретно определить уровень прохождения адаптации как индивидуально, так и в групповом соотношении.
  • Родителям следует совместно со своими детьми проходить тренинговые занятия, что поможет в дальнейшем найти общий язык между взрослым и ребенком.
  • На базе средних школ организовывать телефон доверия, это поможет как родителям, так и детям найти ответ на свой вопрос с психологической точки зрения.
  • Организовывать школьные мероприятия, где будут задействованы не только дети первого класса, но и родители, а так же сами преподаватели и специалисты школы.

    Следовательно, соблюдение или организация все выше перечисленного, поможет тщательно организовать общение родителей со специалистами и с детьми, а так же, проконтролировать процесс школьной адаптации ребенка к первому классу.


Библиографический список
  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2001.С. 162
  2. Аниденкова М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды. // Гуманитарные научные исследования. – № 7 Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3611
  3. Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? М., 1994. C. 144


Все статьи автора «Аниденкова Мария Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: