УДК 316

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Куликова Татьяна Олеговна
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса»

Аннотация
В статье актуализируется проблема социального сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями. Уточняются критерии преодоления трудностей детьми с сохранным интеллектом, но с особыми образовательными возможностями. Предлагается программно-целевое решение обозначенной проблемы.

Ключевые слова: дети-инвалиды, социализация, социальная реабилитация, социальное сопровождение


SOCIAL MAINTENANCE OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES

Kulikova Tatiana Olegovna
Vladimir Institute of Business

Abstract
In article the problem of social and pedagogical support of socialization of children with limited possibilities is staticized. Criteria of overcoming of difficulties by children with safe intelligence, but with special educational possibilities are specified. The program and target solution of the designated problem is offered.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Т.О. Социальное сопровождение социализации детей с ограниченными возможностями // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/10/4019 (дата обращения: 26.05.2017).

Проблема обеспечения социального сопровождения детей с ограниченными возможностями в современном обществе является наиболее актуальной и востребованной. В стране наблюдается тенденция возрастания инвалидизации детской популяции. Всё чаще появляются на свет малыши с сохранным интеллектом, но с физическими недостатками, которые ограничивают их активную социализацию.

Инвалидность в свою очередь ограничивает детей от нормальной жизнедеятельности, она способствует дезадаптации, проблемам самореализации личности ребенка, затруднениям в развитии.

Таким образом, для улучшения их жизнедеятельности, детям необходимы дополнительные средства, меры, усилия, и специализированные программы, которые находятся в специальных учебных заведениях, а так же в специализированных центрах реабилитации. Самым важным моментом для ребенка с ограниченными возможностями, является, прежде всего, поддержание физического и психологического состояния. Следовательно, для таких детей существуют специализированные центры реабилитации, которые помогут с главными проблемами инвалидности.

Различные виды практик профессиональной подготовки, наблюдения и изучение опыта работы специалистов коррекционной работы, социальной работы, социальных педагогов, психологов российских регионов убеждают в необходимости целенаправленной социальной деятельности. Чтобы сузить затруднения в самообслуживании, в развитии, общении, обучении, предотвратить возможность появления социальной дезадаптации, в воспитательно-образовательной среде следует создать такие условия, чтобы каждый ребёнок ощутил себя ценностью общества, в котором каждому обеспечиваются равные возможности в различных сферах личностной самореализации. В последнее столетие отмечается резкое увеличение значения коммуникации между индивидами [1], в данном случае особая роль отводится установлению общения с ребенком и его семьей. В первую очередь, для того чтобы такие дети освоили социальный опыт, необходимо включить их в доступную среду и систему общественных отношений. Работа с такими детьми должна начинаться с обустройства физического пространства, устранения социальных барьеров и заканчиваться формированием навыков взаимодействия инвалидов и здоровых сверстников [2]. А для этого требуются особые социально-педагогические, психологические условия, адресно-направленные усилия и дополнительные средства обеспечения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранным интеллектом. Кроме того, при организации реабилитационной работы следует опираться на принципы комплексно-ориентированной модели инвалидности, когда ребенок инвалид не просто является объектом гиперопеки, но воспринимается микросредой как активная личность с комплексом специфических потребностей [3].

При изучении опыта работы коррекционных (специальных) образовательных и реабилитационных учреждений в округе Муром Владимирской области установлено: практически все дети, нуждающиеся в социально-педагогическом и психологическом патронате состоят на учёте, им оказывается специализированная помощь, но не все они в достаточном объёме получают регулярную помощь и поддержку. На наш взгляд, в регионах  требуется скоординированная системная работа, организованная на проектно-ориентированной деятельности специализированных учреждений. Именно специалисты-дефектологи образовательных учреждений и центров должны быть привлечены, на основе изучения индивидуальных запросов детей и их родителей, к разработке целевых программ по обеспечению социализации детей с сохранным интеллектом. При создании специализированных программ социализации по группам  в соответствии инвалидности ребёнка следует учитывать особенные закономерности:

- сохранение достоинства и уважения  в процессе включения ребёнка в продуктивную деятельность;

- толерантность как способ решения важных задач социальной помощи и социального обслуживания;

- гуманизация межличностных отношений как фасилитационная основа создания проектно-ориентированных продуктов социализации конкретного ребёка специальной группы;

- выявление особых дарований, талантов среди детей;

- взаимодействие с родителями или опекунами особенных детей.

- готовность специалистов способствовать преодолению возникающих повседневных трудностей.[4]

Критериями преодоления повседневных трудностей  являются:

  • Готовность к решению различных проблем и  ситуаций в соответствии с нормами, сложившимися в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться, овладеть основами поведения существующей системы отношений;
  • Формирование личностных установок и ценностей, сохранение индивидуальных качеств; устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям общества
  • Саморазвитие и самореализация ребёнка в возникающих трудных ситуациях, решение социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям,  способность к  самоопределению и расширению границ жизнедеятельности [5].

В соответствии с  выявленными критериями в преодолении трудностей социализации, разрабатывается специалистами совместно с родителями и ребёнком индивидуальная программа реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации – это система  мер, которые помогают развивать возможности ребенка и его родителей, реализуемая целой командой специалистов, состоящей из социального работника, врача, психолога, педагога и родителей.

Программа включает следующие мероприятия:

  • Медицинские (профилактика, оздоровление);
  • Специальные (психотерапевтические, социальные,  образовательные, психологические),  в основном это развитие языка и речи, для того что бы ребенок смог общаться, моторики, а так же умственных способностей детей, и имел навыки самообслуживания.

При реализации индивидуальной программы реабилитации важно: не усугубить первичные дефекты развития ребенка, поэтому остальным членам семьи необходимо хорошо разбираться в детском развитии, учиться общению друг с другом и с ребенком, ограничивать ребёнка от неблагоприятных воздействий окружения. Ребенок инвалид  – член и часть общества, он должен и может участвовать во всей многофункциональной жизни.

Таким образом: при обеспечении социально-педагогического сопровождения социализации  следует помнить – ребенок с ограниченными возможностями способен к абилитации, если ему создать соответствующие условия; он может быть так же талантлив и способен, как все другие дети, которые не имеют никаких отклонений, но обнаружить его дар, развить его социальность  необходимо для него же самого,  чтобы ребёнок сформировался полноправным гражданином российского общества. Он не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Приоритетной задачей является формулирование адекватного отношения к больному как к личности, что является самым главным для ребенка, не адекватное отношение приведет к дезадаптации ребенка, а так же к психологическому дискомфорту. Выработка подобных технологий требует эмпирических знаний о существующей проблеме, получаемых в ходе количественных и качественных методов [6], поэтому нами было проведено исследование, как здоровые сверстники относятся к детям инвалидам. Респондентами являлись дети из школ города Муром №13, №16, №20, 8,9,10,11 классов. Было опрошено 150 человек, тем самым мы проверили следующие гипотезы:

- здоровые сверстники относятся к детям инвалидам достаточно доброжелательно;

- здоровые дети, не против учится в одном классе с ребенком инвалидом;

- большинство ребят не останутся равнодушны помочь инвалиду на улице;

Гипотеза о том что, здоровые сверстники относятся к детям инвалидам достаточно доброжелательно, подтвердилась, 93% опрошенных, относятся к инвалидам доброжелательно и только 7% безразлично. Здоровые дети, не против учится в одном классе с ребенком инвалидом, 93% ответили что вполне нормально, и постараются с ними подружиться, и только 7% настороженно. Большинство ребят так же не останутся равнодушны помочь инвалиду на улице, 86% ребят помогут инвалиду, а вот 14% затрудняются ответить. Из этого можно сделать вывод, несмотря на инвалидность, здоровые сверстники относятся доброжелательно, готовы помочь и были бы не против учиться рядом с детьми-инвалидами.

На наш взгляд, благоприятное отношение сверстников к детям-инвалидам стало возможным благодаря усиливающимся в последние годы процессам инклюзии, направленной на создание таких условий, когда инвалид имеет возможность обучаться наравне со здоровыми сверстниками [7]. В то же время данная проблема требует дальнейшего изучения и применения комплекса социальных технологий, к примеру таких, как формирование позитивного социального портрета инвалида [8].


Библиографический список
  1. Горина Е.Е. Коммуникационная активность в системе профессиональных качеств современного работника //Современные научные исследования и инновации. – 2013. №7. – С.14.
  2. Воеводина Е.В. Направления оптимизации социальной адаптации студентов с инвалидностью в вузе: инклюзия или интеграция// Сервис в России и за рубежом. 2012. № 8. Т. 35. – С. 76-83.
  3. Воеводина Е.В. Социологический аспект адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности к образовательному процессу вуза // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 1. С. 81–89.
  4. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л.И.Акатов. – М.: Просвещение, 2002. –276 с.
  5. Гембаренко В. Семья и ребенок с ограниченными возможностями // Социальное обеспечение – 2002. – №3. – с. 38-42.
  6. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической  информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №17. С.4-4.
  7. Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности // Человек и труд. 2011. № 12. С. 29–32.
  8. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза// Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. – С. 60-65.


Все статьи автора «Аниденкова Мария Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: