СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Шмонина Наталья Викторовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского

Аннотация
В данной статье рассматривается процесс социально-психологической адаптации детей к патронатной семье и условия его эффективности, приводятся результаты проведенного социологического исследования, с целью выявления его особенностей на примере ГКСОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат VIIIвида о.Муром».

Ключевые слова: комплексный подход, патронатное воспитание, социально-психологическая адаптация, уровень компетенции родителей, условия успешной адаптации


SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CHILDREN IN FOSTER CARE

Shmonina Natalia Victorovna
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Abstract
This article discusses the process of socio-psychological adaptation of children to a foster family and the conditions of its effectiveness, the results of the poll, aimed at revealing its peculiarities on the example of ГКСОУ «the Special (correctional) General educational boarding school VIII type of the town of Murom».

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Шмонина Н.В. Социально-психологическая адаптация детей в системе патронатного воспитания // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/10/4005 (дата обращения: 22.02.2024).

В настоящее время проблеме социально-психологической адаптации детей в системе патронатного воспитания уделяется недостаточно должного внимания. В некоторых случаях основные подходы и методики, определяющие успешность протекания социально-психологической адаптации – оказываются недостаточно эффективными.

«Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать с двух позиций, с одной стороны, как активное приспособление индивида к особенностям среды и, как аккомодация среды к особенностям индивида, с другой». [1, с. 29]

Адаптация детей, оставшихся без попечения родителей к условиям, сложившимся в системе патронатного воспитания, определяется, прежде всего, приоритетами деятельности Министерства образования, а так же в связи с принятием изменений в федеральном законе № 42197-6 «О социальном патронате и деятельности органов опеки и попечительства», что следует из его предписания: «…в части совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением эффективной организации работы органов опеки и попечительства, направленной на своевременное выявление находящихся в социально опасном положении семей с детьми, и последующим проведением с такими семьями предлагаемой законопроектом такой формы индивидуальной профилактической работы, как социальный патронат». [2]

Дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории населения, признаваемой социально незащищенной. Общеизвестный факт, что дети из неблагополучных семей, а также дети, долгое время прожившие в учреждении для сирот, нередко имеют отклонения в уровне физического здоровья, нервной системе, эмоциональном и умственном развитии. В связи с этим выбор семьи, способной решить проблему воспитания и социализации таких детей, –  довольно не простая задача.  

Социальное окружение может выступать как дополнительным адаптационным фактором, так и срезным препятствием для данных процессов [3]. С одной стороны семья, как социальный институт должна предоставить ребенку условия для успешной адаптации, но с другой стороны семья в вопросах социально-психологической адаптации, зачастую не имеет необходимого уровня компетенции, что в свою очередь снижает ее готовность к адаптации.

Для эффективной социально-психологической адаптации требуется применение 3-х аспектов:

- организационный, который требует достаточной компетенции и готовности родителей к организации социально-психологической адаптации;

- социально-психологический, который включает применение комплексного подхода при протекании социально-психологического процесса адаптации;

- педагогический аспект, в свою очередь подразумевает ориентацию действий педагогического состава на личностный аспект, который позволяет более широко раскрыть подходы к каждому ребенку в процессе адаптации.

В 85% регионов страны в системе патронатного воспитания применяется разграничение прав и обязанностей  между социальным учреждением и патронатным воспитателем.

Для решения вопросов социально-психологической адаптации предлагается индивидуально направленная социально-психологическая модель комплексного сопровождения семьи, которая могла бы включать комплексную адаптацию ребенка, и в то же время учитывать ресурсные возможности семьи [4, с. 53].

Индивидуальная социально-психологическая модель разрабатывается как комплекс мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер, направленных на адаптацию и интеграцию ребенка в патронатную семью.

Целью социально-психологической модели является обеспечение стабильности размещения ребенка в семье, оказание преждевременной помощи в преодолении конфликтных и кризисных ситуациях во взаимоотношениях между родителями и приемными детьми, предотвращение преждевременного возврата ребенка в детское учреждение, либо отказ самого ребенка от проживания в данной семье.

Как отмечали многие отечественные ученые социально-психологического направления: Галагузова Л.Н. [5, с. 48], Дементьева Н.Ф., Радина Н.К., А.Н. Макарова, А.Е. Голомшток, рассматривая процесс адаптации как неотъемлемый процесс становления личности, который подразумевает  определенные концептуальные подходы, адаптацию следует понимать как двусторонний процесс, так как привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым – к изменившимся условиям. В настоящее время это наиболее популярная позиция среди ученых, исследующих проблемы адаптации.

Проблема социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями, оставшихся без попечения родителей является недостаточно изученной. Вследствие этого, существует необходимость в изучении данной проблемы с помощью эмпирических методов [6], которые послужат средством проведения организации успешной социально-психологической адаптации на практике.

По данным проведенного нами исследования, направленного на изучение и исследование проблем патронатной семьи, а также выявление проблем детей, находящихся в социальном учреждении в ГКСОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат VIIIвида о.Муром», несмотря на успехи в работе педагогического состава в ходе нашего наблюдения за деятельностью данного учреждения были выявлены следующие его проблемы:

- недостаточное взаимодействие  между родителями и педагогами по вопросам воспитания и обучения детей, а так же готовности к сотрудничеству с педагогами и со школой в целом;

- неразвитость в достаточном объеме эмоционально-волевой сферы у воспитанников учреждения;

- отсутствие у детей навыков эффективного общения с окружающими;

- наличие напряженности в отношениях между приемными родителями и детьми.

Так же был выявлен спектр проблем эмоционально-волевой сферы у воспитанников учреждения, таких как замкнутость, агрессивное поведение, депрессия, непринятие им норм и правил, существующих в патронатной семье и т.п., со стороны родителей выделяется так же недостаточность внимания к воспитательному процессу приемных детей, зачастую непонимание их проблем, неравное в процессе воспитания отношение к приемным и родным детям, в некоторых случаях недоверие к приемному ребенку, так же стоит обратить внимание на то, что у большинства воспитанников преобладает патологии в умственном и физическом развитии, что не маловажно [7, с. 64-66].

Проведенное нами исследование, показало, что главной проблемой у  большинства родителей, по их мнению, является – наличие у них финансовой необеспеченности. Так же, по результатам нашего опроса были выявлены и мотивы принятия в семью детей, среди них: сострадание и желание помочь детям; из-за того, что сами прошли через это; но на первом месте, все же стоит материальная доплата за содержание таких детей.

Соответственно в связи с этим, родители могут не обращать особого внимания на уникальность и своеобразие отличительных черт у ребенка, степень  выраженности его характера, существующие у него проблемы в физическом и интеллектуальном развитии.

Соответственно комплексный подход подразумевает под субъектами социальной психолого-педагогической адаптации не только социальных педагогов и психологов школы, они должны включать в себя:

- воспитатели младшего звена учреждения (организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями, проведение совместных тренингов);

- педагог-психолог (диагностирование, консультирование);

- социальный педагог;

-медицинский персонал (консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика);

- учителя (проведение социологических опросов (анкетирования), координация работы специалистов узкой специализации);

- администрация детского учреждения;

- органы опеки и попечительства.

Таким образом, как отмечает Л.Ю. Макарова применение комплексного подхода поможет создать условия адаптации, среди которых: создание семейной воспитательной среды в учреждении, обеспечивающей создание событийной общности детей и приемных родителей, позволяющей подготовить ребенка к дальнейшему устройству в семью, и обязательное дальнейшее помещение ребенка в патронатную семью. [8, с. 87]

В результате изучения уровня адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в школе-интернат г.Мурома (всего 50 человек), к патронатной семье, и анализа полученных данных, было выявлено количество детей, имеющих следующие уровни адаптации:

- высокий уровень адаптации – 23,5% (9 чел.);

- средний уровень адаптации – 45,5% (24 чел.);

- низкий уровень адаптации – 31% (17чел.).

Соответственно это говорит о необходимости прогрессирования социально-психологической адаптации в учреждении, а так же развития эмоциональной устойчивости у детей и их конструктивных взаимоотношений с их патронатными воспитателями.

По нашему мнению, именно направление комплексного подхода, включая не только работу персонала, но и социально-психологическое консультирование с родителями, через: организацию и проведение индивидуальных консультаций, бесед, совместных тренингов позволит помочь родителям уделять больше времени и внимания своим приемным детям, обращать внимание на их особенности развития, немного изменить в лучшую сторону жилищно-бытовые условия для правильного развития их детей.

Следует обратить внимание на то, что на процесс успешной адаптации ребенка в семье, так же влияют факторы как: уровень конфликтности в семье; применяемые методы воспитания; времяпровождение  семьи с ребенком; степень применения родителями специальных методик, рекомендованных специалистами учреждения, а так же уровень тревожности ребенка [9, с. 114].

В связи с этим, адаптацию следует рассматривать как двухсторонний процесс, так как привыкать друг к другу приходится и ребенку, к  новой обстановке, и взрослым – к изменившимся условиям.

Соответственно, главным приоритетом  для патронатной семьи должно являться создание  атмосферы для позитивного  развития ребёнка, с учетом его возможностей и потребностей в процессе его адаптации к семье.


Библиографический список
  1. Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. – 2011. – №12. – С.29-32.
  2. ФЗ N 42197-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства” [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=101399.
  3. Варламов А.Д., Горина Е.Е. Обработка результатов социометрии с применением аналитических методов исследования // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2012. – №2. – С.9-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amisod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127:amisod-2012-2-20-varlamov-gorina&catid=20:amisod-2012-2-20.
  4. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага. -  2009. – С. 212.
  5. Галагузова Л.Н. «Пути решения проблемы сиротства в России». – М. -  2002. – С. 168.
  6. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической  информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы //Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №17. С.4-4.
  7. Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей в 2010 году //Вестник образования. – 2010.  - N 16. – С.64-69.
  8. Макарова, Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика // Под ред. д.ю.н., проф. Мананковой Р.П. / “Волтерс Клувер”. – 2004. -  № 3. – С. 87-90.
  9. Семья для детдомовца – забота государства // СПС “ГАРАНТ”. – 2008. – №5. – С. 112-116.


Все статьи автора «SHN»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: