ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Орлова Ольга Михайловна
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского

Аннотация
В статье делается анализ детских дошкольных учреждений как агентов социализации личности ребенка на примере детского сада, расположенного в Меленковском районе Владимирской области, приводятся данные эмпирического исследования, даются рекомендации по совершенствованию процессов социализации детей.

Ключевые слова: агент социализации, детское дошкольое учреждение, личность, ребенок, социализация


PRESCHOOL INSTITUTION AS AGENT OF SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY

Orlova Olga Mikhaelovna
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Abstract
In article the analysis of preschool institutions as agents of socialization of the identity of the child on the example of the kindergarten located in the Melenkovsky region of the Vladimir region becomes, data of empirical research are provided, recommendations about improvement of processes of socialization of children are made.

Рубрика: Педагогика, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Орлова О.М. Детское дошкольное учреждение как агент социализации личности // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/08/3677 (дата обращения: 23.02.2024).

Разработками проблем социализации занимаются ученые в рамках различных научных школ и, прежде всего, социологии, педагогики, психологии и др. Одним из первых процессы социализации личности стал исследовать З.Фрейд, кроме того, следует также назвать создателя теории «зеркального Я» Ч.Кули, представителей символического интеракционизма (и прежде всего Дж.Мида) и др.

Теории социализации развивались от первых теорий адаптации, предполагающих включение человека в социум, а также теорий интернализации, когда человек выступает как объект воздействия общества (Э.Дюркгейм и др.) до современного понимания социализации как двустороннего процесса, включающего в себя усвоение и активное воспроизводство индивидом общественных отношений, когда  человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. В процесс социализации включены социализатор и социализант, социализирующее воздействие. Социализантом является человек, подвергающийся социализации. Окружение, обеспечивающее социализирующее влияние на человека, называется социализатором. В социологии их зачастую называют агентами социализации. [1]

Семья и дошкольные учреждения – два важных агента социализации детей раннего возраста. Их воспитательные функции различны, но для полноценного ребенка необходимо их непрерывное взаимодействие. В связи с чем необходимо постоянное педагогическое просвещение родителей, которое осуществляется в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

Выявление особенностей детских дошкольных учреждений как агентов социализации личности на развитие ребенка в рамках данного исследования было проведено на примере детского сада № 26 с. Ляхи Владимирской области с использование комплекса методов проведения социологического исследования – качественных и количественных (анализ документов, наблюдение, тестирование), что позволило провести более тщательное изучение заявленного объекта. [2]

В детском саду работает 4 возрастные группы: 1 группа ясельного возраста и 3 группы дошкольного возраста. Общая численность детей на конец 2010 года составила 79 человек.

Следует упомянуть, что педагогический коллектив детского сада №26 с. Ляхи осуществляет работу по программе воспитания и обучения детей в детском саду, предложенной М.А.Васильевой, В.В.Гербовой и Т.С.Комаровой, с целью реализации приоритетного направления физического развития воспитанников. В ходе реализации данного направления использовались парциальные программы: программа «Очарование» Л.Д.Глазыриной, программа «Основы безопасности жизнедеятельности» Р.Б.Стеркиной.

Заведующая детским садом ежегодно уточняет задачи данного учреждения на каждый учебный год. Так, на 201011учебный год приоритетными задачами данного учреждения являются:

-      воспитание навыков безопасного поведения дошкольников через сотрудничество с родителями;

-      формирование предметно – развивающей среды и условий для обогащения разнообразной игровой деятельности;

-      совершенствование профессиональных навыков и умений воспитателей в работе над развитием речи.

Для решения заявленных задач были проведены педагогические советы:

-      установочный;

-      посвященный взаимному сотрудничеству ДОУ и семьи по обеспечению безопасности и жизнедеятельности детей;

-      посвященный проблеме  игровой деятельности в детском саду;

-      посвященный организации работы в детском дошкольном учреждении по развитию речи;

-      итоговый.

На каждом совете принимались решения к выполнению поставленных задач.

Также, в 2009  - 10 учебном году был проведен семинар по игровой деятельности: 

-                «Неделя игры и игрушки»;

-                консультации  по темам задач годового плана;

-                консультации с молодыми кадрами;

-                9 открытых занятий  для активизации образовательного процесса.

По итогам контроля были запланированы мероприятия с родителями, воспитанниками и педагогами по игровой деятельности детей. Проанализированы поведение детей в игре, руководство сотрудников играми детей.

Проводились консультации с родителями о важности игровой практики в жизни ребенка. Для размещения на информационном стенде были подготовлены для родителей  рекомендации по совместным играм с ребенком, выбору игрушек, подготовлена брошюра «Игра  – не забава!», где отмечалась важность игры для ребенка дошкольного возраста, размещались рекомендации по организации игры с ребенком в домашних условиях.

Анализ выполнения  программы показал, что она была реализована на 83,25%. В младшей группе уровень усвоения программы по сравнению с прошлогодним периодом составил 80,4%. Много внимания уделялось развитию общения, речевому развитию детей, мелкой моторики рук.  Также повысился  уровень освоения программы в старшей и средней группах, возросли  показатели освоения программы по элементарным математическим представлениям, по изобразительной  деятельности. По сравнению с прошлыми годами  снизился процент  в экологическом воспитании.

Воспитанники  подготовительной  группы  ДОУ № 26 с. Ляхи при поступлении в школу демонстрируют неплохие результаты: уровень  познавательной  сферы воспитанников следующий: 70% -  высокий, 20% – средний, 10% -  низкий уровень.

Анализ успеваемости  выпускников ДОУ, поступивших в школу, проводится на основе сведений,  полученных от учителей начальных классов.

В анализируемом нами периоде педагоги активно участвовали в проведении методической работы учреждения, большинство воспитателей готовили доклады по обзору профессиональных журналов и новинкам педагогической литературы.

В детском саду проводились конкурсы, в них принимали участие все возрастные группы с привлечением родителей: конкурс на лучшую игрушку своими руками (октябрь); на лучшую поделку из природного материала  (ноябрь).

Также детский сад №26 участвовал в районных мероприятиях.

В районном конкурсе по организации работы по дорожному движению Ляховский детский сад занял 1 место, а в конкурсе по созданию экспериментальной зоны – 2 место, по проведению спортивной Олимпиады между детьми старшего дошкольного возраста – 3 место.

Ни одна структура не может решать все задачи самостоятельно, необходимо стремится к совместной деятельности с партнерами образовательных учреждений. В данном направлении детский сад, деятельность которого анализировалась нами, взаимодействует с другими социальными учреждениями. К примеру, воспитанники детского дома оказывают помощь  в ремонте оборудования на участке (в 2010 году ими были сделаны скамеечки на спортивном участке, песочница), показывают  театральные представления  (сказки: «Красная Шапочка», музыкальную сказку «Волк и семеро козлят»). Кроме того, с обследуемым нами детским садом взаимодействует средняя школа, ученики которой посещают детский сад с театральными представлениями, помогают дошкольникам заботиться о птицах: зимой делают кормушки на участок, весной – скворечники.

Следует заметить, что каждое дошкольное учреждение имеет свою специфику, выделяя приоритеты, куда направляется социализирующий потенциал. К примеру, детский сад может усиленно работать в направлении привития музыкальной культуры ребенку либо ставить на первое место экологическое воспитание дошкольников.

Изучаемый в рамках данной работы детский сад как приоритетное направление выделяет спортивно-оздоровительное. С целью совершенствования двигательной активности детей в условиях ДОУ большое внимание уделяется ежегодно вопросам организации занятий по физической культуре и подвижных игр.

В процессе игр ребенок совершает множество движений: ходьба, бег по наклону, ползание по гимнастическим скамейкам, прыжки через скакалку, забрасывание мяча в кольцо, лазанье по лестнице и т.д. При этом дети проявляют быстроту, выносливость, ловкость, смелость, а также находчивость, самостоятельность и решительность. Занятия игрового характера по физической культуре проводятся в подготовительной  к школе старшей и средней группах на спортивной площадке ежедневно в теплое время года.

При разработке содержания занятий в соответствии с рекомендациями специалистов предусматриваются:

-                использование различных видов движений;

-                включение подвижных игр разной интенсивности: игр с бегом, прыжками, лазаньем, бросанием и метанием предметов, игры – соревнования, игры – эстафеты, спортивные игры и упражнения, народные игры, игры на ориентирование в пространстве, игры на развитие внимания, ловкости и точности выполнения различных действий. Накопление двигательного опыта происходит в игре. В процессе игровых занятий дети путешествуют в мире сказок, подражая действиям героев, демонстрируют свои двигательные умения и навыки, постепенно приобретают привычку к здоровому образу жизни. Кроме того, они осваивают разные действия, учатся управлять своим поведением. [3]

По словам воспитателей, в 2010-11 учебном году по сравнению с прошлыми годами снизился процент речевого развития детей и их экологического воспитания, которое является новым направлением. Стоит упомянуть, что в повседневную деятельность педагогов сразу же были введены корректирующие мероприятия.

Отдельно анализировалось взаимодействие изучаемого нами детского дошкольного учреждения с семьей. Так, в 2010-11 учебном году взаимодействию с семьей уделялось много внимания. Родители участвовали в различных мероприятиях: «Мама, папа, я – спортивная семья», «День открытых дверей», совместно с родителями был проведен праздник «Масленица».

Сотрудники исследуемого ДОУ ежемесячно обновляют стенд с наглядной информацией для родителей. Следует упомянуть, что в течении 2010-2011 учебного года оформлялась выставка «Жизнь в детском саду».

Кроме того, в детском саду проводятся общие родительские собрания два раза в год (в начале и в конце учебного года) и родительские собрания в группах. В конце учебного года на родительское собрание подготовительной группы приглашается учитель начальных классов.

Однако можно выделить некоторые проблемы, возникающие в ходе взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи. Так, по результатам проведенного нами исследования, в ходе которого проводилось неформализованное интервью с воспитателями и заведующей детского сада № 26 с. Ляхи в сочетании с другим методом эмпирического исследования – наблюдением, можно утверждать, что не выстроено четкой линии взаимодействия между детским садом и семьей. Так, по словам опрашиваемых нами воспитателей, родители не продолжают заниматься с детьми дома, как того требует принцип непрерывного развития ребенка.

С другой стороны – детский сад недостаточно внимания уделяет формированию у дошкольников семейных ценностей. В данном направлении можно вынести несколько рекомендаций.

Во-первых, увеличить количество родительских собраний, проводимых, заведующей детского сада №26 с. Ляхи, с введением тематических бесед и лекций. Основным принципом занятий является исключение формализма. Можно предложить следующие темы исследования: «Ребенок и здоровое питание», «Почему важна утренняя зарядка», «Как научить ребенка чистить зубы и почему это важно», «Уважение детьми старших», «Привитие любви к животным».

Во-вторых, показ родителям научных фильмов, длительность которых составит 5 – 10 минут. При отсутствии финансовых средств на покупку или съемку подобных фильмов, можно вынести рекомендацию, обратится за привлечением волонтерской помощи в вузы, где идет подготовка специалистов специальности «Социальная работа».

В-третьих, необходимо выявить особенности процесса социализации детей, являющихся воспитанниками детского сада. В детском дошкольном учреждении в данном направлении рекомендуется составлять так называемый социальный паспорт групп, сформированных из социальных паспортов каждой семьи ребенка, посещающего детский сад.

Для построения  подобного социального паспорта можно использовать несколько измененную нами методику И.Ф. Дементьевой, которая включает анкетирование родителей и воспитателей по вопросам, касающимся социального самочувствия семьи, а также интервью с детьми подготовительной группы.

Кроме того, следует диагностировать нравственное развитие дошкольников с  помощью таких методик, как Цветовой тест отношений, «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Сделаем вместе». [4]

В-четвертых – следует формировать у ребенка семейные ценности, работу нужно строить с учетом, чтобы некоторые задания выполнялись с родителями, а также иногда давать задания на дом. Например, такие как:

Занятие «Дружная семья», методика проведение которого предложена И.А. Пазухиной. Целями занятия являются: «научить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке;формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями;развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением». [5]

Итак, выявление особенностей детских дошкольных учреждений как агентов социализации личности на развитие ребенка в рамках данного исследования было проведено на примере детского сада № 26 с. Ляхи Владимирской области. Детский сад  выделяет спортивно-оздоровительное приоритетное направление, цель которого состоит в оптимизация двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения, где большое внимание уделяется вопросам организации подвижных играм и занятиях по физической культуре. При этом есть ряд проблем, возникающих процессе взаимодействия двух агентов социализации – семьи и ДОУ: на сегодняшний день сформировалось несколько иное родительство по сравнению с тем, которое занималось воспитанием двадцатилетие назад. Все это требует особых кадровых ресурсов, обеспеченных коммуникационной составляющей [6], задействованных в педагогическом процессе детского сада. В данном направлении можно рекомендовать взаимодействие с родителями в том числе и посредством социальных сетей: многие из них сегодня присутствуют в Вконтакте, Одноклассниках, Моем мире и других ресурсах, в течение подобного общения родители более расслаблены, можно организовать рассылку полезной информации, которую родители могут себе сохранить.


Библиографический список
  1. Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. – 2011. – №12. – С.29.
  2. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической  информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №17. С.4-4
  3. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  4. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2 – е изд., и перераб. СПб.: Издательство «Речь», 2005. 160 с.
  5. Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет:Пособие-конспект для практических работников ДОУ, психологов, педагогов дошкольного обучения. – С-Пб: «Детство-пресс»,  2008.
  6. Горина Е.Е. Коммуникационная активность в системе профессиональных качеств современного работника //Современные научные исследования и инновации. – 2013. №7. – С.14


Все статьи автора «Silova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: