УДК 316

АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА: СОВЕТСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

Родионов Алексей Федорович
Юго-Западный государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена подходу педагогов к образованию на примере современной России и Советского союза. В ходе исследования выявлены основные проблемы, а также положительные методики образовательного процесса.
[Статья подготовлена в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений ЮЗГУ на 2012-2013 годы (мероприятие 2 «Популяризация образа успешного российского ученого и повышение научного информационного обмена молодежи» пп. 2.6 «Организация и проведение интернет-конференции с ведущими учеными РАН «Интерактивный диалог поколений в университетском образовательном пространстве»)]

Ключевые слова: авторитет педагога


THE AUTHORITY OF THE TEACHER: THE SOVIET AND MODERN PRACTICE OF FORMATION

Rodionov Alexey Fedorovich
Southwestern State University

Abstract
This paper focuses on the approach to the formation of teachers as an example of modern Russia and the Soviet Union. The study identified the main problems as well as the positive methods of education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Родионов А.Ф. Авторитет педагога: советские и современные практики формирования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3230 (дата обращения: 29.09.2017).

Процесс образования является основополагающим в становлении и формировании человека как личности. Отправным пунктом служит школа – один из наиболее важных социальных институтов, в котором помимо получения фундаментальных знаний, мы проходим процесс социализации. В школе проявляется индивидуальность и присваивается социальный опыт. Происходит непрерывный процесс развития личностных и социальных отношений, развитие духовной и материальной культуры. Эта задача возложена на плечи педагогов и контролируется системой образования. Так как этот момент является базовым, на нем и стоит заострить внимание.

За два предыдущих столетия сложилась определенная мировоззренческая матрица (образ мышления, мировосприятие) общества. По выражению Данилевского, культурно-исторический тип. Он был сформирован социально-гуманитарным знанием, и смог достойно провести Россию через сложнейшие периоды 19-20 веков. Но в конце 20 века вместе с Советским Союзом канул в лету и сложившийся образ мышления. В современной России постоянное реформирование, особенно последние 20 лет, привело образование к незавидным результатам. В результате мы наблюдаем два совершенно разных типа педагогов: советского и современного российского. Перед ними ставилась задача научить, но результат и подход абсолютно разные.

Наряду с почетной и уважаемой, профессия учителя всегда оставалась крайне сложной и ответственной. Яркий пример такой ответственности – образование советское, которому уделялось особое внимание, а значит личным и профессиональным качествам педагогов.

В 20-е годы прошлого столетия В.И. Ленин назвал в качестве первостепенных задач коренной революционной перестройки всей системы народного образования «подбор учителей, внутренние реформы по организации и подбору преподавательского персонала» [1, c. 161].

Успех педагогической деятельности зависит от авторитета педагога. «Для ребят идея неотделима от личности, – писала Н. К. Крупская. – То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек» [3, с. 265]. Под авторитетом педагога не следует понимать превосходство. Авторитет опирается на уважение и доверие, а не слепое подчинение, замечал польский педагог-гуманист Януш Корчак. Для детей это образец культуры и нравственности, обладающий обширными знаниями (в разных областях) и широким кругозором. При поставленной задаче «воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество характера» просто невозможно ограничится знаниями одного лишь предмета. Получается, что свой статус в глазах учеников нужно заслужить.

Путь к этому – работа над собой, развитие в себе разносторонне развитой личности. По душе такой путь не каждому, отсюда и рождаются проблемы современного воспитания. А именно приобретение ложного авторитета.

Первым разделять педагогический авторитет на истинный и ложный предложил А.С. Макаренко. Истинный существует лишь в одном виде (примером может быть представленный выше) и ложный, который имеет множество подвидов [5, с. 202].

С последним мы сталкиваемся в современных российских школах. Младший преподавательский состав часто страдает авторитетом мнимой доброты. Заключается он в том, что учителя проявляют излишнюю снисходительность и заниженные требования, надеясь, что со своей стороны ученики оценят их «доброту» и проявят больше старания. Корень проблемы кроется в неопытности, и осознание неверных действий приходит довольно скоро, т.к. результат подобного обучения получается четко противоположный (вплоть до полного игнорирования).

Авторитет расстояния состоит в желании дистанцироваться от воспитанников, стараясь вступать только в официальные контакты. Такой воспитатель склонен преувеличивать свое положение и полномочия (например, позволяет себе заниматься посторонними делами на уроке).

Не менее часто можно встретить авторитет педантизма. Воспитатель педант свойственен проявлять к ученикам придирки, основанные на личных условностях, в результате чего одни ученики начинают вести себя слишком вызывающе, а другие напротив замыкаются в себе.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что учителя ставят себе целью добиться послушания. Это грозит получить из непослушного ребенка еще более непослушного и агрессивно (или деструктивно) настроенного. Либо же наоборот, проявляя излишние послушание в ребенке склонны развиться несвойственные качества личности.

Разумеется не все и каждый в наше время такие, но знающих, и обладающих педагогическим талантом действительно немного. И почти все они выпускники тех самых советских школ.

Не стоит забывать и про преподавателей вузов, ведь в высшей школе все обстоит несколько иначе, чем средней. Вопросы воспитания высокой морали и нравственности остались позади, и приоритетной задачей стало обучение специальности.

Отличительной особенностью лекционного занятия в вузе является присущая ему монологичность. И личностный авторитет здесь помогает предопределить настрой обучаемых, служит неким мотиватором. Как писал советский партийный деятель М.И.  Калинин «иные люди много знают, я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями» [2, с. 258]. Т.е. можно рассматривать знание своего предмета и способность донести его до слушателей – преподавательским мастерством.

Большой вклад в изучение этого вопроса внесла отечественный психолог и педагог Н.В. Кузьмина. Целью ее работы было определить уровень эффективности деятельности педагогов, и какого рода их действия можно признать наиболее продуктивными. В ходе исследования были выявлены гностический, конструктивный, коммуникативный и организаторский компоненты.

Гностический представляет собой набор профессиональных знаний, конструктивный отвечает за планирование занятий, коммуникативный – это поставленный голос и речь, общительность и настроение, организаторский состоит в мотивации студентов на работу. [4, с. 55-61]. Этот набор в конечном итоге и определяет авторитет преподавателя.

На мой взгляд как раньше, так и сейчас главными остаются профессиональные и личностные качества. Не секрет, что процесс образования зависит и от педагога и от обучаемого. И на основании всего вышесказанного можно судить о том, что авторитет первого является залогом успеха второго в этом процессе.


Библиографический список
  1. Ленин В.И. // Полное Собрание Сочинений. Том 40, 1919. – 161с.
  2. Калинин М. И. // Речь на совещании учителей-отличников городских и сельских школ, созванном редакцией «Учительской газеты». – О воспитании и обучении, М., 1957. – 258с.
  3. Крупская Н.К. // Педагогические сочинения, Том.3. 1959. – 265с.
  4. Кузьмина Н.В. // Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 55-61с.
  5. Макаренко А.С. // О воспитании. М. Политиздат, 1990. – 202с.


Все статьи автора «Gren»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: