УДК 378.01

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИЗНЕС ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Курпаяниди Константин Иванович
Региональный центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Ферганском государственном университете, Узбекистан

Аннотация
В статье проводится комплексный и системный анализ методов современного преподавания бизнес-дисциплин посредством применения инновационных педагогических технологий. Автор обосновывает эффективность образовательных программ, исходя из принципов качественного обучения, категорий обучающихся. Приводятся варианты использования кейс-технологий в процессе обучения бизнес-дисциплинам.

Ключевые слова: инновационные технологии, методика, методы обучения, образование, образовательная технология, технологии образования


SOME ASPECTS OF TEACHING METHODS TO IMPROVE BUSINESS SUBJECTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Kurpayanidi Konstantin Ivanovich
Regional center for retraining and advanced training of teachers in the Fergana State University, Uzbekistan

Abstract
In this paper, a comprehensive and systematic analysis of modern methods of teaching business disciplines through the use of innovative teaching techniques. The author proves the effectiveness of educational programs based on the principles of quality education , categories of students. A possible use case -based technologies in teaching business subjects.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы совершенствования методики преподавания бизнес дисциплин в высшем образовательном учреждении // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/4050 (дата обращения: 29.09.2017).

В современном обществе Узбекистана происходят кардинальные изменения системы образовательных услуг. Одним из факторов обусловивших процессы реорганизации вузовской и послевузовской моделей образования являются процессы глобализации, затронувшие практически все аспекты национальной экономики, информатизации образовательного процесса, связанных с современными информационно коммуникационными технологиями. Появление более прогрессивных концепций, знакомство с передовым опытом стран, лидирующих на рынке образовательных услуг (прежде всего США, Европейского Союза, Японии и Китая), и дальнейшая модернизация на этой базе национальной модели образования направлена на решение проблемы востребованности в условиях рыночной экономики будущего специалиста – выпускника высшего образовательного учреждения, вопроса эффективности полученных знаний специалиста, и последнее – это умение приспособления в быстро меняющихся экономических и геополитических условиях своей профессиональной квалификации к новым требованиям и условиям времени.

В условиях модернизации и диверсификации национальной экономики Узбекистана работодатели предъявляют более высокие и серьезные требования к уровню подготовленности персонала, поэтому в целях повышения эффективности подготовки специалистов необходимо совершенствовать методики преподавания в бизнес-образовании.

На основании мониторинга современных педагогических технологий, мы можем считать, что  система обучения специалистов в высшем образовательном учреждении (ВОУ) позволяет достичь следующих результатов:

  • работа с текстом;
  • коммуникативная грамотность;
  • интеллектуальная и креативная деятельность;
  • самоорганизация;
  • широкая эрудиция и кругозор.

Рассмотрим вкратце некоторые из них.

Работа с текстом способствует формированию следующих знаний, практических навыков и умений:

  • умение видеть чужой текст (чтение и системный анализ);
  • умение создавать собственный текст (написание эссе, рефератов, докладов);
  • владение языками (грамотная письменная и устная речь);
  • начитанность (число прочитанных книг и наличие  собственного мнения).

Коммуникативная грамотность проявляется в следующих навыках:

  • навыки коммуникации (аргументирование, оппонирование, ведение переговоров);
  • умение работать с литературой (быстрота поиска информации);
  • работа как в локальной, так и глобальной сетях (Интранет и Интернет, интерактивные коммуникации).

Самоорганизация выражается в эффективном осуществлении следующих видов деятельности:

  • командная работа (сжатые сроки выполнения проектов);
  • time management (планирование и реализация планов);
  • презентация (демонстрация результатов);
  • самостоятельность и ответственность (индивидуальность и инициативность в проекте).

Современное бизнес-образование предполагает исключительное использование интерактивных методов обучения и инновационных технологий в учебном процессе ВОУ.

Активное обучение представляет собой способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Проведенная апробация активных методов обучения в  Региональном центре переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Ферганском государственном университете, позволяет нам отнести к ним:

  • презентации;
  • работу в группах;
  • дискуссии;
  • методы критического мышления;
  • кейс-стади;
  • метод мозгового штурма;
  • викторины;
  • ситуационный анализ;
  • мини-исследования;
  • SWOT-анализ;
  • показ тематических видеофильмов;
  • деловые игры;
  • метод Insert – метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 10-минутное ассоциативное эссе;
  • метод блиц-опроса;
  • метод анкетирования;
  • групповые бизнес-проекты и др.

Обмен опытом с профессиональными педагогами, активно использующих инновационные методы обучения в Ферганском государственном университете (ФерГУ), позволили выделить наиболее эффективные и уже апробированные образовательные технологии, предусматривающие обучение студентов различными видами  деятельности:

  • научно-исследовательская (участие в студенческих научно-практических конференциях, олимпиадах, научно-исследовательских проектах);
  • экспериментальная (полевые исследования, занятия в лабораториях);
  • практическая (выездные занятия в бизнес-структурах, учебная, производственная практика и работа на предприятиях, в фирмах,  бизнес структурах);
  • творческая (разработка инновационных проектов,  участие в различных конкурсах, грантах) и др.

Проведенный нами социологический опрос среди студентов  Физико-математического, Педагогического, Филологического и Социально-экономического факультетов ФерГУ[1] позволил выделить основные принципы качественного обучения. Обобщим их с аналитическую таблицу (таб.1.).

Таблица 1. Основные принципы качественного обучения

Принципы обучения Используемые инструменты

и формы контроля

Имидж преподавателей

(точная оценка собственной личности,  сильные и слабые стороны, требующие развития)

«практический опыт предмета»

(практические примеры)

методика преподавания

(распределение видов работ  по темам)

Ожидания от изучения предмета

(четко определенный круг задач предмета)

оценка

(критерии, формы, время)

Стиль преподавания

(уверенность, внешность, манеры)

технические средства

(наглядность, восприятие)

Как показывают исследования, в целях повышения эффективности образовательных услуг и качества преподавания бизнес-дисциплин в ВОУ, необходимо учитывать индивидуальные особенности и способности обучающихся, которых можно разделить на несколько категорий по определенным признакам (таб.2.).

Таблица 2. Категории обучающихся

Категории студентов Характеристики обучающихся
1 Активист активная позиция, любознательность, участие
2 Мыслитель наблюдатель, аналитик, наличие собственного решения, необходимость времени
3 Теоретик логичность действий, модели решения, отстраненность
4 Прагматик практичность, эксперимент в реальных условиях, новизна

 

Практический опыт убеждает, что следует развивать эти способности путем индивидуального подхода к ним и рационального распределения заданий.

В свете вышесказанного неизменно возрастает роль преподавателя в процессе обучения, задача которого состоит в том, чтобы дать студентам систематизированные, углубленные теоретические знания, а также привить практические навыки и умения организации профессиональной деятельности.

Современная роль преподавателя, активно использующего инновационные педагогические образовательные технологии, по нашему мнению,  заключается в том, что он одновременно выступает в качестве:

  • организатора работы студентов на аудиторных занятиях;
  • автора элективных курсов;
  • преподавателя, объясняющего материал;
  • наблюдателя, осуществляющего мониторинг посещаемости и успеваемости обучающихся;
  • наставника (куратора, эдвайзера);
  • консультанта, советника, помогающего в выполнении заданий и самостоятельных работ студентов;
  • эксперта, проводящего мониторинг уровня знаний и подготовленности студентов.

Целями преподавания бизнес-дисциплин являются:

  • заинтересовать обучающихся предметом изучения курса;
  • увлечь их новым или интересным материалом;
  • заинтриговать и пробудить любопытство студентов к актуальным проблемам или вопросам;
  • найти контакт и развить творчество, креативный, оригинальный подход к решению конкретных проблем или ситуаций.

Исходя из поставленных целей структура бизнес-курса должна включать:

  • теоретическая часть (лекционный материал, статьи, слайды презентации);
  • практические задания (эссе, задачи, деловые игры, кейс-стади и т.д.);
  • творческие задания (разработку бизнес-планов, инновационных проектов, маркетингового и рекламного бюджета и др.);
  • письменные работы (контрольные, Quiz, курсовые работы, научные доклады, статьи);
  • формы контроля (оценка за выполненные задания и представленные работы).

Одним из наиболее распространенных и широко применяемых в процессе обучения активных методов бизнес-дисциплин является анализ и обсуждение кейсов.

Кейс – это конкретная ситуация, которая обладает следующими характерными особенностями:

  • описание реальных фактов и событий;
  • не несет оценки события со стороны автора;
  • не имеет единственного правильного решения;
  • объединяет уникальность, исключительность и практическую значимость;
  • предоставляет право выбора при формулировке проблемы и в поиске путей решения;
  • имитация коммуникационного процесса при решении;
  • создание концептуального знания.

Охарактеризуем основные виды кейсов, используемых в практике преподавания.

Традиционные «гарвардские» кейсы имеют следующие характеристики:

  • содержат достоверную информацию на основе тесного сотрудничества с компанией;
  • выявляют реальную проблему реальной компании, точность описания проблемы и ее решения;
  • проблема явно не определена;
  • изложение информации от лица менеджеров различных уровней;
  • наличие финансовой информации;
  • отсутствие дополнительной полезной информации;
  • значительный объем материала;
  • не содержат наводящих вопросов.

Модифицированным кейсам присущи аналогичные характеристики, с той лишь разницей, что в данном случае проблема явно не определена и имеется дополнительная полезная информация.

Ситуации, написанные без активного сотрудничества с компанией, характеризуются следующими особенностями:

  • использование информации из различных  внешних источников;
  • описание действий компании на изменения окружающей среды;
  • предполагают критический анализ со стороны студента;
  • необходим  самостоятельный поиск дополнительной информации.

Можно использовать вымышленные ситуации, для которых характерно следующее:

  • использование реальных и вымышленных данных;
  • информация касается специфической проблемы;
  • содержат обобщенный теоретический материал.

Тактические и стратегические кейсы имеют характерные черты (таб. 3.).

Таблица 3. Характеристики тактического и стратегического кейсов

Характеристики Тактический кейс Стратегический кейс
Цель научить проводить квалифицированный анализ развить логику, научить принимать обоснованные решения, разрабатывать стратегии на основе анализа в условиях неопределенности
Основное содержание касается определенной проблемы отдельной сферы деятельности касается различных сфер деятельности
Объем от 5-6 предложений до 2 страниц от 2 до 200 страниц
Дополнительные замечания при ответах на вопросы необходима дополнительная информация и знания из сопряженных областей  не имеются
Структура краткая характеристика фирмы

подробное описание отдельных элементов деятельности

(например, реклама, технология производства, подготовка персонала)

вопросы для обсуждения

начало  (имена и должности главных действующих лиц, общая характеристика фирмы, временные параметры, описание проблем с различных точек зрения, от имени сотрудников)

основная часть  (история, внешняя среда, расширенное описание внутренней среды)

заключение  (сценарий, устанавливающий состояние срочности в решении проблемы или принятие решения)

приложения  (основные даты в истории, схема организационной структуры, данные бухгалтерской отчетности, статистика, фотографии)

Технология работы с кейсами  в аудитории представлена в таблице 4.

Таблица 4.Технология работы с кейсами  в аудитории

Начальный этап обучения Продвинутый этап обучения
краткий обзор материала кейса;

выделить ключевые слова;

задать общий вопрос “что происходит?”;

задать вопросы относительно :

впечатления о прочитанном;

положения и возможных проблемах;

возможных изменений;

недостатков в деятельности и их причинах;

неопределенности;

согласия (несогласия) с определенным      утверждением;

сделать обобщения.

изучить опыт деятельности;

провести глубокий анализ;

учитывать временной контекст и развитие отрасли;

изучить качественные переменные;

уделить внимание символике;

оценить мнения сторонних наблюдателей;

использовать при анализе статистические методы;

построить логические деревья;

критический подход к цифрам;

использовать свой жизненный опыт;

задать вопрос “а что, если бы…?

Для анализа кейсов используются следующие приемы:

  • “заданные вопросы”;
  • “опыт усвоенных уроков”;
  • “реальные вопросы”;
  • “цепочка событий”;
  • “внутренний и внешний аудит”;
  • “советы консультанта”;
  • “мнение разгневанной личности”.

Стиль изложения кейсов может быть официальным, академическим или с использованием разговорной речи, а структура – временной, сюжетной или разъяснительной.

Наконец, в учебном процессе для контроля и оценки знаний студентов, для развития их творческих способностей могут использоваться следующие письменные работы:

эссе;

рецензия;

анализ эпизода;

отчеты;

статья;

реферат;

 

исследования;

обзор;

дневниковая запись;

очерк;

путевые заметки.

 

В заключении следует отметить, что рассмотренные технологии, приемы и методы обучения будут способствовать повышению качества обучения в ВОУ и подготовке высококвалифицированных специалистов.

Безусловно, разнообразие методов и средств обучения как попытки отхода от единого шаблона в образовательном процессе, имеет при всех положительных его проявлениях и отрицательный момент: «калейдоскопичность» формы проведения занятий может стать причиной того, что студент в своих попытках быть вовлеченным в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным понять суть проблемы, которую необходимо раскрыть в процессе занятия. Признаемся, что сами оказались плену так называемых «интерактивных» методов, когда наши попытки разнообразия семинарских занятий, с одной стороны, действительно приводили к деятельностному участию студента в ходе урока, а с другой стороны – акцентируя свое внимание на выполнении разнообразных функций и ролей студент невольно терял ведущую идею занятия, оказывался «за бортом» разбираемой проблемы.

Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и пути обучения не следует возводить в ранг самоцели, это прежде всего средства решения образовательных задач в вузе. Поэтому методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной дисциплины. В этом смысле, думается, ошибочным навязывание преподавателю популярных, «модных» методик в образовательном процессе. Поэтому нововведения в методике обучения в университете, где происходит формирование гражданина, и уже тем самым каждое ВОУ  несет ответственность за моральный и ценностный облик будущего поколения государства, требуют тщательного подготовительного этапа и изучения признанными педагогами, и уже затем должен последовать период практических «экспериментов» в рамках отдельных дисциплин.


[1] В ФерГУ всего семь факультетов, опрос проводился среди студентов четырех факультетов. Общее количество опрошенных составило 74 процента от общего контингента обучающихся студентов


Библиографический список
  1. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.
  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.
  3. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998.
  4. Подласый И. П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008.
  5. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.—Воронеж, 1996.
  6. Реан А. А., Коломинский Я. Л: Социальная педагогическая психология. СПб., 2009.
  7. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2007.
  8. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 2007.
  9. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 2009.
  10. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 2008.


Все статьи автора «Kurpayanidi Konstantin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: