УДК 316.334.2+331. 5

ЗАНЯТОСТЬ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Бельмесова Марина Вадимовна1, Святова Анастасия Константиновна1
1Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация
В статье анализируется современное состояние занятости трудовых мигрантов в РФ, раскрывается ряд актуальных проблем теневой занятости мигрантов, приводятся результаты проведенного авторами эмпирического исследования, предлагаются варианты решения проблем занятости трудовых мигрантов на российском рынке труда.

Ключевые слова: миграционная политика, миграционные потоки, теневая занятость, Трудовая миграция, трудовые мигранты


EMPLOYMENT OF LABOR MIGRANTS AT THE PRESENT STAGE

Belmesova Marina Vadimovna1, Svyatova Anastasiya Konstantinovna1
1Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovs

Abstract
The article analyses the modern state of employment of labor migrants in the Russian Federation, reveals a number of topical problems of irregular employment of migrants, are the results of the empirical study the variants of the decision of problems of employment of migrant workers on the Russian labour market.

Рубрика: Демография, Социология, Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Бельмесова М.В., Святова А.К. Занятость трудовых мигрантов на современном этапе // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3484 (дата обращения: 16.09.2020).

Рынок труда каждого государства в современных условиях все возрастающей глобализации не является закрытым формированием. На его функционирование влияет огромное количество факторов, ряд из которых порождает возникновение социально-экономических проблем. [1, с.334] Одним из них является миграция.

На протяжении многих лет Россия является одним из государств, которые выбирают иностранцы для трудоустройства. Миграции способствуют перераспределению трудовых ресурсов по территориям, влияют на рынок труда, сокращая или увеличивая предложение рабочей силы, обостряя или ослабляя конкуренцию в сфере занятости.

Трудовая миграция на современном этапе является демографическим и социально-экономическим потенциалом развития для РФ, так как российские работодатели столкнулись с  проблемой нехватки как квалифицированных, так и неквалифицированных рабочих кадров в связи с сокращением численности населения. Поэтому в РФ необходимо проведение миграционной политики, направленной на привлечение рабочих сил, методом повышения инвестиционной привлекательности страны. Россия является государством, граничащим с восемнадцатью странами, допущение несовершенств в миграционной политике может повлечь за собой значительные негативные риски.

С развитием экономики страны будет возрастать потребность в трудовых мигрантах, поэтому необходимо решить ряд актуальных и резонансных вопросов и проблем в этой сфере. Выделим эти проблемы:

–  стихийный и нерегулируемый характер миграционных потоков увеличивает диспропорцию региональных рынков труда, может негативно отразиться на экономическом росте, так как происходит массовый отток из Росси денежных средств из Росси в другие страны (по данным международных экспертов, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России) , является угрозой национальной безопасности (рост преступности и заболеваемости), и поэтому вызывает социальную напряженность;

– занятость как нелегальных, так и легальных мигрантов в теневом пространстве, где не работают те нормы и законы, которые должны работать в нормальной экономике. По данным ФМС в России находятся около 9,5 миллиона иностранцев, из них около 3,5 трудятся незаконно. Происходит несоблюдение налогового законодательства.

–   нет условий для привлечения квалифицированных трудовых ресурсов и противодействия нелегальной миграции, что объясняет высокую долю в РФ незаконных и низкоквалифицированных мигрантов;

– к компетенции Федеральной миграционной службы отнесены далеко не все миграционные вопросы, а медико-социальные гендерные аспекты вовсе не рассматриваются;

– рискованная или маргинальная занятость женщин-мигрантов, которая может вызвать гендерную асимметрию в социальной сфере;

– отсутствие системы адаптации, интеграции мигрантов различных этнических культур;

–  несоответствие миграционных потоков реальным потребностям рынка труда, что вызывает проблему кадрового дефицита в ряде регионов, таких как, например, Сибирь и Дальний Восток;

–  существуют бюрократические проволочки, которые препятствующие  возврату русских из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Решением некоторых из перечисленных проблем мы видим:

– проведение более глубокое обследование населения, что послужит главным источником качественной и подробной информации о миграции, для совершенствования регулирования данного процесса;

– создание условий для привлечения легальных квалифицированных мигрантов;

– ограничение количества мигрантов в Центральном федеральном округе и распределение их в отдаленные регионы страны, где существует проблема нехватки рабочих рук, таким образом, произойдет контроль диспропорции;

– развитие возможностей для обучения и повышения квалификации мигрантов;

– строгий контроль над сверхэксплуатацией мигрантов;

–  миграционная политика должна учитывать происходящие изменения и выстраивать системы адаптации и интеграции мигрантов. Такие системы должны включать: правовые сервисы (справочные, образовательные и консультационные), программы культурной интеграции, в том числе рассчитанные на детей мигрантов, обучение языку;

– реформирование региональной политики государства и стимулирование  темпов внутренней миграции;

– приложение усилий для реализации заявленного государством приоритета осуществления репатриации.

Главной проблемой занятости трудовых мигрантов является распространение теневых отношений, а также спрос теневой экономики на практически бесценный и неофициальный  труд мигрантов.

Теневая занятость провоцирует понижающее влияние мигрантов на уровень оплаты труда в отраслях их преимущественной занятости, которое нивелируется при «белых».  В теневой экономике распространены практики создания рабочих мест с максимально заниженной ставкой заработной платы «отсекают» местных работников, которые могли бы претендовать на нее, если бы она оплачивалась.

Одной из основных причин сохранения существенных масштабов теневой занятости мигрантов является очень высокая ставка подоходного налога, которым облагается заработная плата мигрантов. Для них она составляет 30% , когда для российских граждан всего13%. Поэтому многие работодатели не хотят или не могут выплачивать такой налог.

Эту проблему нельзя решить только мерами миграционной политики, здесь важно межведомственное сотрудничество и взаимодействие экономической и миграционной политик.

Законодательство в сфере трудовой миграции благоприятно отразилось на масштабах теневой занятости мигрантов. В более ранних обследованиях доля мигрантов, которые заключали письменный трудовой или гражданско-правовой договор, составляла  15-25%. В обследовании ЦМИ 2011 года она составила уже более половины (53,5%). В большинстве случаев работодатель скрывает теневых работников от чужого глаза, и они менее доступны для опросов, а часть контрактов является всего лишь формальностью, поэтому это цифра определенно не совпадает с реально существующей. [2]

Даже легальная занятость не гарантирует мигрантам официальных трудовых отношений. В соответствии с действующим законодательством наличие официальной работы у трудового мигранта отслеживается властями с помощью уведомления. Данный документ  работодатель, взявший на работу мигранта, обязан послать в территориальный орган ФМС России и в службу занятости. Многие работодатели при приеме на работу не требовали наличия у мигранта разрешения на работу. Однако на рынке труда сохраняются ниши, где можно работать и без разрешения.

Сохранение значительного сегмента теневой занятости препятствует экономическому росту и формированию развитых рыночных отношений, поэтому срочно необходимо решать эту проблему. Решать ее надо экономическими методами и только в небольшой мере – средствами миграционной политики. Большие штрафы за найм нелегального мигранта, как обнаружила практика, скорее повышают «цену вопроса», чем устраняют найм нелегалов работодателем. Необходимы  меры экономического воздействия на работодателей, включая инспекции по труду, инструменты антимонопольной политики, страховые и кредитные механизмы. Отдельных результатов можно добиться воздействием и на самих мигрантов. Нужно убедить мигрантов в том, что они могут заявить  о таких нарушениях прав со стороны работодателя, как невыплата заработной платы, отказ от заключения трудового договора, «серая» зарплата [3, с.92].

Такой «устройство обжалования» необходим в сфере трудовой миграции, где нарушения прав мигрантов носят массовый характер. Создание такого регулирующего механизма и результаты его деятельности, поспособствуют снижению произвола работодателей, в том числе и снижению теневой занятости.

Перечислим основные меры государства, направленные на стабилизацию ситуации в области теневой занятости мигрантов:

–  мероприятия по совершенствованию налоговой системы – упрощение исчисления налогов, снижение части налогов;

–  совершенствование законодательной базы РФ, принятие целого ряда новых законодательных актов и введение криминологической экспертизы проектов законов, указов и подзаконных актов;

– повышение технического и организационного обеспечения правоохранительной системы, укрепление авторитета судов, налаживание эффективной работы органов таможенного контроля.

Отношение к мигрантам является основным фактором, влияющим на адаптацию данной категории работников к новой среде жизнедеятельности, особенно актуальна данная проблема для тех «приезжих», кто прибывает в страну вместе с членами семьи, попадающими наряду с потенциальным работником в незнакомые условия социального взаимодействия с коренными жителями. Адаптирующий потенциал взаимодействия в малых группах отмечался в различных публикациях. [4, с.10]

Авторами статьи было проведено эмпирическое исследование в соответствии с рекомендациями по его проведению [5], его целью являлось  выявление отношения учащихся муромских школ и студентов МИВлГУ  к детям-мигрантам и студентам-мигрантам.

Исследование проводилось методом анкетирования, которым было охвачено 150 учеников школ и 150 студентов МИВлГУ различных специальностей гуманитарного и технического направлений.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

В общеобразовательном учреждении учащиеся безразличие к детям-мигрантам испытывают 50% респондентов. Что касается учебы, то  42,7% респондентов не знают, как учатся дети-мигранты, а исполнительность присуща им по сумме баллов, присвоенных респондентами, на предпоследнем месте, на первом месте такое качество, отмеченное опрашиваемыми, как незнание русского языка. Большинство учащихся никогда не сталкивалась с детьми-мигрантами и не знают кто это, с мигрантами не встречалось 67,3% респондентов, т. е. 2/3учащихся.  Позицию, в соответствии с которой дети-мигранты должны учиться в одном коллективе со всеми, демонстрируют 48,7% респондентов.

Дети, которые имеют знакомых мигрантов – четко представляют кто такой мигрант. Из результатов по представлению образа мигранта, можно сказать, что сверстники представляют детей-мигрантов мужского пола, любой национальности кроме русской, в небрежной одежде, но богатых, а так же со смуглым цветом кожи и обильным волосяным покровом.

В старших классах было много негативных высказываний о детях-мигрантах. В младших классах этого не наблюдалось. В целом учащиеся  старших классов настроены более агрессивно по отношению к детям-мигрантам.

Можно сделать вывод о том, что главными воспитательными задачами в школе для создания доброжелательной обстановки для обучения детей-мигрантов должны быть: организация и выполнение совместной деятельности для преодоления конфликтных ситуаций; формирование у детей доброжелательного отношения к людям другой национальности; формирование потребности к познанию социума, самопознанию[6, с.14].

В МиВлГУ результаты проведенного опроса выявили  отношение студентов к процессу миграции. 55,3% опрошенных студентов относятся к данному процессу безразлично, 36% отрицательно и лишь 8,7% положительно.

Открытый вопрос анкеты, не предполагающий ответов, предложенных исследователями, позволил выявить стереотип студентов об образе студента-мигранта (национальность, внешний вид, поведение). Большинство студентов считают, что такой студент «кавказец» (13,3%), брюнет с карими глазами, плохо говорящий на русском языке, с вызывающим поведением. Можно предположить, что такой образ возникает в сознании студентов из-за прочно устоявшейся в обществе гиперчувствительности к так называемым “лицам кавказской национальности”. Стоит отметить, что некоторые студенты технических специальностей отразили свое негативное отношение, написав оскорбительные прозвища представителей народов Кавказа, таким образом, проявили нетерпимость с этнической окраской.

44% респондентов считают, что студенты-мигранты обычные члены общества и их не стоит выделять, 34,7% – что могут находиться в одном коллективе со сверстниками, 17,3% считают, что такие студенты должны быть ограждены от общения в коллективе со сверстниками. Отметим, что студенты специальности «социальная работа» и «психолого-педагогическое образование» оказались наиболее толерантными так как, ни один из них не ответил, что студенты-мигранты должны быть ограждены от общения, в отличие от большинства студентов технических направлений подготовки.

Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие чувства вызывают у Вас студенты-мигранты?». Большинство из опрошенных студентов (35,3%) ответили «безразличие», на втором месте – «интерес» (24,7%), на третьем – «легкая неприязнь» (14,7%), 10% испытывают отвращение к студентам-мигрантам, 6,7% – уважение, 2,0% испытывают чувство стремления помочь и лишь 1,3% испытывают чувство жалости. Ни один из студентов гуманитарных специальностей (юриспруденция, социальная работа, психолого-педагогическое образование) не испытывает чувства отвращения к мигрантам, в отличие от групп технических специальностей.

Вопрос: «В каких условиях должны обучаться студенты-мигранты?» выявил, что студенты МИВлГУ в большей степени относятся терпимо к студентам-мигрантам, так как 62% считают, что они должны обучаться в одном коллективе со сверстниками. Однако были и такие студенты, которые ответили, что студенты-мигранты должны обучаться в специальных учреждениях или на дому.

На вопрос:  «В Вашей группе присутствуют студенты-мигранты?»  56,7% ответили «нет», 41,3% ответили «да». Таким образом, примерно в половине из опрашиваемых групп обучаются мигранты.

Результаты проведенного исследования отношения студентов к мигрантам, обучающимся в МИВлГУ, свидетельствуют о том, что:

– в студенческом социуме большая часть опрошенных оказалась равнодушна к процессу миграции, имеется группа, видящая его отрицательным и лишь немногие студенты положительно относятся к этому процессу;

– в массовом сознании студентов образ мигранта прочно связан с так называемыми «лицами кавказской национальности»;

– по мнению студентов, целеустремленность и отсутствие коммуникативных навыков – признаки, наиболее присущие студентам-мигрантам;

– студенты гуманитарных специальностей более демократичны, чем студенты, обучающиеся в группах  технических направлений, в которых прослеживается негативное отношение к студентам-мигрантам;

– примерно в половине исследуемых групп обучаются студенты-мигранты.

Негативные тенденции в формировании мнения студенческого окружения к данной социальной группе свидетельствуют, кроме прочего, и о том, что образовательный процесс мигрантов протекает не всегда эффективно, хотя само вовлечение в него представителей иностранных культур, несет огромный адаптационный и социализирующий потенциал (как в отношении обычного человека – модальной личности, так и в отношении представителей проблемных категорий).[7, с.29] Особая ценность системы образования – особенно профессионального – формирование такого работника, который необходим для рынка труда данного государства, что в условиях имеющихся диспропорций на рынке труда, представляется особо актуальным. [8, с.182]

Все перечисленные выше проблемы затрудняют функционирование сферы занятости с участием иностранных работников, делая самым актуальным направлением миграционной политики трудовую миграцию. На сегодняшний день отсутствует ценностная концепция проведение государственной политики по этому направлению. Миграционная политика в России носит ситуационный характер. Следовательно, необходимо принятие решений на самом высоком законодательном уровне по совершенствованию миграционной политики государства, для того чтобы миграция не была проблемой, а возможным решением некоторых социально-экономических проблем, стоящих перед Российской Федерацией. На сегодня миграцию видят единственным способом недопущения демографической катастрофы и единственным вариантом решения проблемы заполнения низкооплачиваемых рабочих мест в России. Однако такой способ решения демографических и экономических проблем нельзя назвать гуманным и правомерным.


Библиографический список
  1. Горина Е.Е. Инспекция по труду в современных социально-экономических условиях //Социально-гуманитарные знания. – 2010. – №2. – С.334-339.
  2. Акопян О.А. Аналитик НИРСИ//  Особенности миграционной политики РФ.  – 2010. – [Электронный ресурс].  URL:  http://www.nirsi.ru/129 (дата обращения 03.12.2012)
  3. Ивахнюк. И. В. Противодействие незаконной миграции: экономический подход. Москва. 2006. С. 92
  4. Варламов А.Д., Горина Е.Е. Обработка результатов социометрии с применением аналитических методов исследования // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2012. – №2. – С.9-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amisod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127:amisod-2012-2-20-varlamov-gorina&catid=20:amisod-2012-2-20.
  5. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической  информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №2. [Электронный ресурс]. URL: http://amisod.ru/index.php/index.php?option=com_content&view=article&id=32:amisod-2011-2-4&catid=14:amisod-2-17-2011
  6. Святова А.К., Социально – педагогическая адаптация детей – мигрантов в общеобразовательном учреждении //Сборник научных трудов sworld. Материалы международной научно практической конференции “Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012″, Одесса,2012. Выпуск 3. Т. 17. с.14 – 16.
  7. Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. – 2011. – №12. – С.29-32.
  8. Горина Е.Е. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования //Регионология. – 2010. – №2. – С.176-186.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Belmesova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация