УДК 338.2

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Гурьянов Павел Алексеевич
Национальный Минерально-сырьевой университет "Горный"
кандидат экономических наук

Аннотация
В данной статье анализируются статистические данные и факторы, обуславливающие необходимость совершенствование государственной политики занятости, а также предложены меры государственной политики по решению некоторых проблем на молодежном рынке труда.

Ключевые слова: безработица, государство, молодежная политика, образование, рынок труда, средний бизнес


DEVELOPMENT OF THE STATE YOUTH POLICY IN THE EMPLOYMENT IN RUSSIA

Guryanov Pavel Alekseevich
National Mineral and Raw University «Mining»
PhD

Abstract
In this article statistical data and the factors causing need improvement of a state policy of employment are analyzed, and also measures of a state policy for the solution of some problems on a youth labor market are offered.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянов П.А. Развитие государственной молодежной политики в сфере занятости в России // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3125 (дата обращения: 27.05.2017).

Происходящие трансформационные процессы в современной социально-экономической системе Российской Федерации обуславливают, то, что стимулирование экономического роста должно базироваться на усилении значимости информационно-экономических процессов, изменение механизмов взаимодействия между субъектами рынков и желании создать более адаптивные и гибкие институты и рынок труда. [1 с. 126]

В данной ситуации нужно на различных уровнях государственной власти уделить особое внимание молодежной политике в различных ее аспектах. Само по себе понятие «молодежь» является многогранным. Возрастные границы данного определения определены не строго и существуют различные классификации. Основным критерием исследователи считают возраст. Одни относят к молодежи людей от 11 до 25 лет, другие с 14 до 28 годов от роду, третьи от 18 до 22 лет, четвертые выделяют различные этапы, вроде ранняя подростковость (11-13 лет), поздняя подростковость (14-17 лет), молодежная зрелость (18-22 года) и молодые взрослые (23-28 лет). [2 с. 130] В нашем исследовании мы возьмем за базу возрастные критерии принятые Росстатом РФ от 15 до 29 лет. В табл. 1 приведены данные официальной статистики о численности молодежи в стране за 3 периода. Обращает на себя внимание, тот факт, что в структуре молодежи мужчин больше, чем женщин, если же рассматривать все население страны, то уже численность женщин доминирует над мужчинами. Численность молодежи на конец 2009г. сократилось на 870 тысяч человек по сравнению с 2000г. При этом численность молодежи проживающих в сельской местности, как мужчин, так и женщин увеличивается.

Таблица 1

Численность молодежи (на конец года; тыс. чел.) 

Показатель

1995

2000

2009

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Все население

15 735

15 227

17 131

16 748

16 709

16 300

Городское население

11 748

11 537

12 979

12 883

12 148

12 096

Сельское население

3 987

3 690

4 152

3 865

4 561

4 204

 

В настоящее время для российского рынка труда эксперты выделяют следующие характеристики: [1, с. 126; 3, с. 67]

  • слабая защищенность в процессе трудоустройства субъектов трудовых отношений;
  • ухудшение положения социально уязвимых групп, в том числе в виду применения незаконной дискриминационной практики;
  • отсутствие гибкости и резервов принятия решений в посткризисных ситуациях в условиях растущей безработицы.

Молодежь составляет существенную часть трудоспособного населения России, что представлено в табл. 2. Наименьшую долю в структуре трудоспособного населения молодежь играет в центральном федеральном округе. Данный факт можно объяснить большой конкуренцией в связи с более высокими зарплатами.

В настоящее время молодежь составляет наиболее крупную группу безработных более 30% от общего числа зарегистрированных безработных. При этом есть данные, что 25-28% от общей совокупности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений. [5, с. 62] Можно говорить о парадоксе. Наше государство тратит огромные денежные средства на обучение молодежи в государственных ВУЗах, а в итоге многие выпускники не способны найти работы по специальности. Данный факт говорит об низкой эффективности российского государства в данной сфере. При этом ряд исследователей заметили тенденцию, что выпускникам начальных профессиональных учебных заведений, легче найти работу, чем выпускникам высших учебных заведений. В табл. 3 представлены данные о распределении безработных по уровню образования в 2009г.


Таблица 2

Удельный вес молодежи в численности   трудоспособного населения по
федеральным округам (в %)
 

Территория

1995

2000

2005

2009

Российская
Федерация

33,9

35,7

36,8

35,7

Центральный
федеральный округ

32,4

33,8

34,3

32,9

Северо-западный ФО

33,0

34,8

36,2

35,2

Южный ФО

36,1

38,0

39,3

38,5

Приволжский ФО

33,8

35,0

36,4

35,7

Уральский ФО

33,9

36,1

37,2

35,9

Сибирский ФО

34,9

37,4

38,6

37,4

Дальневосточный ФО

35,2

37,4

38,3

37,3

 

                                                                                                                                        

Таблица 3

Распределение безработных по уровню образования в среднем за 20009г.

(тыс. человек) 

Распределение по категориям

Количество

Из них в возрасте, лет

15-19

20-24

25-29

Всего

6372,8

417,0

1362,9

925,1

В том числе имеют
образование:

Высшее
профессиональное

945,9

1,7

221,1

217,2

послевузовское

6,3

0,0

1,0

1,9

Среднее
профессиональное

1273,0

32,9

270,5

168,1

Начальное
профессиональное

1300,4

63,4

231,5

172,5

Среднее (полное)
общее

2092,3

204,6

507,6

276,3

Основное общее

683,6

98,9

120,5

82,0

Не имеют основного
общего

71,3

15,5

10,8

7,2

 

Безработица среди молодежи носит в основном структурный характер: специальности, полученные в учебных заведениях иногда не востребованы на рынке труда. По некоторым данным до половины молодых специалистов сменили свою профессию, так как не смогли найти работу по своей специальности [4, с. 60] Встает вопрос и о качестве образования. С увеличением числа негосударственных вузов, увеличилось число людей с высшим образованием, что явно привело к его девальвации. В данной ситуации требуется большая ориентация на взаимодействие между высшими учебными заведениями и бизнесом. Процесс этот сложный. Так как «всякое институциональное изменение требует дополнительных затрат, повышает, во всяком случае на какое-то время, транзакционные издержки, а отдельные экономические агенты, стремясь их минимизировать, во-первых, сопротивляются изменениям и, во-вторых, вводят их в старое русло». [1, c. 128]

К сожалению, современный рынок труда не создает хороших условий для трудоустройства молодежи. По данным социологического опроса перед молодыми стоят три главные проблемы высокий рост цен на продукты, низкий уровень зарплат и безработица. Очевидно, что современную молодежь волнуют проблемы трудоустройства. Если в 2002г. на вопрос: «По каким направлениям необходимо работать с молодежью?» на первом месте оказалось трудоустройство с 14% респондентов, то в 2009г с 28%. [1, с. 127-128]

В России среди молодежи очень развиты способы поиска работы с помощью неформальных способов, а именно через родственников и их связи, а также среди своих друзей и знакомых. Зачастую, молодежь получившая работу с помощью неформальных методов имеют не самую высокую квалификацию среди претендентов на вакансию. Кроме этого,  обладатели такими методами работы менее мотивированы к накоплению человеческого капитала в виде знаний, образования, квалификации, обычно у них ниже производительность труда.  Молодежь, не имеющая влиятельных родственников или друзей, остается без работы, имея при этом все формальные признаки для ее обладания, что может породить психологические проблемы у талантливой молодежи.

В исследование проведенном в Великобритании в 1988г., организацией Workplace Employee Relations выявлено, что сотрудники мелких предприятий в большей степени удовлетворены своей работой, нежели занятые в крупных корпорациях. В США в результате исследования мотивации выпускников Стэнфорда и Гарварда выяснилось, что большое их число, готовы  рассматривать, предложения о трудоустройстве при вдвое меньшей зарплате, чем в крупных организациях, при важном условии участия в прибылях и в управлении быстрорастущей предпринимательской структуре. Эти данные, озвученные в докладе профессора Р. Хисрика и на основе их сделавшего вывод о том, что для высококвалифицированных специалистов степень удовлетворенности трудом обратно пропорциональна величине организации, в которой они были заняты. [6, c. 109; 7 c. 29]

Более затруднительно в России открыть свое малое предприятие по сравнению с развитыми странами. Для малых предпринимателей очень остро стоит проблема доступа к кредитным ресурсам и высокие процентные ставки по ним.

Можно выделить несколько основных факторов, мешающих выпускникам найти работу по специальности: [3, c. 68]

  • проблема плохой информированности студенческого сообщества о состоянии рынка труда;
  • неадекватная (завышенная) самооценка юных специалистов, выражающиеся в создании комплекса неполноценности;
  • высокая ориентация выпускников на различные материальные блага;
  • почти полное отсутствие у большинства выпускников способности к саморазвитию в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка труда России.

Автор предлагает следующие меры государственной политики по решению некоторых проблем на молодежном рынке труда: [3, с. 68]

  • проведение мониторинга молодежного рынка труда, как на региональных, так и межрегиональном и федеральном уровнях;
  • проведение комплексных исследований прогнозирующих кадровые потребности бизнеса, как в территориальном, так и
    профессиональном разрезе;
  • усиление взаимодействия ВУЗов и предпринимательских структур, определения первыми потребностей предприятий в человеческом капитале и ориентации высших учебных заведений в процессе обучения на практическую составляющую обучения студентов, прежде всего, повышения финансовой грамотности;
  • стимулирование бизнеса государством на различных уровнях власти к более широкому применению целевых программ обучения;
  • совершенствование информационной и правовой систем механизма координации и взаимодействия субъектов молодежного рынка труда.
  • развитие программ поддержки малого и среднего бизнеса в России как одного из главных инструментов решения проблем занятости для низкоквалифицированных кадров. [7;8]

Библиографический список
  1. Брусянина М.С. Сфера образования как институциональное ограничение для молодежи на рынке труда // Вестник Томского государственного университета, 2010 № 332
  2. Соколовский А.А. Проблемы занятости молодежи в современной России // Известия Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М.Ф. Решетнева, 2006 № 2
  3. Гурьянов П.А. Молодежный рынок труда в России // Региональный рынок труда: проблемы регулирования: материалы II международной научно-практической конференции, Биробиджан, 2011
  4. Челюбеева Ю.В. Дисбаланс экономических отношений молодежного рынка труда: причины и проявления // Вестник Тамбовского университета, 2009 № 11
  5. Чернышева Н.И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения // Наука и экономика, 2011 № 1
  6. Юрков С. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения, 2000 № 9
  7. Антошков Д.А., Гурьянов П.А. Малый бизнес как инструмент молодежной политики занятости // Региональный рынок труда: проблемы регулирования: материалы II международной научно-практической конференции, Биробиджан, 2011
  8. Гурьянов П.А. Средний бизнес в России // Московское научное обозрение, 2012 № 3


Все статьи автора «Гурьянов Павел Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: